Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Способности




Темы для докладов

ТЕМА 11. ХАРАКТЕР. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

 

Вопросы для семинара

1. Представления о характере в отечественной психологии.

2. Проблема соотношения характера и темперамента в отечественной и зарубежной психологии.

3. Черты характера, составляющие его структуру.

4. Понятие акцентуаций характера, их отличие от психопатий.

1. Выраженность акцентуаций характера личности в социальном поведении.

2. Соотношение понятий «темперамент» и «акцентуация характера».

3. Типы акцентуаций характера.

Литература

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2001.

2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

4. Немов Р.С. Психология. – М., 2007.

5. Психология и педагогика. /Под ред. А.А.Радугина/. – М., 2000.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2008.

7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.

Задания по теме

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова:

1. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он ……………………. под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного …………………… с окружающим миром.

2. Решающее влияние на формирование характера оказывает …………..

3. Характер – …………………….. общественных отношений.

Задание 2.

Из приведенных суждений выбрать те, которые наиболее полно раскрывают научное понимание характера:

1. Характер – это такое совокупное психическое свойство человека, которое наследуется и формируется в процессе жизнедеятельности.

2. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

3. Характер – это сложившийся и укрепившийся в результате жизненных воздействий и воспитания типичный для личности стиль социального поведения.

4. Единство мотивов и воли есть то, что образует характер человека.

5. Можем ли мы говорить о существовании национального характера, профессионального, социального типа?

Задание 3.

Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности.

Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, политик, шоумен, портниха, фельдшер «скорой помощи», вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.

 

 

Вопросы к семинару

1. Определение способностей, связь способностей с успешностью выполнения деятельности.

2. Представление о задатках: задатки как природные предпосылки способностей.

3. Взаимосвязь способностей и задатков.

4. Способности как индивидуальные различия людей.

5. Условия и предпосылки развития способностей.

6. Общие и специальные способности.

Темы для докладов

1. Способности, одаренность и талант.

2. Развитие способностей у человека.

3. Креативность в профессиональной деятельности.

Литература

1. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2008.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.

5. Резепов И.Ш. Психология рекламы и PR. – М., 2008.

6. Теплов Б.М. Избранные труды. – М., 1985.

Задания по теме

Задание 1.

Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств.

1. Требуется определить, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.

2. Какие из свойств являются стержневыми?

Виды деятельности:

· математическая деятельность;

· деятельность музыканта;

· техническое творчество;

· изобретательская деятельность;

· чтение художественных текстов.

Свойства личности:

· способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);

· способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение;

· хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

· целостность восприятия, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;

· полнота, яркость представлений наглядных образов;

· способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;

· умение находить рациональный подход к практическим задачам с

учетом свойств и возможностей материалов;

· многообразный подход к решению вопроса;

· умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

· способность к воссозданию образов по словесному описанию;

· способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;

· острота наблюдательности за работой и устройством механизмов;

· легкое переключение от одной умственной операции к другой;

· точность восприятия цветовых оттенков;

· чуткость к языковым особенностям;

· способность тонко различать звуки по высоте;

· последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;

· точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений;

· эмоциональная отзывчивость на происходящее

· способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;

· способность к абстрактным рассуждениям;

· изобретательность, находчивость в решении вопроса;

· умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

· способность к анализу и синтезу образного материала.

Задание 2.

Познакомьтесь с определениями способностей, выработанными в отечественной психологии. Определите, в чем все психологи сходятся, а в чем их позиции различаются.

1. Б.М. Теплов: «Под способностями подразумеваются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие общие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

2. А.Н. Леонтьев: «Природные способности – это не задатки, а то, что формируется на их основе».

3. Н.С. Лейтес: «Способности – особенности психики, отличающие людей друг от друга по темпу продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов при относительно равном запасе знаний, навыков и одинаковом отношении к деятельности».

4. Ю.Б. Гиппенрейтер: «Способности определяются как индивидуально – психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности являются наиболее ярким, определяющим выражением человеческой индивидуальности, именно они характеризуют его как активного субъекта деятельности».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 2.191 сек.