Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Познавательная деятельность индивида




Тема 2. Основные этапы становления и развития психологии как науки

Задание 1. Проверьте знание конкретного материала

1.1. Основным направлением в современной психологии является:

a) бихевиоризм

б) функционализм

в) эмпириокритицизм

1.2. Кто из российских психологов XX столетия дал наиболее подробное описание кризисов возрастного развития:

а) Леонтьев А.Н.

б) Гальперин П.Я.

в) Выготский Л.С.

 

1.3. Предметом психологических исследований гуманистическая психология считает

а) систему мотиваций человека

б) здоровую творческую личность человека

в) познавательные процессы человека

 

 

Задание 2. Объясните, почему...

 

2.1. Можно ли согласиться с Аристотелем, считающим психологию наукой только о душе?

2.2. Психоаналитическое направление обратило усиленное внимание на изучение неосознаваемых психических процессов. Почему?

2.3. «Любое поведение определяется своими последствиями» (Б. Скиннер). Почему?

Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах

3.1. «…» - это бессознательная часть психики, бурлящий котёл биологических врождённых инстинктивных влечений.

3.2 С XVII века психология стала развиваться как наука о ….

3.3. Дж. Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состояний через понятие «…».

 

 

Задание 4. Подберите примеры

1.1. Психические расстройства – любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека.

1.2. По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, например, такие, как жадность, ревность, корысть, толкают ребёнка в направлении асоциальности.

1.3. Образ «Я» или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Задание 5. Прокомментируйте:

5.1. XVIII век в истории психологии был тесно связан с развитием ассоциативного учения. Сама идея ассоциации в свою очередь возникла в XVII в. и опиралась на представления, заимствованные из механики и физики.

5.2. Л.С. Выготский подчеркивал огромную роль переживаний индивида в процессе его формирования и развития.

5.3 К. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности.

 

Задание 6. Составьте системообразующую таблицу по основным этапам развития психологии как науки

 

Этап в развитии психологии Основные теории и основные представители Итоги этапа

 

Задание 1. Проверьте знание конкретного материала

1.1. Чем ощущения отличаются от восприятия:

а) интенсивностью

б) отражают лишь отдельные свойства объектов

в) отражают сигналы разных модульностей

 

1.2. Виды внимания:

а) заинтересованное;

б) длительное;

в) произвольное.

1.3. В чем проявляются индивидуальные различия в мыслительной деятельности:

а) в индукции и дедукции;

б) в скорости мышления;

в) в качестве мышления.

 

Задание 2. Объясните, почему...

 

2.1. «С помощью органов чувств человек воспринимает и выделяет из огромного, воздействующего на него энергетического потока самую нужную информацию, причем делает это с поразительной чувствительностью». (А.В. Петровский).

2.2. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, имеет несколько иную природу и играет особую роль в жизни человека. Почему?

2.3. Мышление человека, кроме того, что оно самостоятельный продуктивный процесс, принимает также участие в других процессах: в восприятии, в работе внимания, в памяти, в воображении и речи, особенно на высших уровнях их развития, обозначаемых как «высшие психические функции». Почему?

 

Задание 3. Заполните пропуски в следующих фразах

 

3.1. Накапливаемый практический опыт человека играет существенную роль в том, как он… действительность.

3.2. Мышление – это не прямое, а... человеком действительности, т.е. такое, при котором он использует разнообразные вспомогательные приемы и способы, рассчитанные на то, чтобы получить нужные знания

3.3.... внимания называется способность человека переводить внимание с одного предмета на другой, отвлекаться от первого и концентрировать свое внимание на втором.

 

Задание 4. Подберите примеры

 

4.1. Распределение внимания - это субъективная способность человека удерживать в центре внимания определенное количество разнородных объектов одновременно.

4.2. В долговременной памяти информация может храниться в непереработанном виде и может быть недоступна произвольному воспроизведению, но иногда воспоминания оживают непроизвольно и человек как бы раздваивается: он и в настоящем, и где-то в прошлом.

4.3. В процессе быстрого сна отрабатывается механизм психологической защиты путем переживания конфликта и поиска выхода в форме образов или символов.

 

Задание 5. Прокомментируйте:

 

5.1. «Интеллектуально развитым является человек, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи, т.е. обладает мышлением во всех трех названных областях». (Р.С. Немов)

5.2. В основу классификации видов восприятия В.Д. Шадриков кладет два основополагающих признака: преобладание того или иного анализатора и формы существования материи.

5.3. Когда мы говорим, что надо научиться быть внимательным, то под тем, чему надо научиться, подразумевается произвольное внимание, т.к. непроизвольное дано нам и так в практически готовом виде с самого начала жизни.

Задание 6. Составьте:

 

а) схему основных видов восприятия и памяти;

б) таблицу по основным видам мышления

 

Вид мышления   Возрастные границы формирования Элементы   Цель и задачи  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.