Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход урока




УМК

Ход урока

Конспект урока по истории России

Балльно-рейтинговая оценка образовательных результатов

Каждый критерий образовательного результата оценивается по следующей шкале:

· полное соответствие предъявляемому эталону – 1 балл

· неполное соответствие предъявляемому эталону – 0,5 баллов

· отсутствие соответствия предъявляемому эталону – 0 баллов

19-22 балла – «отлично»

15-18 баллов – «хорошо»

11-14 баллов – «удовлетворительно»

Учитель: Школа:

Дата:

Тема урока:

Тип урока:

Цель урока:

Программное содержание:

Основная идея урока:

Основные образовательные результаты:

Задачи урока:

Технология обучения:

Форма урока:

Основные понятия:

Основные даты:

Имена исторических деятелей:

Географические названия:

План изучения нового материала:

Оборудование урока:

Мизансцена урока:

Оформление доски:

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих, психологический настрой на урок  
II.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Отражение содержания учебного материала, методов и приёмов, форм и средств     Отражение содержания и видов учебной деятельности
II. III.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Отражение перехода от изученного к новому материалу, значения изучения нового материала (научно-познавательное, историческое, воспитательное), создание проблемной ситуации, главный вопрос и тема урока.   Участие в обсуждении, запись темы и домашнего задания.
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Отражение плана изучения нового материала, способов и заданий, форм и средств, содержания обучения   Отражение содержания и видов учебной деятельности
V.ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ Повторительно-обобщающая беседа (её содержание соотносится с основными образовательными результатами)   Предполагаемые ответы
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Оценка и отметка учебно-познавательной деятельности учащихся  

Приложения к уроку

1) Раздаточный дидактический материал (карточки, перфокарты, учебные тексты, изобразительная наглядность)

2) Мультимедийная презентация (электронный и бумажный виды)

Компоненты УМК Наименование литературы и её выходные данные
Основная и дополнительная учебная литература  
Методическая литература  
Научная и художественная литература  
Наглядные средства обучения  

 

Пример оформления конспекта урока по истории России (6 класс)

Учитель: И.В. Сорокина(учебно-методические материалы)

Тема урока: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников.

Программное содержание: Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда.

Основная идея урока: правление выдающейся личности позволило Древнерусскому государству превратиться в европейскую державу

Основные образовательные результаты:

По окончанию изучения темы ученик:

- рассказывает о приходе к Власти Ярослава Мудрого;

- знает и называет даты правления Ярослава, связывает их с хронологической последовательностью правления русских князей;

- даёт краткую характеристику личности и правления князя Ярослава;

- даёт определения понятий: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, посадник, усобицы, холопы;

- обосновывает значение принятия Русской Правды;

- называет политические действия князя Ярослава, которые привели к расцвету Древнерусского государства;

- даёт собственную оценку личности Ярослава и данного исторического периода.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о приходе к власти Ярослава Мудрого.

2. Охарактеризовать личность князя Ярослава.

3. Описать особенности политики князя Ярослава, которая привела к расцвету Древнерусского государства.

4. Подвести учащихся к пониманию огромного значения для объединения и укрепления Древнерусского государства с помощью единого свода законов – Русской Правды.

5. Формировать основные понятия темы.

6. Способствовать проявлению интереса учащихся к данному периоду истории, чувства сопереживания, гордости.

7. Развивать исторический стиль мышления, речь и память учащихся.

8. Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников.

Технология обучения: объяснительно-иллюстративное обучение

Форма урока: традиционная

Основные понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, посадник, усобицы, холопы

Основные даты: 1019-1054гг. – княжение Ярослава Мудрого; 1016г. – начало составления Русской Правды

Имена исторических деятелей: Ярослав Мудрый

План изучения нового материала:

1. Борьба за власть сыновей Владимира.

2. Личность князя Ярослава.

3. Внутренняя и внешняя политика Ярослава.

4. Начало русского законодательства. Русская Правда.

Оборудование урока: раздаточный дидактический материал (карточки и перфокарты); мультимедийная презентация, атласы, настенная карта «Древнерусское государство IX-XI вв.

Мизансцена урока: традиционная

Оформление доски: на доске дата, тема и главный вопрос урока, основные даты и понятия, в правом верхнем углу Д/З

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности
II.ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Письменный опрос: по карточкам - 4 человека; 4 человека по перфокартам Устный опрос: 4 человека по карточкам, по слайдам фронтально   Жетонная система оценки За партами индивидуально У доски
III. ПI.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Вводное слово учителя: В жизникаждого народа являются деятели, которые составляют эпоху в его истории. К числу таких редких выдающихся деятелей принадлежит и великий князь Ярослав. Ярослав не стал героем народных преданий как его отец Владимир,но в Лаврентьевской летописи говорится о нём как о государственном деятеле, образованном человеке. В историю он вошёл как мудрый правитель, но достаточно беспощадный и самовластный. Именно период правления великого князя Ярослава историки называют расцветом Древнерусского государства. Почему? Давайте разберёмся. Итак, главный вопрос урока: Почему при князе Ярославе наступил расцвет Древнерусского государства?     Запись в тетрадь темы урока, Д/З
IV.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. 1. Борьба за власть сыновей Владимира Рассказ учителя (образное повествование) - Владимир Красное Солнышко не доверял племенным князьям, поэтому он управлял страной, «сажая по городам» своих сыновей. Но и те, случалось, шли против воли отца. В 1014г. сын Владимира и Рогнеды ЯРОСЛАВ, княживший в НОВГОРОДЕ, отказался выслать в Киев полагавшиеся 2 тыс. гривен (слитков серебра, каждый весом около 200г) из 3 тыс. гривен новгородский дани. К тому же он был женат на дочери шведского короля, который был всегда готов оказать военную помощь Новгороду. Разгневанный Владимир велел собирать воинов, наводить мосты и дороги на север. Да только расхворался старый князь и 15 июля 1015 г. умер. Киевский стол занял СВЯТОПОЛК. Но киев­ляне не любили его и желали видеть своим князем БОРИСА РОСТОВСКОГО — любимого сы­на Владимира, рожденного от византийской принцессы Анны. В это время Бориса не было в городе: во главе киевской дружины он от­правился в поход на печенегов. «Пойдем с на­ми в Киев на Святополка», — уговаривали Бориса киевские дружинники. Борис, по преданию, отказался выступить против старшего брата, и киевляне ушли домой без него. Они боялись, что Святополк, видя их симпатию к Борису, разграбит их дворы. Остался Борис в степи лишь с малой дружиной. Вскоре напали на князя люди Святополка и всех его отроков зарубили. А самого Бориса закололи два подосланных Святополком варяга. Впрочем, скандинавские саги приписывают этот «подвиг» варягам Ярослава. Потом Святополк письмом, якобы написанным уми­рающим Владимиром, выманил на юг 15-летнего ГЛЕБА МУРОМСКОГО — второго сына Анны, опасаясь, как бы он не стал мстить за брата. Под Смоленском Глеба заре­зал собственный повар, подкупленный Святополком. В языческие времена дела Святополка расценили бы как доблесть, но христианская Русь прозвала его Окаянным и плакала над братьями-мучениками. Бо­рис и Глеб стали первыми русскими святыми. - Как вы думаете, каковы были дальнейшие планы Святополка Окаянного? Уз­нав о трагедии, Ярослав собрал народное собрание — вече. Плача и стеная, он говорил: «Братья! Отец мой Владимир умер; в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной — поддержите меня!» Новгород­цы согласились помочь Ярославу. Воеводы Святополка смеялись над северянами, называя Ярослава хромцом (он еще в детстве повредил ногу), а его воинов — плот­никами и холопами. Но однажды на рассвете новгород­цы перешли реку и одолели киевлян. Ярослав сел в Киеве. Одарив новгородцев, он отпустил их домой. Весной 1018 г. бежавший в Польшу Святополк вер­нулся вместе с польским князем Болеславом Храбрым, на дочери которого был женат, и захватил Киев. Ярослав хотел бежать за море, но посадник Константин велел пробить днище корабля. Новгородцы собрали деньги и наняли шведскую дружину, которая выгнала Святополка Окаянного из Киева. Летом 1019 г. опять появился на Руси Святополк. Теперь он привел с собой печенегов. У места гибели Бо­риса на реке Альте киевские полки разгромили его. Святополка разбил паралич. Несомый на плащах от­роками, он бежал через всю Польшу и сгинул где-то в неизвестном месте. Тут бы и передох­нуть Ярославу, но появился у него новый соперник — младший брат МСТИСЛАВ ТМУТАРАКАНСКИЙ. В 1024 г. братья сошлись в битве, которая происходи­ла ночью, в сильную грозу. Мстислав победил, однако не захотел княжить в Киеве. «Са­дись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть бу­дет эта сторона Днепра», — сказал он Ярославу. По уго­вору стал Мстислав править Тмутараканью и левобережной Северской землей с Черни­говом. А когда в 1036 г. Мстислав, пережив всех своих наследников, умер, левобережье Днепра и Тмутара­кань вернулись под руку великого князя киевского. Обобщение:Так в результате усобицмежду братьями Владимира киевский престо занял Ярослав. Словарная работа: - Как вы понимаете, что такое усобица? - Прочитайте в учебнике на стр. 55 определение данного понятия. - Запишите этот термин в тетрадь, дома выпишите его определение. 2. Личность князя Ярослава. Работа с датами - Избавившись от всех других претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править. Время княжения Ярослава с 1019 по 1054гг. стало годами расцвета Древнерусского государства. Сколько лет продолжалось его правление? (35 лет) Именно этот период в истории России считается временем завершения строительства государства. Краткая характеристика Ярослава (портрет) -«Владимир взорвал почву, просветив её святым крещением; Ярослав, сын его, посеял на этой почве семена книжного учения, а мы пожинаем плоды просвещения» - оценил роль Ярослава в русской истории наш самый знаменитый летописец НЕСТОР. Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Создать представление о внешности этого человека, правда уже в зрелом возрасте, нам позволяет реконструкция М.М. Герасимова. Однако мы знаем, что Ярослав был хромоног (повредил ногу ещё в детстве). Нестор рассказывает об его уме, храбрости, усердии в православной вере и сострадании к неимущим. Деятельность Ярослава поражает своим разнообразием. Не проходит и года без какого-либо похода, и вместе с тем Ярослав украшает Киев, строит великолепный храм святой Софии, о величии которого свидетельствуют иностранцы, основывает монастыри, школы и строит города. Для укрепления народа в православной вере Ярослав увеличил число священников по городам. Он впервые определил им содержание, отдавая для этого часть доходов от собственных имений. Жизнь русского народа получила при Ярославе новое развитие, страна превратилась в европейскую державу, дети Ярослава с помощью династических браков породнились с монархами многих европейских государств. Задание: к следующему уроку подготовьте ответ на вопрос: За что Ярослав получи прозвище «Мудрый»? - В «Повести временных лет» сказано о том, что Ярослав умер, прожив 76 лет, и был похоронен в Софийском соборе в Киеве. Обобщение:Таким образом, личность Ярослава Мудрого – яркая, сильная, многогранная явилась благоприятным условием для завершения формирования государства. 3. 2. Начало русского законодательства. Русская Правда. Сюжетный рассказ о создании Русской Правды. - Стремясь установить порядок и законность в государстве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название Русская Правда. Начало составления Русской Правды относится ещё к новгородскому периоду правления Ярослава – 1016г. (Правда Ярослава) Сыновья Яро­слава продолжили дело отца и дополнили Русскую Правду новыми статьями — так называемой Правдой Ярославичей. Анализ содержания Русской Правды. Русская Правда является ценным историческим источником. Мы узнаем из Русской Правды о социальной структуре Руси и княжеской администрации, об организации судебного процесса. За убийство, например, Правда Ярослава еще допус­кала кровную месть, хотя и ограничивала круг людей, имевших право мстить, близкими родственниками. Остальные же должны были довольствоваться штра­фом — вирой. Выборочное чтение документа «Из Правды Ярослава» - Найдите и прочитайте текст, подтверждающий это положение. Анализ содержания Русской Правды. Правда Ярославичей запретила кровную месть. За убийство полагалось платить виру. А вот в запутанных случаях, когда не было послухов (свидетелей), полагались на «Божий суд»: заставляли подозреваемого голой рукой вытащить из огня раскален­ное железо, и если ожоги быстро заживали, считали че­ловека невиновным. На «Божьем суде» могли также бро­сить в реку или организовать поединок спорящих и их сторонников. Русская Правда боролась с татями (ворами) и разбойниками. За разбой полагалась продажа в рабство с семьёй, за татьбу – штраф. Русская Правда обязывала жителей Руси самим смотреть за порядком. Обобщение: Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства. 4. 3. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Характеристика управления государством при Ярославе Мудром. - При Ярославе сложились более чёткие правила управления государством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Он издавал законы, был высшим судьёй и главным защитником Земли Русской. Великому князю была подвластна огромная территория от Чёрного до Балтийского морей, которой он правил с помощью своих сыновей, которых он отправлял в качестве наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал большими правами на своей земле, но не мог передать свою власть по наследству. Киевский князь сам назначал и глав местного управления в городах – посадников. Однако в городских центрах оставались сильными вечевые традиции, с которыми и великий князь, и наместники, и посадники должны были считаться. Вече, по-прежнему, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы. Словарная работа: - Прочитайте в учебнике определения слов: наместник, посадник, вотчина. Дома выпишите эти определения в тетрадь и выучите. Рассказ о внешней политике с показом по карте: - Во внешней политике Ярослав, продолжая дело своего отца, стремился укрепить южные границы государства. Крупнейшей победой Руси явился разгром печенегов под Киевом в 1036г. после чего степняки перестали совершать набеги на Русь. Ярослав хоть и незначительно, но расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ. В 1030г. он укрепил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город ЮРЬЕВ (своё второе имя – Юрий - князь получил при крещении). Но всё же в области внешней политики Ярослав больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. В 1043г. произошло последнее столкновение Руси с Византией, в 1046 году Византия и Русь заключили мирный договор, который был закреплён браком сына Ярослава Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Киевский князь обменивался посольствами с Германией, Францией, со Скандинавией и стремился породниться со многими монаршими дворами с помощью династических браков. Словарная работа: прочитайте в учебнике определение понятия «династический брак», дома выпишите это определение в тетрадь. Выборочное чтение: - Найдите в учебнике и прочитайте ответ на вопрос: Как Ярослав Мудрый с помощью династических браков укрепил положение Руси. Обобщение: чтение вывода в учебнике с. 53         Слайд     Фронтально высказывают предположения   фронтально учебник с. 55 запись в тетрадь   Запись в тетрадь: 1019-1054гг. – княжение Ярослава Мудрого. Фронтально       «Софийский собор в Киеве» - иллюстрация в учебнике С.60   Запись схемы в тетрадь РУССКАЯ ПРАВДА
 
 


Правда Ярослава

 

Правда Ярославичей

 

Учебник С.54. – 1 ученик

 

Иллюстрация

Княжеский двор (автор неизвестен)

 

Иллюстрация

А.Д. Кившенко «Чтение народу «Русской Правды»

 

Учебник с. 54-55

3 ученика по очереди

 

 

Карта в учебнике С.52

 

Учебник С.54 – 1 ученик

 

 

Учебник С.48 – 1 ученик

 

 

1 ученик

IV. V.ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ Повторительно-обобщающая беседа: - Посмотрите на схему «Лествичная система наследования». Какова была причина усобиц? Схема «Лествичная система наследования
КИЕВ
ЧЕРНИГОВ
ПЕРЕЯСЛАВЛЬ
СМОЛЕНСК
 

- Как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром?

- При Ярославле впервые появляется письменное законодательство. Почему возникла необходимость в нём? Как раньше обходились без него?

- Посмотрите на карту. От какой внешней опасности Ярослав избавил Русь?

- Какими ещё способами, кроме войн можно решить внешнеполитические вопросы? - Чем в этом смысле был знаменит Ярослав Мудрый?

- Почему период правления Ярослава называют расцветом Древнерусского государства?

 

  Фронтально - желание достичь киевского престола или хотя бы приблизиться к нему, устранение родственников-конкурентов   - Право – атрибут государства, до этого действовало обычное право, основанное на традициях - к 1036г. – от печенегов   - торговые договоры, союзы, династические браки -
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Содержательная оценка УПД и её результатов, выставление отметок в дневник  

 

Приложения к уроку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.