Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансового права




Принципы финансового права

 

Основными общеотраслевыми принципами [51] действующего фи­нансового права можно назвать следующие:

· приоритетность публичных задач в правовом регулирова­нии финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;

· социальная направленность финансово-правового регулирова­ния;

· федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой дея­тельности государства;

· единство финансовой политики и денежной системы;

· самостоятельность органов местного самоуправле­ния в формировании и использовании местных финансов;

· распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и ис­полнительной власти;

· участие граждан РФ и общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, в осуществлении ее контроля;

· гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

· плановость и законность финансовой деятельности.

Основное содержание названных принципов основано на положениях Конституции РФ, как общих, так и относящихся именно к финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

 

По общему правилу под источником права понимается форма выражения права. Понятие «источник финансового права» (как отрасли права) основывается на данном общем понятии. Это связано с тем, что нормы финансового права, как и иные правовые нормы, устанавливаются, изменяются, а также отменяются в определенных формах, которые придают содержащимся в них положениям и правилам официальное общеобязательное значение.

Таким образом, источники российского финансового права – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права[52].

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления является правотворчество,

в результате которого возникают источники финансового права. Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.

Система источников финансового права представляет собой совокупность множества элементов — нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения. Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения о финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права[53].

Что касается источников финансового права как отрасли правовой науки, то ими наряду с нормативными правовыми актами и иными источниками позитивного финансового права служат также различные научные источники – монографии, диссертации, статьи и т.п. В свою очередь, совокупность вышеназванных источников, дополненная соответствующими учебниками, учебно-методической литературой, составляет систему источников финансового права как учебной дисциплины.

Необходимо отметить, что формирование источников в науке финансового права России происходило в несколько этапов, которые условно можно разделить на: начальный, советский, современный.

Начальный этап (с XIX- начало XX) характеризуется тем, что финансовая наука и финансовое право на основе Устава императорских учебных университетов входят в учебные программы, а на юридических факультетах создаются кафедры финансового права. Одним из основных вопросов данного периода, занимавшим умы ученых-финансоведов, был вопрос о месте финансового права в системе сложившихся отраслей права и его отграничения от других отраслей, в том числе от международного, административного и гражданского права.

Советский этап развития источников финансового права, ознаменован становлением советского социалистического государства и права.

Третий современный этап (с начала 90-х годов – по настоящее время) связан с демократическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике, интеграции России в международное сообщество, а также с кардинальными изменениями, происходившими в правовой системе России.

После принятия 12 декабря 1993 года Конституции РФ, источники финансового права стали развиваться особенно активно. Конституция РФ явилась базисом в развитиии современного финансового законодательства. На ее основе принимаются Конституции и уставы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Так, например, норма ст.57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В настоящее время в России сложилась трехуровневая система источников финансового права:

· федеральный уровень;

· региональный уровень (уровень субъектов РФ);

· уровень местного самоуправления.

Особым источником финансового права являются общепризнанные нормы международного права и нормы международных договоров [54] Российской Федерации, имплементированные [55] во внутреннее право (например, договоры об устранении двойного налогообложения).

Включение заключенных Российской Федерацией международных договоров в правовую систему страны и придание им особого статуса (имплементированные во внутреннее право), означает, что все органы государства должны руководствоваться не только нормами внутреннего права, но и нормами международного договора[56].

Необходимо отметить, что какой-либо единый источник по финансовому праву в целом (например, кодекс) в настоящее время отсутствует. В то же время, в качестве составной части системы источников данной отрасли права действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву. В данном случае речь идет о Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, финансовая деятельность государства регулируется специальными законами, касающимися той или иной сферы этой деятельности. Их можно разделить на федеральные законы (например, Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[57] (ред. от 02.07.2013); Федеральный закон от 3 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»[58] (ред. от 07.06.2013)), законы субъектов РФ, решения представительных органов местного самоуправления.

Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Огромное значение в финансовой деятельности государства имеют и подзаконные нормативные правовые акты.

Нормы финансового права содержатся также: в указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; нормативных правовых актах глав субъектов РФ и местного самоуправления; актах министерств, ведомств и финансово-кредитных органов; в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений.

Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают соглашения между финансово-кредитными органами по различным вопросам, в том числе акты, регулирующие отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовом рынке в целом.

Необходимо отметить, что ряд авторов к источникам права относят также судебный прецедент [59] и нормативный договор.

Так, по мнению С.Г. Еремина как источник финансового права судебный предент представляет собой правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации. В связи с этим, судебные акты Конституционного Суда РФ можно рассматривать в качестве источника финансового права наравне с другими финансовыми нормативными правовыми актами.

Решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, как отмечает данный автор, не обладают такой юридической силой, как решения Конституционного Суда РФ. Все дело в том, что содержащиеся в постановлениях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснения по вопросам применения в судебной практике тех или иных норм права являются результатом обощения ими этой практики и самостоятельным правовым понятием. Поэтому понятие судебной практики не следует смешивать с понятием правовой позиции Конституционного Суда РФ.

Таким образом, по мнению С.Г. Еремина, судебные прецеденты фактически создает Конституционный Суд РФ, а судебную практику вырабатывают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. В свою очередь, судебная практика играет исключительно важную роль в судебной системе, обеспечивая тем самым единообразие применения судами, в том числе финансово-правовых норм[60].

Е.Ю. Грачева, не разделяя точку зрения о том, что решения Конституционного Суда РФ относятся к источникам права, вместе с тем подчеркивает огромное значение данных решений, а также постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ для правоприменительной практики в сфере финансов в целом[61].

Следует согласиться с Н.И. Химичевой в том, что в процессе формирования российского финансового права Конституционному Суду РФ принадлежит важная роль. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в Налоговом кодексе РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование[62].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.