Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и индивидуальные особенности мышления




Билет 53

Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного материала для того или иного вида мышления. Поэтому в данной классификации представлены три вида мышления. Первое – предметно-действенное (наглядно-действенное), инструментом которого является предмет, второе – наглядно-образное (иногда называют просто образным мышлением), оперирует образами реального мира, и последнее – словесно-логическое (понятийное), в котором мы пользуемся словом (понятием). Предметно–действенное мышление (наглядно-действенное) отражает скрытые связи и отношения реальной действительности, осуществляется посредством предметов-заменителей. Причины его возникновения: а) слабое развитие (или отсутствие) образного и понятийного мышления; б) отсутствие у субъекта на момент изучения знаний о существенных свойствах и связях познаваемого объекта. Особенность заключается в том, что с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. К функциям наглядно-действенного мышления относятся: выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Образное мышление(наглядно-образное) позволяло (и позволяет) познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. При этом обладает способностью отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Решение наступает внезапно, в виде озарения, Спецификой образного мышления является наполнение его результатов личностным содержанием и смыслом. Словесно-логическое мышление (или понятийное). Используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления,. Все остальные классификации мышления обычно касаются разновидностей именно этого вида мышления: аутическое и рациональное мышление. Аутическое мышление не имеет осознанной цели. Для него доступно мозговое управление информацией, от ощущений или от хранимого в мозгу материала без какой-либо конкретной, осознанной цели. Фантазии и галлюцинации представляют собой пример аутического мышления. Рациональное мышление, с другой стороны, логическое и рациональное, целесообразное и ориентировано на цель. Шаблонное и нешаблонное мышление. С помощью шаблонного мышления скорее происходит проверка истинности имеющихся знаний, возможности использования последних для получения новых знаний. Нешаблонное мышление можно определить как новый взгляд на вещи, получение новых идей. Его вершиной является творческое мышление, именно в результате этого мышления возникают гениальные творения. Для нешаблонного мышления характерно: осознание господствующей идеи; поиск различных подходов к изучаемым явлениям; высвобождение из-под жесткого контроля шаблона; использование случая (не препятствовать случайным процессам, но и не отдаваться на волю случая). Теоретическое и практическое мышление не являются генетически последовательными. Оба вида занимают свое место в познавательной сфере взрослого человека, хотя в житейской психологии довольно часто теоретическому мышлению отдается предпочтение, как более полезному для научной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.