Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет и основные категории педагогики. Функции педагогической науки




Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета. Объект, предмет и функции педагогики.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятель­ную теоретическую науку, т.е. как область отражения педаго­гических явлений. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисцип­лины, функция которой состо­ит в опосредованном использо­вании знаний, заимствованных из других наук (психологии, ес­тествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В.Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имею­щая свой объект и предмет изучения.

Объект – предмет познания и деятельности человека, субъекта.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объ­ектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида (индивид – отдельный человек, личность)в про­цессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления по­лучили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики — это образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах(семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом слу­чае представляет собой науку, изучающую сущность, закономер­ности, тенденции и перспективы развития педагогического про­цесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом — выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом — экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный - связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций);

преобразовательный - направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный - предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

 

 

2. Личность как пед. категория. Факторы развития и формирования личности: наследственность, среда и воспитание. Анализ современных теорий развития, формирование и социализация личности.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эф­фективные условия для гармоничного развития личности в про­цессе обучения и воспитания.В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви­тия имели место три основных направления: биологическое, со­циологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня­ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече­ний и инстинктов. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес­се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо­собности личности формируются как явления социальные. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного.

Взаимодействие человека с обществом обозначается поняти­ем "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. С помощью понятия адаптации социализация рассматривает­ся как процесс вхождения человека в социальную среду и ее при­способления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Воспитание происходящее в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации. Проблема соотношения обучения и развития является не толь­ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осу­ществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управ­ления внешней и внутренней активностью ученика, в результа­те которой происходит освоение человеческого опыта.В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая - заключается в том, что обу­чение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы. Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь­ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

Факторы социализации и формирования личности. Факторами социализации называют такие обстоя­тельства, при которых создаются условия для протекания процес­сов социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государ­ство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых по националь­ному признаку; по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают не­посредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, об­щественные и др.Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Факторы социализации — это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Однако в отличие от социа­лизации факторы формирования личности дополняются еще био­логическим фактором. Но по наследству передаются не качества личности, а оп­ределенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общече­ловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, ре­цепторы) и индивидуальные различия природных данных (осо­бенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.). Отечественная педагогика исходит из признания того, что сво­бодное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Организация различных форм коллек­тивной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художест­венно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.