Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет № 17 Методы контроля. Обратная связь в обучении




В процессе обучения важную роль играет так называемая об­ратная связь, т. е. та информация, которая поступает от ученика к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и дости­жениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и на­выков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для преподавателя, так как позволя­ет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать ре­зультаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, диф­ференцировать методы и задания с учетом индивидуального про­движения и развития учащихся. Обратная связь позволяет учащимся видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. Самоанализ своей учебной деятельности называется внут­ренней обратной связью.

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, конт­роль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также вы­ставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Проверка — процесс установления успехов и трудностей в ов­ладении знаниями и развитии, степени достижения целей обуче­ния. Контроль — операция сопоставления, сличения запланирован­ного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учет — фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью сти­мулировать повышение качества учебной работы учащихся. Выставление отметки — определение балла или ранга по офи­циально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Очень важным явлением в педагогической диагностике являет­ся учебная успешность. Учебная успешностьучитывает не только уровень овладения зна­ниями, развитие умений и навыков, но и показатели развития, что довольно трудно определить как эталон. На практике проверку и оценку сводят, к сожалению, к диагностике ЗУНов. Но необходимо учитывать степень личного продвижения, т. е. успехи конкретного уче­ника по отношению к уровню его достижений на предшествую­щем этапе обучения. Важнейшим интегративным показателем успешности обучения выступает обучаемость(не путать с обученностью!), или способ­ность к дальнейшему обучению.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образователь­ной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитыва­ющей и развивающей, контрольной.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, кон­троль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача – активизировать работу по усвоению учебного материала.

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение об­разовательной призвана обеспечить уве­ренность в достижимости новых целей.

Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием пла­нирования и организации обучения. Эта функция касается и уче­ника, способов преодоления трудностей, коррекции и самокор­рекции учебно-познавательной деятельности.

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формирова­нием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования, других социально ценных способ­ностей и черт характера.

Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и ито­говый.

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся в новых коллективах, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных прове­рочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изуче­ния темы, является элементом многих уроков, прежде всего ком­бинированных.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде конт­рольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесооб­разен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, се­местр, окончание звеньев образования). Его формы - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, ЕГЭ, экзамены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.