Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену. Примерная тематика рефератов 1. Проблема человека в основных психологических школах XX – начала XXI века. 2. Свобода воли и




КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема человека в основных психологических школах XX – начала XXI века.
2. Свобода воли и личная ответственность.
3. Уникальность жизненного пути человека.
4. Приемы активизации запоминания.
5. Эмоциональная память, ее значение в психике.
6. Способы предупреждения нежелательного забывания.
7. Нарушения памяти, их виды и причины.
8. Творческое мышление, его характерные особенности и возможности.
9. Психология допонятийного мышления.
10. Техническое мышление, его характеристика и структура.
11. Творческие особенности и возможности личности.
12. Воображение в научном и художественном творчестве.
13. Эмоциональная устойчивость как характеристика личности.
14. Значение эмоциональной эмпатии в общении.
15. Эмотивность человека, ее взаимосвязь с познавательными процессами и мировоззрением.
16. Агрессия, ее причины и способы преобразования.
17. Средства коммуникации: невербальные средства общения.
18. Приемы развития воли.
19. Значение воли для мотивации к деятельности и достижения успеха.
20. Способы достижения и сохранения эмоционального равновесия
21. Механизмы и формы психологической защиты.
22. Внушаемость как индивидуальное качество, его роль в жизни человека
23. Влияние темперамента на общение, профессиональную и учебную деятельность человека.
24. Тревожность как характеристика личности.
25. Лидерские и коммуникативные способность, их значение.
26. Способности к творческой деятельности, их виды.
27. Способы измерения умственной одаренности.
28. Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.
29. Ценности и цели современного образования.
30. Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.
31. Психологическая совместимость, способы ее определения.
32. Личностное формирование и развития ребенка в семье.
33. Пути индивидуализации обучения в условиях средней (высшей) отечественной школы.
34. Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности в основных формах учебы студентов высших образовательных учреждений.
35. Обучение и воспитание как условие и источники личностного развития человека.
36. Диагностика успешности обучения и интеллектуального развития.
37. Пути целенаправленного педагогического воздействия на формирование социальных установок человека.
38. Психолого-педагогические факторы внутрисемейного воспитания.

1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Этапы становления пси-

хологии как науки. Задачи и предмет психологии.

 

2. Структура психических явлений. Психические процессы, психические со-

стояния, психические свойства. Антропологический принцип в науках о че-

ловеке.

 

3. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии. Фунда-

ментальные, прикладные, общие, специальные.

 

4. Взаимосвязь психологии с другими науками. Философия и психология. Пси-

хология и педагогика. Психология и педология. Психология и история.

 

5. Методы психологических исследований. Объективные и субъективные ме-

тоды психологических исследований. Наблюдение, опрос, тест, экспери-

мент, моделирование.

 

6. Принципы построения психологического исследования. Цель, проблема, за-

дача, объект, предмет, гипотеза исследования.

 

7. Понятие о сознании. Общественное и индивидуальное сознание. Деятель-

ность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты созна-

ния.

 

8. Эмпирические характеристики сознания: пространственная, временная, ин-

формационная, энергетическая, мысленное представление действительности.

Свойства сознания.

 

9. Этапы становления человеческого сознания. Трудности при изучении созна-

ния. Самопознание. «Я – концепция». Виды «Я - концепции». Идентифика-

ция и рефлексия.

 

10. Бессознательное. Учение о бессознательном в психологии. Структура лич-

ности по З.Фрейду. «Ид», «эго», «суперэго». «Окольные пути бессознатель-

ного». Понятие о механизмах психологической защиты.

 

11. Определение понятий: организм, индивид, личность, индивидуальность.

Теория «субъекта деятельности» Б.Г. Ананьева. Биологический, социаль-

ный аспекты личности, двухфакторная теория В.Штерна.

 

12. Понимание личности в различных психологических теориях. Структура

личности. Свойства личности.

 

13. Деятельность человека, ее отличия от активности животных. Отличие дея-

тельности от поведения. Процессы интериоризации – экстериоризации в

деятельности.

 

14. Характеристики деятельности: мотив, цель, предмет деятельности. Психо-

логическая теория деятельности. Структура деятельности: уровень особых

видов деятельности, уровень действий, уровень операций, уровень психо-

физиологических функций.

 

15. Этапы развития потребностей личности. Мотив и мотивация как проявлние

потребностей личности. Виды мотивов.

 

16. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Анализатор, его

отделы. Механизм действия анализатора. Классификация ощущений.

 

17. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность,

пространственная локализация. Пороги ощущений. Закон Бугера-Вебера.

Основные закономерности ощущений: адаптация, взаимодействие, синесте-

зия, контраст ощущений.

 

18. Понятие о восприятии. Отличия восприятия от ощущений. Участие памяти

и мышления в процессе восприятия. Виды восприятия.

 

19. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность,

константность, апперцепция, иллюзия, осмысленность, активность.

 

20. Сущность, особенности внимания, его функции. Виды внимания: непроиз-

вольное, произвольное, послепроизвольное.

 

21. Основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переклю-

чаемость, распределение, объём, отвлекаемость. Гипотеза устойчивости

внимания по С.Л. Рубинштейну

 

22. Память. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная память. Ви-

ды образной памяти. Словесно-логическая память. Непроизвольная и про

извольная память. Кратковременная, оперативная, долговременная виды

памяти.

 

23. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение,

забывание. Эффект Зейгарник. Методы тренировки и совершенствования

памяти.

 

24. Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды воображения:

активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное воображение.

Воображение и процессы памяти и мышления. Воображение и эмоции. Во-

ображение и регуляция органических процессов. Воображение и двигатель-

ные функции человека.

 

25. Функции воображении. Мечты, грёзы, фантазия, сновидения. Основные

этапы создания образов. Формы синтезирующей деятельности: агглютина-

ция, уменьшение/увеличение объекта, схематизация, акцентирование. Во

ображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.

 

26. Понятие о мышлении. Признаки мышления: обобщенное отражение дейст-

вительности, опосредованное познание объективной реальности, решение

задачи. Мышление и речь. Внутренняя речь. Логические формы мышления:

понятия, суждения, умозаключения.

 

27. Виды мышления. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение,

обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.

Характеристики мышления: самостоятельность, гибкость, быстрота, широ-

та, глубина, критичность, содержательность, продуктивность.

 

28. Виды эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства,

настроение, стресс.

 

29. Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Стенические и астенические

переживания. Эмпатия. Фрустрация. Основные отличия эмоций и чувств.

Амбивалентность чувств. Виды чувств.

 

30. Функции эмоций. Стресс и дистресс. Эмоциональная сфера в структуре

личности. Информационная теория чувств П. В. Симонова.

 

31. Воля. Признаки волевого поведения. Функции воли. Структура волевого

действия. Волевые качества личности: первичные, вторичные, третичные.

 

32. Понятие о темпераменте. Теории темперамента: Гиппократ, И. Кант,

И.П. Павлов. Признаки темперамента. Свойства темперамента: сензитив-

ность, реактивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность,

экстравертированность, интровертированность. Психологическая характе-

ристика типов темперамента.

 

33. Характер, его физиологические основы. Теоретические и эксперименталь-

ные подходы к исследованию характера. Черты характера. Структура харак-

тера. Формирование характера. Акцентуации характера.

 

34. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность, талант, гениаль-

ность.

 

35. Предмет педагогики. Ее основные категории: развитие, воспитание, обуче-

ние, образование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.