Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность общения. Функции и виды. 2 страница




Виды и функции общения.

В соответствии с содержанием общения выделяются различ­ные функции общения. Главной функцией общения является усвоение человеческого опыта, осуществле­ние этой общей функции конкретно проявляется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной; экспрессивно-ком­муникативной; регулятивно-коммуиикативной.1. Информационно-коммуникативная функция в процессе усвоения человеческого опыта обеспечивает передачу и усвоение информации, содержанием которой могут быть научные, практи­ческие, житейские знания, навыки, умения.2.Экспрессивно-коммуникативная функция ~ обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения, которое может сопровождаться не только сочувствием, сопереживанием, но и антипатией, отчуждением, «эмоциональной глухотой». Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общении 3.Регулятивно-коммуникативная функция проявляется когда субъект стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояний, общей активности, их понятий, ценностей, отношений. Регулятивная функция позволяет четко организовывать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие. Выделяются три типа межличностного общения: императив­ное, манипулятивное и диалогическое. 1. Императивное - авторитарная, директивная форма взаимо­действия с партнером с целью достижения контроля над его пове­дением, установками, мыслями. Партнер является пассивной сто­роной, объектом воздействия. Особенностью общения выступая конечная цель - не завуалированное принуждение партнера. Средствами его выступают: приказы, предписания, распоряжение требования. Эффективно это общение только при реализации: - военно-уставных отношений; - отношений типа «начальник - подчиненный» в экстремальных условиях; - работы при чрезвычайных обстоятельствах; -взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен» во время соревнований. Основным содержанием взаимодействия в процессе общения является регулирование совместной деятельности партнеров. Для понимания содержания общения в каждый конкретный момент времени необходимо понимание смысла действий партнера по общению, чему помогает знание ситуации взаимодействия и пози­ций партнеров по общению. 2. Манипулятивиое общение - форма общения, при которой воздействие па партнера по общению с целью достижения своих це­лей ведется скрытно, хотя в качестве результата также выступает осуществление контроля над поведением и мыслями человека, ф. Перлзом предложены варианты позиций в общении: «собака сверху» и «собака снизу». «Собака сверху» - «хозяин положения», задающий правила поведения и следящий за их выполнением; он критикует и угрожает. «Собака снизу» - «подчиненный» человек, требующий защиты и покровительства; лишенный инициативы и власти, пассивный. Манипулятор может запять любую из двух позиций. В некоторых случаях позиция «Собака снизу» является бо­лее действенной. Анализ взаимодействий в рамках традиционного транзактного анализа предполагает выделение позиций/ролей «Преследователя», «Жертвы» и «Помощника». «Преследователь» -тот, кто устанавливает ограничения па поведение других и контро­лирует их исполнение. «Жертва» - человек, который делает вид, что страдает от этих ограничений. «Помощник» - тот, кто помогает «Жертве». Смысл общения с использованием всех вышеописанных позиций заключается в том, чтобы поставить партнера по общению в зависимость от себя. Однако общение не­возможно без воздействия партнеров друг на друга, что отражается в соответствующих понятиях, описывающих общение. Сфера, в которой «Разрешена манипуляция» - бизнес, однако в связи с падением нравственных устоев происходит перенос манипулирования в дру­гие сферы жизни общества. В концепции общения, созданной Д. Кариеги, человек воспринимается не как уникальная личность, а как носитель «нужных» манипулятору свойств и качеств. Манипу­лятор часто сам становится жертвой собственных манипуляций, так как, руководствуясь ложными мотивами, теряет стержень собствен­ной жизни. Манипулятора (по Э. Шострому) характеризует лживость чувств, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Манипулятивным деформациям подвержены тренеры, пе­дагоги и психологи, так как они заинтересовывают, мотивируют, привлекают внимание учащихся в процессе обучения, т.е. в их дей­ствиях всегда присутствуют элементы манипуляции, что приводит к постоянному желанию объяснять, учить, доказывать. По сути дела, это монологическое общение, характеризуемое АА. Ухтомским фра­зой «... видит вокруг себя не людей, а своих двойников»,общение, в котором игнорируется истинный собеседник. 3. Диалогическое - равноправное, субъект-субъектное взаимо­действие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. Для эффективной реализации диалогичес­кого общения следует: настроиться на актуальное состояние собе­седника и свое собственное; воспринимать партнера безоценочно, доверять его намерениям; принимать его право на собственное мнение и решение. Восприятие партнера как равного определяет возможность персонифиникации общения, т.е. ведение беседы от собственного имени, демонстрации своих чувств и желаний, про­явления эмоций. Следует учиться активному слушанию собеседника, быть эмпатичньм, в меру рациональным и настойчивым и никогда манипулято­ром. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть разделено на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как: материальное; гностическое (обмен идеями, знаниями, средствами взаимо­познания); кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); - мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, мобилизующими психоэнергетический потенциал лю­дей); деятельностное (обмен действиями). По степени опосредованности: непосредственное общение (лицом к лицу) - непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения; - опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обменом информацией. Это или культурные (знаковые системы, записи символов па различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.), или природные предметы (брошенный камень, след на земле и т.д.). Может осуществляться через посредников - третьих лиц.Среди видов общения можно выделить деловое, личностное, инструментальное и целевое.Деловое общение обычно включено как частный момент в ка­кую-либо совместную продуктивную деятельность людей и слу­жит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, интере­сов и потребностей, глубоко и интимно затрагивающих личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потреб­ностью, по преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое общение само по себе служит средством удовлетворе­ния специфической потребности, в данном случае, потребности в общении. Важнейшими видами общения у людей являются вербальное (усвоение языка) и невербальное (передача информации с по­мощью неязыковых средств).

 

Билет 14

Общее понятие о психике. Психические явления и психологические факты

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действитель­ности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организ­ма. Психиче­ский образ - целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дис­кретной части действительности; это информационная модель действительности, исполь­зуемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией - регуляция деятельно­сти. Высшей формой психики является сознание человека. Сознание неразрывно связа­но с языком, речью. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих яв­лений. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Итак, психика - это субъективное отражение объективной действительности в иде­альных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней сре­дой. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явле­ний, умственного действия. Психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх-Я»). Все психические явления делятся на три группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства личности. Психический процесс - это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое отражение - это формирование образа тех условий, в которых осуще­ствляется данная деятельность. Психические процессы - это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности. Психологический факт - это: определенный акт поведения, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики; акт совместной деятельности группы, проявления общего настроения, акты об­щения между людьми.

Билет 15

Общее понятие о сознании, его структура

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Первая его характеристика: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека. Третья характеристика сознания - обеспечене целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания. Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.