КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экспертная оценка учителя
Детям из исследуемых классов присваивались оценки по следующим критериям: - сформированность позиции школьника (желание ребёнка учиться, уровень подготовки домашних заданий); - поведение ученика в школе (подвижность/расторможенность/заторможенность; общительность со сверстниками, общительность с взрослыми); - особенности успеваемости ребёнка (работает в полную силу; на уроках невнимателен, несобран; способности есть, но не может их реализовать и тому подобное); - домашняя подготовка (уроки выполняет самостоятельно; задания делает под контролем взрослых; домашнюю работу выполняет совместно со взрослыми); - отношение родителей к учёбе ребёнка (заинтересованное – родители приходят на собрания, общаются с учителем помимо собраний по своей инициативе, принимают участие в подготовке внеклассных мероприятий; безразличное – родители участвуют в школьных делах ребёнка по мере необходимости, не проявляя инициативы). По результатам экспертной оценки выделяются дети с: - благоприятным климатом для обучения в семье (средняя оценка по выделенным показателям 4 – 5); - нейтральным климатом (средняя оценка по выделенным показателям больше 3, но меньше 4); - неблагоприятным для обучения климатом в семье (средняя оценка больше 0, меньше 3). Поученные данные отражены в таблице 2 «Климат в семье по оценке экспертов»
Таблица 2 Климат в семье по оценке экспертов
Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что большая часть семей детей отнесена экспертами к типу с нейтральным для обучения психологическим климатом – 2 человека (14,28%). Значительная часть семей детей – 7 человек (50,00%) была отнесена экспертами к группе с неблагоприятным для обучения климатом. Самая меньшая часть семей детей – 5 человек (35,71%) отнесена экспертами к типу благоприятных для обучения.
Таким образом, наблюдается некоторое несоответствие результатов проективного теста и мнения экспертов. Для повышения объективности произведено соотнесение полученных результатов, которое отражено в таблице 3 «Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики». Можно считать, что климат в семье ребёнка считается неблагоприятным, если совпадает мнение экспертов и результаты проективного теста. В остальных случаях семья ребёнка причисляется к семьям с благоприятным климатом. Таблица 3 Соотнесение мнения экспертов и результатов проективной методики
«+» - благоприятный климат; «О» - нейтральный климат; «-» - неблагоприятный климат. Таким образом, дети, чьи семьи по результатам теста и мнению экспертов отнесены к неблагополучным, составляют экспериментальную группу – 6 человек, 42,85% от общего количества детей. Дети, чьи семьи отнесены к благополучным, составляют контрольную группу 8 человек, 57,14% от общего количества. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса («ШТУР») Выделяются следующие уровни факторов тревожности: - высокий: > 75% совпадений; - средний: > 50% совпадений; - низкий: < 50% совпадений. Данные, полученные при исследовании школьной тревожности детей в контрольной и экспериментальной группах, представлены в таблице 4 «Уровень школьной тревожности детей в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)», таблице 5 «Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)».
Таблица 4 Уровень школьной тревожности детей в контрольной группе (констатирующий этап эксперимента)
Как свидетельствуют данные, приведённые в таблице 4, большая часть детей – 5 человек (62,5%) в контрольной группе имеют низкий уровень общей школьной тревожности. Среди этих детей большая часть детей испытывают тревожность в ситуации переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (3 человека – 37,50%). Средний уровень школьной тревожности выявлен у 2 человек, что составляет 25,00%. Половина этих детей имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу – 1 человек (12,50%). Высокий уровень школьной тревожности присутствует у 1 человека – 12,50%. Тревожность у детей вызывают ситуации проверки знаний – 1 человек (12,50%).
Таблица 5 Уровень школьной тревожности детей в экспериментальной группе (констатирующий этап эксперимента)
Данные, полученные при исследовании тревожности в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет высокий уровень тревожности – 3 человека, 50,00%. Наибольшую тревожность у этих детей вызывают ситуации установления социальных контактов (2 человека – 33,33%) и проблемы и страхи в отношениях с учителями (2 человека – 33,33%). Средний уровень тревожности выявлен у 2 человек (33,33%), при этом самой тревожной ситуацией дети считают ситуацию проверки знаний (2 человека, 33,33%). Обращает на себя внимание тот факт, что низкий уровень тревожности выявлен у подавляющего меньшинства детей - у 1 человека, что составляет 16,66% от количества детей в экспериментальной группе.
Исследование самооценки (модификация теста Баранова А.А.) Определяются следующие уровни самооценки детей: - завышенная самооценка – ребёнок отмечает себя на самой верхней ступени лестницы – считает себя самым лучшим; - нормальная самооценка – ребёнок отмечает себя на средних 3-х ступенях лестницы; - заниженная самооценка – ребёнок отмечает себя на двух нижних ступенях лестницы, относя себя к плохим детям. Полученные данные отражены в таблице 6 «Уровень самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах». Таблица 6 Уровень самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах
N – количество человек. Таким образом, завышенный уровень самооценки выявлен у 25,00% (2 человека) в контрольной группе, в экспериментальной этот показатель ниже – 16,66% (1 человек) группах. Большая часть детей в контрольной группе имеют средний уровень самооценки – 5 человек (62,50%), в экспериментальной группе таких детей ровно 50% (3 человека). Существенные различия наблюдаются в количестве детей, имеющих низкий уровень: в контрольной группе таких детей 12,50% (1 человек), в экспериментальной процент существенно выше: 33,33% (2 человека).
Низкий уровень самооценки выявлен всего у 1 ребёнка (12,50%) в контрольной группе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот ребёнок (Илья С.) показал высокий уровень общей школьной тревожности, что позволяет предположить наличие неблагоприятной ситуации, не выявленной нашим исследованием и рекомендовать учителю и родителям внимательнее относиться к этому ребёнку, обратиться к школьному психологу для выявления причин неблагополучия. В экспериментальной группе одинаковое количество детей – 5 человек (83,33%) имеют средний и низкий уровень самооценки. Напомним, что для детей исследуемого возраста низкий уровень самооценки считается признаком остро неблагополучного психологического состояния, что требует коррекционно-воспитательного вмешательства.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |