Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертная оценка учителя




Детям из исследуемых классов присваивались оценки по следующим критериям:

- сформированность позиции школьника (желание ребёнка учиться, уровень подготовки домашних заданий);

- поведение ученика в школе (подвижность/расторможенность/заторможенность; общительность со сверстниками, общительность с взрослыми);

- особенности успеваемости ребёнка (работает в полную силу; на уроках невнимателен, несобран; способности есть, но не может их реализовать и тому подобное);

- домашняя подготовка (уроки выполняет самостоятельно; задания делает под контролем взрослых; домашнюю работу выполняет совместно со взрослыми);

- отношение родителей к учёбе ребёнка (заинтересованное – родители приходят на собрания, общаются с учителем помимо собраний по своей инициативе, принимают участие в подготовке внеклассных мероприятий; безразличное – родители участвуют в школьных делах ребёнка по мере необходимости, не проявляя инициативы).

По результатам экспертной оценки выделяются дети с:

- благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5);

- нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4);

- неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3).

Поученные данные отражены в таблице 2 «Климат в семье по оценке экспертов»

 

Таблица 2

Климат в семье по оценке экспертов

Количество Климат Количество человек %
Благоприятный   35,71
Нейтральный   14,28
Неблагоприятный    

 

Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что большая часть семей детей отнесена экспертами к типу с нейтральным для обучения психологическим климатом – 2 человека (14,28%). Значительная часть семей детей – 7 человек (50,00%) была отнесена экспертами к группе с неблагоприятным для обучения климатом. Самая меньшая часть семей детей – 5 человек (35,71%) отнесена экспертами к типу благоприятных для обучения.

Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие результатов проективного теста и мнения экспертов. Для повышения объективности произведено соотнесение полученных результатов, которое отражено в таблице 3 «Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики». Можно считать, что климат в семье ребёнка считается неблагоприятным, если совпадает мнение экспертов и результаты проективного теста. В остальных случаях семья ребёнка причисляется к семьям с благоприятным климатом.


Таблица 3

Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики

№ п\п Результат проективного теста (климат) Мнение экспертов (климат) Тип семьи
  + + +
  - - -
  + О +
  - - -
  + + +
  - - -
  + + +
  + + +
  + - +
  + + +
  + О -
  - - -
  + - -
  + + +

 

«+» - благоприятный климат;

«О» - нейтральный климат;

«-» - неблагоприятный климат.

Таким образом, дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу – 6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР»)

Выделяются следующие уровни факторов тревожности:

- высокий: > 75% совпадений;

- средний: > 50% совпадений;

- низкий: < 50% совпадений.

Данные, полученные при исследовании школьной тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах, представлены в таблице 4 «Уровень школьной тревожности детей в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)», таблице 5 «Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)».

Таблица 4

Уровень школьной тревожности детей в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)

Уровни Типы высокий средний низкий
Количество человек % Количество человек % Количество человек %
Общая тревожность в школе   12,50   25,00   62,5
Переживание социального стресса           37,50
Фрустрация потребности в достижении успеха            
Страх самовыражения       12,50    
Страх ситуации проверки знаний       12,50   12,50
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих           12,50
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу   12,50        
Проблемы и страхи в отношениях с учителями            

Как свидетельствуют данные, приведённые в таблице 4, большая часть детей – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).

 

Таблица 5

Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)

Уровни Типы высокий средний низкий
Количество человек % Количество человек % Количество человек %
Общая тревожность в школе   50,00   33,33   16,66
Переживание социального стресса   33,33        
Фрустрация потребности в достижении успеха            
Страх самовыражения            
Страх ситуации проверки знаний       33,33    
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих            
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу           16,66
Проблемы и страхи в отношениях с учителями   33,33        

Данные, полученные при исследовании тревожности в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет высокий уровень тревожности – 3 человека, 50,00%. Наибольшую тревожность у этих детей вызывают ситуации установления социальных контактов (2 человека – 33,33%) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 33,33%). Средний уровень тревожности выявлен у 2 человек (33,33%), при этом самой тревожной ситуацией дети считают ситуацию проверки знаний (2 человека, 33,33%). Обращает на себя внимание тот факт, что низкий уровень тревожности выявлен у подавляющего меньшинства детей - у 1 человека, что составляет 16,66% от количества детей в экспериментальной группе.

Исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.)

Определяются следующие уровни самооценки детей:

- завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим;

- нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы;

- заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям.

Полученные данные отражены в таблице 6 «Уровень самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах».

Таблица 6

Уровень самооценки детей в контрольной и

экспериментальной группах

 

Уровни Группы завышенный средний низкий
N % N % N %
контрольная   25,00   62,5   12,5
экспериментальная   16,66   50,00   33,33

N – количество человек.

Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).

Низкий уровень самооценки выявлен всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия.

В экспериментальной группе одинаковое количество детей – 5 человек (83,33%) имеют средний и низкий уровень самооценки. Напомним, что для детей исследуемого возраста низкий уровень самооценки считается признаком остро неблагополучного психологического состояния, что требует коррекционно-воспитательного вмешательства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.