Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Интерес к такой науке как психология в современном мире особенно велик




Интерес к такой науке как психология в современном мире особенно велик. Высокие технологии, выдающиеся открытия, мечты о космосе и внеземных цивилизациях не смогли ослабить вечное стремление человека разобраться в себе самом, определить свое место в этом мире, систему ценностей и отношений с другими людьми. Важность и значимость психических феноменов неопровержима. Всегда вызывают неподдельный интерес такие вопросы как адаптация организма и личности к окружающей среде, формирование и функционирование психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознание, творческое совершенствование человека, процессы взаимодействия людей друг с другом.

Цель данного курса – познакомить студентов с основными понятиями психологии и педагогики: познавательными психическими процессами, видами деятельности, психологией личности, проблемами мотивации и общения, характера и способностей, предметом и смысловым полем педагогики, воспитания и образования человека в контексте истории и современности, развития и социализации в семье и обществе. А также в какой-то степени удовлетворить интерес студентов к психологии человека, механизмам и закономерностям памяти, мышления, восприятия, психологическим особенностям поведения, общения и деятельности, к путям и способам воспитания человека, к видам и типам получения образования, к основным особенностям обучения в школе и ВУЗе.

Задача курса – познакомить студентов с основными понятиями психологической науки и педагогики, закономерностями и особенностями данных наук, показать взаимосвязь различных психических явлений между собой, особенности нашего развития и воспитания. Кроме того, изучение психологии и педагогики в цикле гуманитарных предметов в техническом ВУЗе предполагает решение целого ряда задач. Во-первых, это приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющей общей культуры будущего специалиста и человека вообще. Во-вторых, знакомство с историческими и теоретическими концепциями, лежащими в основе психологического анализа конкретных проявлений психических особенностей личности человека. В-третьих, создание предпосылок и условий для самостоятельного изучения актуальных проблем психологии и педагогики студентами в целях их развития и совершенствования через использование достижений гуманитарных наук в области узкоспециального знания. Кроме того, в течение освоения студентами курса решается ряд сопутствующих задач: совершенствование навыков поиска необходимой информации как библиографического, так и научного характера, знакомство с монографическими работами классиков отечественной и зарубежной психологии, выработка навыков компаративного анализа психических феноменов.

Данный курс рассчитан на 72 часа. Из них: 36 часов отводится на лекционные занятия и 36 на семинарские. Кроме того, в течение семестра предусмотрено выполнение студентами одной письменной домашней работы объемом не менее 15 страниц печатного текста (формат А4).

Методические указания содержат темы и вопросы для семинарских занятий, методические рекомендации, вопросы к зачету, темы домашних письменных работ и основные требования к ним, списки литературы по отдельным темам. Методические указания могут быть использованы при организации семинарских занятий по учебной дисциплине «Психология и педагогика» для студентов очного и заочного обучения технических и гуманитарных специальностей, т.к. игнорирование психического знания – это невнимание к самому себе, а игнорирование педагогики – пренебрежение будущим. И то и другое неприемлемо для разумного человека.

 

Тема I (2 часа)

Предмет, задачи и методы исследования в психологии

1. Что изучает психология.

2. Психология в системе наук, основные отрасли современной психологии.

3. Методы исследования в психологии.

4. Понятие «психики» и ее развитие в филогенезе

5. Практическое значение психологии.

 

Психология как система знаний о закономерностях, механизмах, психических факторах и явлениях – одна их наук о человеке. Предмет ее изучения – сложнейшая сфера жизнедеятельности человека – психика. При ответе на первый вопрос необходимо осветить общие представления о психике, доступность и трудность научного познания психических явлений, систему феноменов, которые изучаются в современной психологии. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния личности и относительность такого деления. Психические явления как результат активного отражения человеком окружающей действительности в ее внутренних (чувства, мысли, образы, стремления, желания, воображение, взгляды и т. п.) и внешних (общение, поведение, деятельность) проявлениях.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Она теснейшим образом связана с основными видами человеческой деятельности и представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, человеке и обществе. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют общую, возрастную, социальную, клиническую, педагогическую психологию, психофизиологию. Дайте их краткую характеристику и продолжите данный список.

Психология как наука имеет собственные методы исследования и изучения психических явлений. Под методами научных исследований обычно понимают те приемы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория. Сила науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринимать и использовать все самое новое в достижениях человеческой мысли. Но, так как, все психические явления соотносятся между собой, а учесть и осмыслить все отношения в целостной системе психики и ее связи со средой практически невозможно, психология предъявляет к методам исследования такие требования: метод психического исследования должен быть адекватным предмету исследования, раскрывать существенные, а не случайные, не второстепенные особенности исследуемого психического процесса, состояния или свойства. Главным принципом психологического исследования является его объективность и достоверность. К таким методам относятся: наблюдение, тесты, опрос, эксперимент, математическое моделирование, а также беседа, генетический метод, анализ продуктов деятельности и др. Первые пять методов принято считать основными. Определите достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике, общие представления о математической статистике и математическом моделировании. Охарактеризуйте проблему выбора методов исследования.

Понятием «психика» удобно пользоваться тогда, когда ставятся и обсуждаются вопросы, касающиеся всех без исключения психических явлений. Главным здесь является вопрос о том, откуда взялись и как возникли психические явления. Для этого используется понятие филогенеза – постепенная трансформация живых организмов, их развитие от простейших форм органического мира до самых сложных в различных процессах эволюции. В отечественной психологии проблема возникновения и развития психики представлена, в первую очередь, подходом, предложенным А.Н. Леонтьевым в его очерке развития психики. Согласно его гипотезе, развитие психики человека и животных прошло через следующие стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики; 2) стадию перцептивной психики; 3) стадию интеллекта и четвертую стадию – стадию сознания, присущую только человеку. Дайте характеристику данных стадий и приведите примеры видов живых существ, находящихся на каждой стадии развития.

При ответе на пятый вопрос обратите внимание на задачи, которые стоят перед современной психологией и опишите, как можно использовать психологические знания в современной и повседневной жизни.

 

Основные понятия: филогенез, структура психики, функции психики, познавательные процессы, регуляторные процессы, устойчивые характеристики личности, определение психики, что такое психическое отражение. Учебная литература:

1. Введение в психологию. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е. и др. - СПб., 2003. - 672с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1007с.

3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М., 2002. - 399с.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. - 491с.

5. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001

6. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. - СПб., 2004. - 319с.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2007.

8. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2002. - 351с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. –– СПб.: Питер, 2000. –– 560 с.

10. Психология для студентов вузов. / Под общ. ред. Рогова Е.Н. - М.: ИКЦ "Март", 2004. - 557с.

11. Психология. Учебник для технических вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. - СПб.: ПИТЕР, 2000. - 608с.

12. Психология: учебник для экономических вузов / Под ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2002.

13. Радугин А. А. Психология. - М.: Центр, 2001. - 399 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. –
705 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 2002. - 334с.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: ПИТЕР, 2004. - 582с.

3. Максименко С. Д. Общая психология. - М., 2001. - 523с.

4. Общая психология. В 3 т. / Под ред. Петухова В.В. – СПб., 2003. – 650с.

5. Общая психология: курс лекций / Сост. Рогов Е.И.. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 447с.

6. Основы психологии: учеб. пособие /Под ред. СтоляренкоЛ.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 671с.

7. Психология: учебник / Под ред. Крылова А.А. - М.: Проспект, 2001. - 584с.

8. Чеховских, М. И. Основы психологии. - Минск: Новое знание, 2002. - 217с.

 

Тема II - III (4 часа)
История развития психологии

 

1. Историческое развитие психологии в эпоху античности и средневековья.

2. Формирование психологических концепций в XVII – XVIII веках.

3. Развитие нейрофизиологии и психологии в XIX веке.

4. Формирование и развитие основных базовых направлений в конце XIX, начале XX веков:

- психоанализ (З. Фрейд);

- бихевиоризм (Э. Торндайк, Дж. Уотсон);

- гештальт-психология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофка);

- пересмотр концепции психоанализа (К.Г. Юнг, А. Адлер).

5. Психология середины XX века:

- неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон);

- необихевиоризм (К. Халл, Б. Скиннер и др.);

- когнитивная психология (Дж. Келли);

- гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

6. Развитие отечественной психологии:

- основы естественно научного направления в трудах И.М. Сеченова (1829-1905)(теория психической регуляции поведения);

- учение о высшей нервной деятельности И.П. Павлова (1849-1936);

- культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1896-1934);

- теория деятельности А.Н. Леонтьева (1903-1979);

- концепция «ведущей деятельности» Д.Б. Эльконина (1904-1984);

- концепция отношений В.Н. Мясищева (1892-1973).

 

В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали собирательным понятием «душа». Психология как наука о душе возникла более 2-х тысяч лет назад в качестве составной части философских учений, которые рассматривали ее либо с позиций идеализма, либо материализма на протяжении многих веков. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. С развитием естественных наук в эпоху Возрождения в 17 веке способность думать, чувствовать, желать отождествляется с сознанием. В конце 19 века психология превращается в науку о поведении, задача которой – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции без учета их внутреннего содержания. Современный этап характеризуется изучением закономерностей, механизмов возникновения и проявления психических явлений. Охарактеризуйте каждый из этапов с точки зрения изменения представлений о душе, возникновении и формировании методов исследования, позволявших изучать те или иные психические явления.

Интерес к тем знаниям, которые сегодня мы относим к области психологических, привлекали к себе внимание еще в те древнейшие времена, когда впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас источники, принадлежащие древнегреческим философам, датируются несколькими веками до н. э. Философы материалисты древности Демокрит, Эпикур, Лукреций понимали душу как разновидность материи, как телесное образование, возникающее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных частиц – атомов. Философ – идеалист Платон понимал душу как нечто божественное, отличающееся от тела, способное существовать обособленно в высшем мире и познавать вечные и неизменные сущности. Великой философ Аристотель в бессмертном трактате «О душе» выдвинул идею неразделимости души и тела и отверг ее божественное происхождение. Рассмотрите, как менялась система представлений о душе в русле материалистических и идеалистических воззрений у древних философов, в эпоху средневековья и в период Возрождения.

С 17 в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Идет повторение спора между «материалистами» и «идеалистами». Появляются первые определения понятий «сознание», «рефлекс», «ассоциация», «интроспекционизм», «бессознательное». По мнению философов того времени в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Какова роль и значение идей, изложенных в трудах Френсиса Бэкона (1561-1626), Рене Декарта (1596-1650), Бенджамена Спинозы (1632-1677), Г. Лейбница (1646-1716), Христиана Вольфа (1679-1754) и их влияние на психологию. Кто из перечисленных авторов ввел в научный оборот термин «психология»?

Успехи медицины, биологии, и физиологии в начале 19 века оказали сильное влияние и на понимание поведения человека. Теория эволюции Ч. Дарвина (1809-1882) сблизила представления о человеке и животных с т.з. биологической, физиологической, поведенческой. Психология выделяется в самостоятельную науку и обретает самостоятельную экспериментальную базу: В. Вундт (1832-1920) создает в 1879 г. в Лейпциге первую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию. Дайте краткую характеристику ведущих направлений 19 века: структурализма Титченера, функционализма У. Джеймса и экспериментальной психологии В. Вундта.

В начале XX века оформилось несколько психологических теорий, концепций, которые с разных сторон анализировали сущность человеческой психики и закономерности ее развития и функционирования: психоанализ или фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология, а в дальнейшем – когнитивная и гуманистическая психология, ставшие базовыми направлениями психологической науки. Рассмотрите основные положения каждого из направлений, кто является автором, что изучает каждое направление, его достоинства и недостатки. Как была пересмотрена концепция психоанализа в трудах К.Г. Юнга и А. Адлера. Как продолжает развиваться психоанализ в трудах неофрейдистов, бихевиоризм в трудах необихевиористов: что нового было внесено последователями обозначенных школ?

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы, оказавшей большое влияние на развитие психологии в Европе и Америке. С открытием И.М. Сеченовым комплекса проблем, связанных с возбуждением и торможением, был положен конец многовековому пониманию сознания как внутреннего содержания. Сеченов предвосхитил фундаментальный принцип психологии – принцип интериоризации: мысль зарождается в реальных жизненных встречах организма с предметами окружающего мира. И.П. Павлов открыл закономерности, лежащие в основе уравновешивания организма со средой – учение о двух сигнальных системах. Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Л.С. Выготским. Другой известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев разработал концепцию деятельностного подхода к психике, исследовал ее развитие в фило- и онтогенезе. Д.Б. Эльконин заложил основы детской психологии. Он известен как автор теории детской игры и развития психики ребенка. Охарактеризуйте перечисленные теории и концепции и укажите, какими аспектами психики и проблемами ее развития занимались упомянутые выше авторы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.