Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поступления налогов и сборов в государственные социальные внебюджетные фонды за январь – март 2002 и 2003 гг. 4 страница




Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами, устанавливающими функции отдельных органов власти в бюджет ном процессе. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ.

Основными направлениями бюджетной политики РФ являются:

• четкое и устойчивое проведение структурных экономических ре форм, в том числе дальнейшее реформирование налоговой системы и повышение на этой основе собираемости налогов в бюджет;

• достижение дефицитности федерального бюджета, сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

∙ снижение государственных заимствования, увеличение сроков их погашения;

∙ стимулирование движения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

• создание условий для продолжения роста экономики и повышения реальных доходов населения;

• совершенствование межбюджетных отношений.

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, тон эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных показателей так же может выступать одним из критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Отметим основные критерии эффективности бюджетной политики:

• уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

• уровень выполнения бюджетных обязательств;

• величина бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете;

е масштабы эмиссии денежных суррогатов;

• величина просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;

∙ величина просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

В бюджетной политике РФ должны быть отражены особенности межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

Бюджетный кодекс РФ определяет следующие принципы межбюджетных отношений:

• распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

• разграничение (закрепление) на постоянной основе и распре деление по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

• равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

• выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Такие принципы определяют основу бюджетного федерализма. Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры раз деления между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации и региональных трансфертов муниципальным образованиям.

Согласование объемов определения и распределения финансовой помощи регионам осуществляется по единым правилам, что позволяет заменять большую часть дотаций, ранее утверждаемых в абсолютных суммах, трансфертами, исчисляемыми на основе утверждаемых процентных долей субъектов РФ в ФФПР или до лей муниципальных образований в ФФПМО. Эти доли определяются по единой для всех регионов (муниципальных образований) формуле, а фактические трансферты перечисляются субъектам РФ (муниципальным образованиям) исходя из фактически поступивших средств в ФФПР (ФФПМО), образуемый в составе федерального (регионального) бюджета по утверждаемому ежегодно про центу отчислений от налоговых поступлений.

Острота противоречий по бюджетным вопросам между центром и субъектами РФ, как и последних с органами местного самоуправления, не снижается. Из ряда причин можно выделить следующие:

• существует большой разрыв между потребностями регионов в финансовой помощи и возможностями федерального бюджета для ее оказания;

• отсутствуют объективные оценки бюджетных потребностей регионов;

• межбюджетные отношения Федерации и ее субъектов имеют свою специфику;

• предоставление регионам финансовых ресурсов никак не увязывается с выполнением региональными властями требований государственно-экономической политики;

• отсутствует стимулирование развития собственной налоговой базы на местах и наращивание собственных налоговых усилий регионального руководства.

Наряду с указанными факторами большое влияние на обострение противоречий между Центром и регионами оказывает отсутствие четкой правовой базы, запутанность и субъективизация процедур распределения финансовой помощи, слабая экономическая обоснованность критериев бюджетного выравнивания, практика принятия федеральных законов, влекущих увеличение расходов или снижение доходов бюджетов субъектов Федерации без определения источников финансирования.

В связи с этим реформирование системы межбюджетных отношений является на сегодняшний день необходимым шагом. Программа стабилизации экономики и финансов содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, среди которых:

• утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов;

• жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер;

• заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и проведение через них средств по оплате за энергию и газ региональных бюджетов получателей;

• стимулирование собственных налоговых усилий с учетом объемов полученных трансфертов из ФФПР, ФФПМО;

• обусловленность представляемых трансфертов;

• особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;

• введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса.

Важнейшими составляющими успешной бюджетной политики государства являются: базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, способствующая поддержанию на рынке капиталов низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Основные характеристики федерального бюджета РФ в 2002-2004гг. представлены в таблице 1.4.2.

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики 2002—2004 гг. являются четкое и устойчивое проведение структурных экономических реформ и создание условий для продолжения роста экономики и повышения реальных доходов населения.

 

Таблица 1.4.2

Основные характеристики федерального бюджета РФ в 2002-2004гг.

Основные показатели 2002 г. 2003 г. 2004г.
Доходы, млн руб. 2 125 718,2 2 417 791,8 2 742 850,4
Расходы, млн руб. 1 947 386,3 2 345 641,4 2 659 447,0
Профицит, млн руб. 178 331,9 72 150,4 83 404,3
ВВП, млрд руб. 10 950,0 13 050,0 15 300,0
Инфляция, в %   10-12  

 

В 2002 г. наблюдалась позитивная динамика экономического раз вития: рост ВВП — 4 %, промышленного производства — 3,7 %, доходы населения возросли на 2 3—24 %, темпы инфляции снизились на 3 %, золотовалютные резервы увеличились на 11 млрд. долл., было осуществлено запланированное погашение внешнего долга в сумме 14,2 млрд. долл., остаток капитала за год сократился с 24 до 16 млрд. долл., В 2002 г. снизилось налоговое бремя по отношению к ВВП с 34 % до 32 %, увеличена налоговая нагрузка на топливно-энергетический комплекс с 10 до 15 %. В целом превышение доходов над расходами по ВВП составило 2,5 %. В 2002 г. сохранилась социальная направленность всех региональных бюджетов: 46 % всех расходов бюджета направлялись на социально-культурную сферу, 26 % — на жилищное хозяйство. Был усилен финансовый контроль за расходами всех внебюджетных фондов. Впервые за долгие годы был начат процесс формирования долгосрочных и среднесрочных бюджетов, запланирован среднесрочный финансовый план до 2005 г.

Общая сумма доходов бюджета 2003 г. была запланирована в сумме 2 417,791 8 млрд. руб., в том числе налоговые доходы составили 1 892,363 7 млрд. руб. Общая сумма расходов — 2 345,641 398 млрд. руб. Дефицит составил 72,150 402 млрд. руб. Из дефицита на погашение государственного долга направляется 51,4 млрд. руб., на пополнение финансового резерва — 20,7 млрд. руб. Инфляцию планировалось удержать в пределах 10—12 %.

По предварительным итогам исполнения федерального бюджета в 2003 г., подведенным Министерством финансов РФ, федеральный бюджет по расходам исполнен в сумме 2 371,5 млрд. руб., или на 98,2 % бюджетных назначений и 97,7 % уточненной бюджет ной росписи. По доходам в сумме 2 588,3 млрд. руб., или на 101 %; доходы бюджета без учета поступлений единого социального на лога составили 2 224,7 млрд. руб., или 16,7 % ВВП (в 2002 г. — 17,2 %). Дефицит составил 216,8 млрд. руб., 9,1 % от суммы произведенных расходов, или 1,6% ВВП. Первичный Дефицит составил 437,7 млрд. руб., или 3,3 % ВВП.

В декабре 2003 г. превышение фактического поступления доходов по отношению к запланированному на месяц объему доходов федерального бюджета составило 17,06 млрд. руб.

При этом по доходам, находящимся в ведении Министерства по налогам и сборам России (ныне Федеральная служба), в декабре превышение фактического поступления доходов общего покрытия по отношению к плановым назначениям составило 3,65 млрд. руб.; поступления ЕСН оказались выше плановых значений на 3,27 млрд. руб.; поступление доходов по другим ведомствам, администрирующим сбор доходов, превысило плановые значения в общей сумме на 10,14 млрд. руб., в том числе по Государственному таможенному комитету России — на 4,82 млрд. руб., по Минфину и другим федеральным ведомствам — на 5,95 млрд. руб., по Государственному комитету РФ по рыболовству на 0,005 млрд. руб.

Недопоступление сложилось по доходам, находящимся в ведении Минимущества России, на 0,63 млрд. руб. и Министерством РФ по атомной энергии — на 0,01 млрд. руб.

Доходы федерального бюджета за 12 месяцев 2003 г. по предварительной оценке сложились из следующих сумм налогов, сборов и других платежей:

• Министерство по налогам и сборам мобилизовало в федеральный бюджет 1 675,1 млрд. руб., или 100,5 % планового объема. Без учета ЕСН — 311,5 млрд. руб., или 100,8 % плана.

• Государственный таможенный комитет обеспечил доходы в сумме 757,6 млрд. руб., или 100,8 % планового объема.

• Министерство имущественных отношений обеспечило поступления в сумме 41,5 млрд руб., или 107,8 % плана.

• Министерство финансов и другие федеральные органы мобилизовали в бюджет 82,1 млрд руб., или 110,8 % планового объема доходов за год.

• Минатом России внес в бюджет 18,6 млрд руб., или 105,2 % от бюджетных назначений.

• Госкомитет России по рыболовству внес в бюджет 12,8 млрд руб., или 203 % от планового объема доходов.

Объем финансового резерва на 1 января 2004 г. предположительно оценивается в 255 млрд руб., остатки бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд РФ, — в 103,5 млрд руб.

В 2003 г. по ряду разделов бюджетной классификации (образование; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; культура, искусство и кинематография, здравоохранение и физическая культура) отмечено превышение запланированных объемов финансирования федерального бюджета. В приоритетном порядке осуществлялось выделение средств на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих. Средства на эти цели составили 419,7 млрд руб., или 100,3 % плана.

По разделу «Национальная оборона» расходы профинансированы на 100,4 % бюджетных назначений и 99,8 % уточненной бюджетной росписи. По разделу «Промышленность энергетика и строительство» расходы профинансированы на 98,1—102,2 %. По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы профинансированы на 98,5 % плана и 98,5 % уточненной росписи. По разделу «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» расходы в 2003 г. составили 796,4 млрд руб., или 99,2 % плана и 97,7 % уточненной росписи. По разделу «Транспорт, связь и информатика» расходы составили 98,7— 99,1 %. По разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» — 88,3 % и 90,3 % соответственно.

По разделу «Социальная политика — 97,8% плана и 98,4% уточненной бюджетной росписи. Недофинансирование было вызвано отсутствием отчетных данных о финансовых расходах в течение года в ряде субъектов Федерации (по подразделу «Социальная помощь»); по подразделу «Миграционная политика» — в связи с неполным использованием выделенных средств. Остаток бюджетных средств будет направлен на финансирование расходов, связанных с выплатами компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате событий в Чеченской республике.

Рост ВВП России за 2003 г. составил 6,6 %, промышленного производства — 6,7 %. Рост инфляции за первые 11 месяцев 2003 г. составил 10,8 % (за тот же период в 2002 г. — 13,3 %).

Золотовалютные резервы России к 12 декабря 2003 г. достигли 71,8 млрд долл. — рекордной цифры за весь период регулярной публикации этой информации (1 января 2003 г. — 47,8 млрд долл.).

По предварительным оценкам, рост инвестиций в экономику России в 2003 г. превысил 11 % (2,6 % — в 2002 г.); российский экспорт достиг уровня 132 млрд долл. (на 22,7 % выше, чем в 2002 г.), импорт — 73 млрд долл. (на 19,7 % выше, чем в 2002 г.)

В 2003 г. реальные доходы населения увеличились на 13,9 %. Уровень среднемесячной зарплаты увеличился на 24 %. Количество людей, доходы которых ниже черты бедности, сократилось с 37 млн чел. до 30,9 млн чел.

Таким образом, бюджетная система является важным элементом финансовой системы, а бюджетное планирование — важней шей составной частью финансового планирования, подчиненной требованиям финансовой политики государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.