Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 11. Виды мышления. Основания выделения. Мыслительные операции




Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчёркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Функции:

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

 

Мышление – это процесс отражения связей и отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживанием чувства понимания ситуации. Мышление - это одна из фундаментальных и значимых для человека психологических способностей.

Основная задача - выявление значимых, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделяя их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

Виды мышления - это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы.

Выделяют 3 вида мышления(по генезису развития):

1. Наглядно-действенное определяется возможностью наблюдать объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.

2. Наглядно-образное - при таком мышлении ситуация преобразуется в образ или представление.

3. Словесно-логическое (мыслительные операции)- оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
  • Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

По функциям различают мышление:

  • Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
  • Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию.

Основные мыслительные операции:

  1. Анализ - процесс расчленения общего на части и выделение главного. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каждой его части в отдельности.
  2. Синтез – процесс сопоставления явлений и предметов друг с другом с целью анализа этих предметов, событий, явлений: выделение в них общего и различного
  3. Сравнение - установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
  4. Обобщение – может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. также обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
  5. Абстракция - отвлечение от отдельных конкретно-чувственных свойств объекта и называется абстракцией.
  6. Конкретизация - необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.
    Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.