Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности




12. Определить влияние изменения объема, структуры продукции и себестоимости изделий на себестоимость товарной продукции (исходные данные в таблице 8, результаты расчета привести в таблице 9).

 

 

Таблица 8

Исходные данные для анализа себестоимости сравнимой товарной продукции

Изделия Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Выпуск, шт. Себестоимость планового выпуска сравнимой товарной продукции, тыс.руб. Себестоимость фактически выпущенной сравнимой товарной продукции, тыс.руб.
S0i Sплi Sфi Nплi Nфi по среднегодо-вой себестои-мости предшест-вующего года по плановой себестои-мости отчетного года по среднегодовой себестоимости предшествую-щего года   по плановой себестои-мости отчетного года по фактической себестои-мости отчетного года
                     
А           27 520 27 950 27 840 28 275 30 450
Б           4 250 4 375 4 080 4 200 4 200
В           17 600 19 200 17 050 18 600 19 220
Г           4 950 4 895 4 950 4 895 4 840
Итого           54 320 56 420 53 920 55 970 58 710

 

Таблица 11

Влияние факторов на сверхплановую сумму экономии (перерасхода)

 

Факторы Сумма экономии (перерасхода), тыс. руб.  
 
1. Изменение объема продукции 2. Изменение структуры продукции 3. Изменение себестоимости изделий - 3 470 2 110 4 236  
Итого 2 876  

Сумма экономии (перерасхода) рассчитывается по формуле:


 

13. Определить значения показателя затрат на один рубль затрат товарной продукции. Проанализировать влияние изменения структуры продукции, себестоимости изделий и отпускных цен на изделия на изменение затрат на рубль товарной продукции (таблица 12) и на сумму экономии (перерасхода) (таблица 13).

Таблица 12

Данные для формирования показателя затрат на один рубль товарной продукции

Показатели Условное обозначение Значение показателя
А    
Исходные показатели 1.Себестоимость товарной продукции по плану, тыс. руб. 2.Себестоимость фактической товарной продукции, тыс. руб.: 2.1. по плановой себестоимости 2.2. по фактической себестоимости 3.Плановый объем товарной продукции в плановых ценах, тыс. руб. 4.Фактический объем товарной продукции в плановых ценах, тыс. руб. 5. Фактический объем товарной продукции в отчетных ценах, тыс. руб.   Расчетные показатели 6.Затраты на один рубль товарной продукции по плану, коп. 7. Затраты на один рубль товарной продукции по плану, пересчитанному на фактический ассортимент, коп. 8. Затраты на один рубль товарной продукции фактически в плановых ценах, коп. 9. Затраты на один рубль товарной продукции фактически в отчетных ценах, коп. 10.Отклонение фактических затрат от плановых (+.-), всего, коп. в том числе за счет:   Sп       Sфп Sфф   ТПпп   ТПфп   ТПфф     З1р.ТПфф1р.ТПпп     56 420   55 970 58 710 67 800   72 675   76 670   83,215     77,014   80,784   88,35     5,14    
10.1.Изменения структуры продукции, коп. 10.2.Изменения себестоимости продукции, коп. 10.3.Изменения цен на продукцию, коп. 77,01-83,21 80,78 – 77,01 88,35 – 80,78 - 6,20 3,77 7,57  

 

Таблица 13

Влияние частных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции и на общую сумму экономии (перерасхода)

  Факторы Изменение затрат на рубль товарной продукции, коп Сумма экономии (перерасхода), тыс. руб.
     
1. Изменение структуры и ассортимента продукции 2. Рост (снижение) себестоимости отдельных видов продукции 3. Рост (снижение) отпускных цен -6,2   3,77     7,57 - 45,05   21,11     42,72
Итого: 5,14 18,78

Сумма экономии (перерасхода) рассчитывается по формуле:


1) Определение изменения затрат на один рубль товарной продукции за счет изменения структуры и ассортимента продукции:

77,01-83,21 = - 6,20 коп. - Увеличилась доля более рентабельных видов продукции.

2) Определение изменения затрат на один рубль товарной продукции за счет изменения себестоимости отдельных видов продукции:

80,78 – 77,01 = 3,77 коп. - Возросла себестоимость отдельных видов продукции;

3) Определение изменения затрат на один рубль товарной продукции за счет изменения цен на товарную продукцию

88,35 – 80,78 = 7,57 коп. - Возросли отпускные цены на продукцию.

Баланс отклонений: (- 6,2) + 3,77 + 7,57 = 5,14 коп.

Снижение затрат на рубль товарной продукции на предприятии обусловлено не соблюдением режима экономии, а структурными изменениями в составе продукции и ростом отпускных цен на неё.

14. Выполнить факторный анализ прибыли от продажи продукции. Результаты расчета внести в таблицу 14.

Таблица 14

Прибыль от продажи продукции

  Показатели   По плану По плану, скорректированному на фактический выпуск   По отчету   Отклонения (+.-)
         
1.Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 2.Себестоимость, тыс. руб. 3.Прибыль от продажи, тыс. руб. 4.Увеличение (снижение) прибыли, тыс. руб. всего в том числе за счет изменений: 4.1.Объема продукции 4.2.Структуры продажи 4.3.Изменения себестоимости за счет структурных сдвигов 4.4.Изменения себестоимости изделий 4.5.Изменения цен на продукцию   67 800 56 420   11 380     Х   Х Х   Х   Х   Х   72 675 55 970     Х     Х   Х Х   Х   Х   Х   76 670 58 710   17 960     Х   Х Х   Х   Х   Х   + 8 870 + 2 290   6 580   - 4 505 2 111 - 4 505 2 111 4 272    

Таким образом, на прибыль отчетного периода оказали влияние следующие факторы:

Объем выпущенной продукции повысил прибыль на 1530 тыс. руб.

За счет изменения структуры продаж прибыль снизилась на 4 505 тыс. руб.

За счет изменений себестоимости продукции прибыль повысилась на 2 111 тыс. руб.

За счет изменения цен на продукцию прибыль - на 4 272 тыс. руб.

В целом, произошедшие изменения уменьшили величину прибыли в отчетном периоде на 6 580тыс. руб.

15. Определить значения показателя рентабельности продаж. Проанализировать влияние изменения структуры продажи продукции и индивидуальность рентабельности изделий на изменение рентабельности продаж (таблица 15).


Таблица 15

Анализ рентабельности продаж

 

Изделия     Изделие Объем продажи продукции, тыс. руб. Прибыль от продажи продукции тыс. руб. Доля изделия в общем объеме продукции, к-т   Рентабель-ность изделий, %   Влияние рентабельности изделия на рентабельность продаж %
                          откло в том числе за счет изменения
план факт план факт план факт план факт по плану факт нение от плана струк-туры про-дук-ции рента-бель-ности изде-лий
А                          
А Б В Г     38 700 6 375 25 600 6 600 39 150 6 120 24 800 6 600 0,4624 0,1344 0,3441 0,0591 0,4728 0,1304 0,337 0,0598 595,38 182,14 426,67 74,16 559,29 174,86 89,28 50,31 79,25 119,26 89,22 50,31 79,23 119,27 - 0,06 0,00 - 0,03 0,01 - 89,00 - 50,00 - 79,00 - 119 88,94 50,00 78,98 119,01
Итого         1,00 1,00 1278,35 1209,15 338,1 338,03 - 0,08 - 337 336,93

 

Из таблицы 15 видно, что рентабельность продаж изменилась по сравнению с плановой за счет следующих факторов: за счет изменения рентабельности изделия А на – 0,06%,,В - -0,03%, Г - 0,01.

 


16. С помощью приема цепных подстановок определить влияние изменения показателей рентабельности продаж, фондоотдачи, коэффициента оборачиваемости оборотных средств на рентабельность производства. Результаты расчета внести в таблицу16.

Таблица 16

Анализ рентабельности производства

Показатели Предшест-вующий период Отчетный период Абсолютное отклонение Темп роста, %
А        
1.Бухгалтерская прибыль, тыс. руб. 2.Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 3.Средняя стоимость ОПФ, тыс. руб. 4.Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 5.Рентабельность продаж, % 6.Фондоотдача, руб./руб. 7.Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 8.Рентабельность производства, % в том числе за счет изменения: 8.1.Рентабельности продаж 8.2.Фонодоотдачи 8.3.Коэффициента оборачивае-мости оборотных средств 17 120   67 800   214 000   38 658   25,3 0,32 1,75     Х Х   Х 17 960   76 670   224 500   40 555   23,4 0,34 1,89   6,26   Х Х   Х   8 870   10 500   1 897   - 1,9 0,02 0,14   -1,74   - 1,9 0,02   0,14 104,9   113,1   104,9   104,9   92,5 106,3 1,08   78,3   Х Х   Х

 

Формулы расчета по таблице 16:

1) Бухгалтерская прибыль = выручка – себестоимость

2) Выручка = объем продукции х цена продукции

3) Рентабельность продаж = прибыль/выручка

4) Фондоотдача = выручка / среднегодовая стоимость ОПФ

5) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = выручка / среднегодовая стоимость оборотных средств

6) Рентабельность производства = прибыль / среднегодовая стоимость ОПФ

Оценка результатов анализа позволяет сделать вывод, что изменение рентабельности производства в отчетном году произошло в основном за счет интенсивных факторов – увеличения коэффициента оборачиваемости основных средств и рентабельности продаж. Незначительное увеличение рентабельности производства произошло за счет увеличения фондоотдачи.

 

 

Заключение

В результате проведенного экономического анализа деятельности условного предприятия были получены следующие основные выводы.

В отчетном периоде по сравнению с предшествующим произошло увеличение выпуска продукции А на 35 тыс. шт., продукции В на 10 тыс. шт., продукции Г на 5 тыс. штук. Выпуск продукции Б не изменился.

Цена на изделие Г осталась неизменной в отчетном периоде, цены на все остальные изделия увеличились согласно плану.

В связи с данными изменениями произошел рост общего объема товарной продукции на 8 870 тыс. руб.

Также отчетный период характеризуется ростом показателей производительности труда, в частности, выработка на 1 работающего возросла на 17,29 тыс. руб., на 1 рабочего - на 31,07 тыс. руб.

В отчетном периоде произошло увеличение выпуска товарной продукции на 13,1%, фонд заработной платы рабочих увеличился на 11,7 %, увеличение численности рабочих составила 6 человек или 2,7%.

Рассчитанный коэффициент опережения показал, что темпы роста выработки 1 рабочего в 1 раз превышают темпы роста заработной платы.

Также среди положительных тенденций можно отметить рост показателей фондоотдачи, что свидетельствует о повышении эффективности использования ОПФ.

Из-за изменения стоимости ОПФ товарная продукция планового периода уменьшилась на 9 424 тыс. руб., а за счет роста фондоотдачи товарная продукция увеличилась на 18 294 тыс. руб. Из-за изменения стоимости материалов товарная продукция планового периода увеличилась на 10 742 тыс. руб., а за счет роста материалоотдачи товарная продукция снизилась на 1 872 тыс. руб.

На прибыль отчетного периода оказали влияние следующие факторы:

Объем выпущенной продукции повысил прибыль на 1530 тыс. руб.

За счет изменения структуры продаж прибыль снизилась на 4 505 тыс. руб.

За счет изменений себестоимости продукции прибыль повысилась на 2 111 тыс. руб.

За счет изменения цен на продукцию прибыль - на 4 272 тыс. руб.

В целом, произошедшие изменения уменьшили величину прибыли в отчетном периоде на 6 580тыс. руб.

Увеличение среднегодовой стоимости оборотных средств и коэффициента оборачиваемости на 7,7% свидетельствует о повышении эффективности использования оборотного капитала. Также в отчетном периоде наблюдается незначительное увеличение показателя фондоотдачи, что свидетельствует о том, что основные производственные фонды предприятия использовались более эффективно, чем в предшествующем периоде. Однако, повышение эффективности использования основного и оборотного капитала предприятия было столько незначительно, что рентабельность производства в отчетном периоде оказалась на уровне прошлого года.

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 235 с.

2. Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: ПБЮЛ Гриженко Е.М., 2012. – 321 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - М.: "Инфра-М" 2008. - 402 с.

5. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / А.Д.Шеремет. - М.: Инфра-М, 2010. - 333 с.

6. Экономическая статистика: учебник / под ред. Иванова Ю.Н. – 2-ое изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 417с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.