Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умение слушать собеседника как один из основных элементов коммуникации




Слушание (аудирование) – это восприятие речевых акустических сигналов и их понимание, смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и переработку.

Выделяют следующие виды слушания: глобальное, которое предполагает восприятие сообщения в целом; детальное, цель которого воспроизвести услышанное в деталях, и критическое, которое предполагает понимание услышанного с позиций критического осмысления, определения своего отношения к услышанному.

Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Умение слушать – одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуникабельности человека. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с неправильным слушанием партнера. Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседников и создается ощущение, что их слушают и понимают.

Существуют следующие приемы слушания:

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание.

3. «Эхо–реакция» – повторение последнего слова собеседника.

4. «Зеркало» – повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов

5. «Парафраз» – передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. Побуждение («Ну и что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Наводящие вопросы (Что? Где? Когда?).

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции.

12. Пренебрежение к партнеру (игнорирует слова партнера) и т.д.

Можно выделить три вида слушания: активное слушание, в котором на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание, когда просто слушают человека, дают ему понять, что его понимают и готовы его поддержать, эмпатическое слушание, которое позволяет понять эмоциональное состояние собеседника и разделить его чувства.

Обычно в слушании выделяют несколько этапов:

побудительно-мотивационный, во время которого происходит осознание мотивов, целей и задач предстоящей работы;

ориентировочный, во время которого намечается программа реализации осознанного коммуникативного намерения;

аналитико-синтетический, во время которого происходит сам процесс слушания, анализ воспринимаемого, синтез и обобщение получаемых результатов;

исполнительно-контрольный, когда слушатель может действиями отреагировать на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания.

Можно выделить несколько функций слушания:

познавательную, способствующую расширению представления и знания об окружающем мире;

регулятивную, связанную с желанием получить знания о способах деятельности, о том, что следует предпринять в той или иной ситуации;

эстетическую, нацеленную на получение наслаждения, удовлетворения эстетических запросов;

реагирующую, в ходе которого слушатель отзывается на слова собеседника, она может быть выражена словесно или в форме какого–либо действия.

Слушание составляет 45 % речевой деятельности человека. Умение слушать является одним из главных показателей его культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.