Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 квалификационная характеристика социального педагога




Квалификационная характеристика социального педагога е неотъемлемой составляющей его профессиональной культуры, которая отражает отношение человека к обществу, его истории и природы и направлена??на совершенстве ения и преобразования действительности Развитие профессии в исторической ретроспективе предусматривает изменение требований к ее представителям, включающие знания, умения, навыки, определенные личностные качества и нормы поведенияи.

Определению особенностей современного характера социально-педагогической деятельности посвящены исследования многих ученых, среди которых МА Галагузова, ИД Зверева, АЙ Капская, ЛГ Коваль, ГП Медведева, Ли М Мищик да и Міщик та ін.

Значительный вклад в рассмотрение проблем характера деятельности современного специалиста осуществила группа ученых под руководством профессора АЙ Капской Она подробно определила сущность, содержание, функции, сферу деятельно ости социального педагога и его личностные качесті.

Социальный педагог - специалист, занятый в сфере социальной работы или образовательно-воспитательной деятельности Он организует взаимодействие образовательных и внеучебных учреждений, семьи, общественности по мет той создание в социальной среде условий для социальной адаптации и благополучия в микросоциуме детей и молодежи, их всестороннего развитияу.

Социальный педагог, согласно должностным обязанностям:

- изучает психолого-медико-педагогические особенности детей и молодежи;

- исследует условия их жизни в микросоциуме;

- выявляет интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации отклонения в поведении детей и молодежи;

- предоставляет им своевременную помощь и поддержку;

- выступает посредником между личностью и организацией, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

- осуществляет реабилитацию детей-инвалидов в;

- организует работу с детьми и молодежью по месту жительства;

- обеспечивает социальное сопровождение детей-сирот;

- осуществляет профилактику негативных явлений среди детей и молодежи

Пригодность специалиста к выполнению приведенных должностных обязанностей определяется уровнем сформированности у него когнитивного и операционного компонентов готовности к социально-педагогической работы

Когнитивный компонент (знания) является теоретической основой социально-педагогической деятельности Он предполагает овладение специалистом знаниями, которые помогают на практике создавать систему средств и прием мел для достижения профессиональной цели, быстро ориентироваться в новых ситуациях, планировать свою деятельность, оценивать ее результативностьь.

В систему базовых теоретических знаний социального педагога относятся знания:

- основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детей и молодежи;

- основ социологии, психологии и педагогики;

- основных закономерностей развития личности;

- специфики потребностей и интересов различных возрастных групп детей и молодежи;

- специфики работы в разных микросоциуме;

- особенностей деятельности с семьей, различными группами детей и молодежи;

- функций государственных и негосударственных организаций в системе социально-педагогической деятельности;

- способов психолого-педагогической диагностики;

- современного состояния и тенденций развития детских и молодежных объединений

Эти знания реализуются в практической деятельности социального педагога Они тесно связаны с умениями, которые составляют операционный компонент готовности к социально-педагогической работы

Прежде всего это интегрированные умения, которыми должен обладать каждый специалист, независимо от специфики его конкретной деятельности

Коммуникативные умения предусматривают владение культурой межличностного общения, налаживания контакта с другим человеком, развитие взаимодействия с клиентом в положительном эмоциональном направлении

Аналитические умения направлены на анализ процессов, происходящих в социуме, анализ состояния ребенка и влияние на нее микро-социума, выделение проблем ребенка и понимание совместной деятельности с ней по их п преодолению.

Организаторские умения - создание и развитие официальной и неофициальной сети социальной поддержки личности, привлечение волонтеров, которые могут предоставить ресурсы, услуги и другие виды помощи

Прогностические умения предусматривают прогнозирование развития личности с учетом ее проблем; постановку цели деятельности и ее задач, прогнозирования возможного результата работы, планирование работы май йбутньои деятельности.

Проектировочные умения позволяют создавать программы деятельности по отдельным направлениям работы, осуществлять отбор необходимых методов и форм деятельности; конкретизировать содержание работы в каждом отдельном вы ипадк.

Социально-педагогическая работа относится к таким видам профессиональной деятельности, в которых не только знания и умения, но и личностные качества специалиста влияют во многих случаях на ее результативность

Определяя личностные характеристики социального педагога, необходимо всегда помнить, что он работает в сфере, которая основывается на способности успешно функционировать в системе межличностных отношений

Психологические характеристики: эмоциональная уравновешенность; низкая тревожность; стрессоустойчивость; творческое мышление; добра зрительная и слуховая память, последовательность в действиях; настойчивость; выдержка; Внимательное ность; наблюдательность.

Морально-этические качества: честность доброта; альтруизм; терпимость, справедливость; тактичность; емпатийнисть; конфиденциальность; скромность, ответственность; открытость; внимательность

Психоаналитические качества: адекватная самооценка; самоконтроль; самокритичность, стремление к самосовершенствованию; самоанализ; самодисциплинованисть

Педагогические качества: коммуникабельность визуальность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать) перцептивнисть (восприятие другого человека); оптимизм

Потребность в специалистах социально-педагогического профиля в Украине сегодня чрезвычайно актуальной Учреждения, где возможно трудоустройства социальных педагогов, могут быть государственными, общественными или государственно-общественными.

Сферы деятельности, в которых может быть задействован работник, преимущественно различают по ведомственной принадлежности

1 Сфера образования: общеобразовательные школы различного типа, школы-интернаты, детские дома, центры детского творчества

2 Сфера здравоохранения: дома ребенка, детские санатории, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, интернаты для детей-инвалидов, детские больницы, дружественные клиники для молодежи, анонимные кабине ети.

3 Сфера социальной защиты населения: центры социального обслуживания населения * приюты, кризисные центры для женщин

4 Сфера охраны правопорядка: приемники-распределители, специнтернаты, милиция по делам несовершеннолетних, колонии для несовершеннолетних

бы Сфера служб для молодежи: клубы по месту жительства, центры молодой семьи, центры социальных служб для молодежи, общественные детские и молодежные объединения, молодежные службы трудоустройства

На основании содержания социальной работы выделяются профессиональные функции социального педагога

Функции социально-педагогической деятельности - это основные направления работы социального педагога, в которых конкретизируется ее содержание

 

4. Гуманистические ценности личности социального педагога




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.