Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образования понятии




I. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА

IV. Обеспечение пси­хологически комфортного режима ум­ственного труда.

III. Формирование метакогнитивной осведомленности.

II. Создание условий для становления ба­зовых интеллектуальных качеств личнос­ти.

I. Учет психологических особен­ностей процесса образования понятий.

Рассмотрим каждое из этих требований более подробно.

Л. С. Выготский, изучая закономерности умственного развития ребенка, пришел к за­ключению, что именно образование понятий является ключом к пониманию процессов психологического развития и психологичес­кого распада.

Важно подчеркнуть следующий мо­мент: усвоение понятий (как внешних ре­бенку единиц научного знания) и образо­вание понятий (как когнитивных структур) — это не тождественные явления. Беспоко­иться, следовательно, нужно не просто об усвоении понятий, а о выстраивании в мен­тальном опыте ребенка понятийных психи­ческих структур как психологических носи­телей понятийного знания.

Этому в учебных МПИ-пособиях служат задания, направленные на развитие основ­ных компонентов (аспектов, сторон) поня­тийного мышления.

Были выделены задания нескольких ос­новных типов (хотя, безусловно, все они в той или иной мере, психологически взаимо­пересекаются между собой).

1.Задание на формирование способ­ности к словесно-образному переводу, т.е. переводу математической информации с "языка" знаково-символического на "язык" рисунков-образов разной степени обобщен­ности. В данном случае речь идет не столь­ко о развитии образной формы репрезента­ции математического знания, сколько, в пер­вую очередь, о возможности одновремен­ной работы двух основных субъективных систем кодирования и переработки инфор­мации — знаковой и визуальной. При этом учитывалось, что образный "язык" понятий­ной мысли обладает определенной специ­фикой. Так, в образах должны воспроизво­диться существенные черты соответствую­щего математического явления, образ до­лжен быть обобщенным, хорошо структури­рованным и данимичным (готовым к разно­образным трансформациям), нормативные (заданные) образы должны сочетаться с образами индивидуализированными (со­зданными самими учащимися).

К этой группе заданий относятся зада­ния, активизирующие образное мышление учащихся, формирующие умение оформлять свои мысли в знаковой форме, а также поз­воляющие осуществлять перевод с одного языка кодирования и переработки информа­ции на другой. Приведем пример одного из таких заданий из книги "Квадратичная фун­кция" (9 класс).

Задание. Заполните таблицу, установив взаимосвязь между понятиями:

Из теории квадратных уравнений и неравенств Из теории квадратичной функции
Решить уравнение: ax2+bx+c=0 (а ≠ 0)  
Уравнение ax2+bx+c=0 (а ≠ 0) График функции
  у=ах2+bх+с (а>0)
неравенство ax2+bx+c>0 не пересекает оси Ох
   
неравенство ах2+bх+с<0  
  Найти абсциссы точек пересечения графиков функций: у=2х2 иу=2х+5
  График квадратичной функции пересекает ось абсцисс в точках: А(-3; 0); В(2; 0)
Один из корней квадратного уравнения ax2+bx+c=0 равен нулю  
  Функция у=ах2+bх+с принимает только положительные значения
  Функция у=ах2+bх+с принимает только отрицательные значения >
   
Неравенство ax2+bx+c>0 не имеет решений  

 

|~27| Задания на подключение предмет­ного (житейского) опыта детей. По мне­нию Дж. Брунера, образование понятий ухо­дит своими корнями в глубинные структуры индивидуального опыта, связанного, в час­тности, с основными формами презентации реальности в человеческом сознании — че­рез действие, чувственное впечатление и знаковый символ. Поэтому, добиваясь вза­имодействия житейского опыта ребенка (в том числе и его так называемых житейских понятий) или тех научных знаний, которые предлагаются ему в учебном процессе, мы одновременно решаем две задачи: с одной стороны, под влиянием научного знания про­исходит артикулирование и обогащение ин­дивидуального опыта ребенка, с другой — многообразие порождаемых окружающим миром впечатлений начинает оказывать ак­тивное влияние на процесс образования понятий, что в целом обуславливает возмож­ность появления собственно "личностного знания".

В 5 классе предлагаются задания, в ко­торых дети сталкиваются с такими случаями из практики где "старых" чисел недостаточ­но, и это приводит к необходимости искать "новые" числа, новые пути решения старых задач.

. Пример 1. "Придумайте и вырежьте из бумаги мерки, с помощью которых можно измерить:

а) длину и ширину стола, длину каран­даша, подошвы своего ботинка;

б) площадь тетради, книги;

в) выберите мерку для определения объ­ема ведра.

Запишите результаты измерений, полу­ченные с помощью ваших мерок."

С какими трудностями вы встретились при решении этой задачи?

Пример 2. "Трем портнихам дали по 16 м ткани и попросили сшить по 5 одина­ковых платьев.

Первая портниха, поразмыслив, сдела­ла себе такую запись:

16м:5=3 (ост. 1) м




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.