Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории ощущений




Вопрос 4. Методы исследования в психологии и педагогике.

Метод наблюдения - один из главных методов психологии. Различают прямое и косвенное наблюдение.

Прямое - изучает реакции человека на раздражитель или поведение в группе, если изучать типы контактов. Прямые наблюдения подразделяются на активные (научные) и пассивные (житейские). Житейские выражаются в пословицах, поговорках, метафорах. Научные имеют определённые цель, задачу, условия наблюдения.

Косвенное - применяется в ситуациях, когда изучают психические процессы,поддающиеся прямому наблюдению, с помощью объективных методов.

Недостатком метода наблюдения является тот факт, что при наблюдении практически невозможно добиться повторяемости, т.е. получить более точные данные и установить закономерности.

Эксперимент отличается от метода тем, что исследователь, изучая какое-либо явление, может произвольно менять условия, при которых оно совершается, фиксировать изменения затем проанализировать их.

Метод опроса. К этому методу относятся: беседа, анкетирование(самоотчёт испытуемых), тесты, интервью.

Метод анализа документов и продуктов деятельности позволяет оценивать личность не прямо, а по результатам ее труда.

Метод экспертных оценок предполагает оценку психологических и педагогических фактов с помощью экспертов - людей, компетентных в той сфере деятельности, которую они оценивают.

Психолого-педагогическое исследование имеет большие возможности, оно позволяет не только определить индивидуальные черты личности, уровень развития ее способностей, но и проверить эффективность содержания и методов ее воспитания, обучения, управления коллективом.

Вопрос 5. Ощущения: понятие, виды, свойства.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих органы чувств человека.

1)Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители и окружающую среду. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

2)Рефлекторная. Активный процесс. В состав каждого ощущения входит движение, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов),иногда в виде мышечных реакций(поворот глаз, напряжение мышц и т.д)

КЛАССИФИКАЦИЯ

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.

Классификация Ч. Шеррингтона. На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). Экстероцептивные (по контакту с раздражителями): а) Дистантные – слуховые, зрительные и обонятельные;б) Контактные – кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.