Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика обучения как дидактического процесса




 

Для процесса обучения характерны следующие признаки:

· двусторонний характер;

· совместная деятельность педагогов и учащихся;

· руководство процессом обучения со стороны педагога;

· управление развитием и воспитанием учащихся;

· планомерная организация и управление;

· целостность и единство процесса обучения и всех его компонентов;

· соответствие закономерностям возрастного и психического развития.

В современном понимании процесс обучения имеет двусторонний, субъект-субъектный характер, представляя собой педагогическое взаимодействие его субъектов (обучающих и обучающихся) по освоению объекта (то, что изучается, — содержания обучения) для достижения определенной цели посредством соответствующих технологий обучения.

Таким образом, процесс обучения — это двусторонний активный процесс совместной деятельности (взаимодействия) обучающего и обучающегося. Он, в свою очередь, включает два взаимосвязанных процесса — преподавание (деятельность педагога, преподавателя) и учение (деятельность учащихся). Обучение практически невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучающихся, без их дидактического взаимодействия Взаимодействие между обучающим и обучаемым является центральным звеном процесса обучения. В учебном процессе в отношениях обучающего и обучаемого можно выделить звенья взаимодействия.

 

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение целей и задач обучения, создание положительной мотивации. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений, навыков. 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.   5. Управление процессом перехода от теории к практике. 6. Организация самостоятельной, творческой деятельности обучаемых. 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии обучаемых. 1. Собственная деятельность по осознанию целей учения. 2. Восприятие новых знаний, умений, навыков. 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей. 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация. 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем.   7. Самоконтроль, самодиагностика достижений.

Обучающему в этом процессе принадлежит руководящая (направляющая) роль — он организует познавательную деятельность обучающихся, руководит (управляет) ею, побуждает обучающихся к сотрудничеству и взаимопомощи, взаимоконтролю и согласованной оценке выполняемых действий, устраняет познавательные и эмоциональные барьеры, возникающие на занятиях.

Процесс обучения имеет свою внутреннюю логику. Это логика совместной деятельности, учебного, профессионального взаимодействия обучающего и обучающихся. Она проявляется в том, что каждый шаг обучающего и обучающихся, каждый акт взаимодействия между ними обусловливаются их совместной деятельностью.

В психолого-педагогическом плане овладение знаниями представляет собой дидактический процесс, состоящий из этапов:

· осознание познавательной задачи, уяснение ее сути, значения;

· восприятие учебного материала;

· осмысление материала, его творческая переработка, мысленное расчленение, выделение главного, обобщение основных частей и т. п.;

· запоминание учебного материала;

· применение знаний.

По глубине отражения изучаемых объектов и степени их обобщения, по характеру воздействия на теоретическую и практическую деятельность можно выделить различные уровни и виды знаний:

· начальный уровень — знания-знакомства, позволяющие учащемуся ориентироваться в чем-либо в самых общих чертах;

· средний уровень — знания-репродукции, дающие возможность воспроизвести учебный материал;

· высокий уровень — знания-умения, позволяющие уверенно, творчески применять их;

· высший уровень — знания-трансформации, дающие возможность не только творчески их применять, но и с их помощью создавать (открывать) новые знания.

Важно, чтобы в процессе обучения чувственно воспринимаемый материал подвергался логической обработке, чтобы теоретические знания воплощались в практические дела и чтобы повседневная практика была неразрывно связана с теорией.

В структурном плане процесс обучения содержит в себе совокупность взаимосвязанных элементов: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); содержание обучения; методы, способы, приемы обучения; средства обучения; формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть процесса обучения (диагностика), его прямые и обратные связи.

Процесс обучения предполагает:

· анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и ее принятие участниками процесса обучения;

· планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;

· предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;

· выполнение обучающих и учебных действий и операций;

· организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания; анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.

В целом логика процесса обучения требует от обучающего и обучающихся постоянного творчества, учета всех факторов и обстоятельств, которые могут оказать и оказывают влияние на процесс овладения обучающимися знаниями, навыками и умениями.

 

Воспитание, образование и обучение - три самых важных направления педагогической деятельности, органично связанных между собой и дополняющих друг друга, их взаимосвязь - одна с основных педагогических закономерностей. Ведь образование как процесс и как результат интеллектуальной и практической подготовки человека к жизни предусматривает обучение в определенных его формах, в частности и самообразование. Правильно организованный процесс воспитания открывает возможности для сознательного и глубокого овладения научными знаниями. Это касается и обучения, в процессе которого формируются мировоззрение, внутренний мир учеников, их самооценка, отношение к людей, к труду, к жизни.

Следовательно, несмотря на то, что воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязано, их нельзя отождествлять, поскольку они имеют свою специфику, свои особенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.