Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические упражнения «Эмоции и чувства»




1. Написать рассказ из нескольких предложений от имени какого-либо предмета.

2. Определить, какие эмоции испытывает человек в данный момент.

3. Нарисовать эмоции радости, грусти…

4. «Сосед справа». Участникам предлагается посмотреть на соседа справа. Какие чувства вызывает этот взгляд? Как правильнее сказать: «Он смотрит осудительно…»

5. Этюд. Один из участников (если желающих нет, то это делает преподаватель) скачет на одной ноге. Обсуждается вопрос: Какое чувство вызывает это зрелище?

6. Домашнее задание. Описать образ человека, который вам неприятен, на давая оценок, а говоря только о своих чувствах, которые вызывает человек.

 

 


 

Таким образом, правило заключается в том, что-не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как дол-направлен. Наконец, третий, и последний, вывод исполь-шя интереса предписывает построить всю школьную сис-в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, их интересует, начинать с того, что им знакомо и естест-ю возбуждает их интерес»2.

Первой общей закономерностью является зависимость ин->в обучаемых от уровня и качества их знаний, сформиро-1ОСТИ способов умственной деятельности. Другой, не менее {ей и важной закономерностью является зависимость инте->в школьников от их отношения к учителям. С интересом;я у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала пе->г, а потом его предмет — незыблемая зависимость, опреде-судьбу многих людей.

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1996. — С. 84.

2 Там же. - С. 84-87.

367Американская педагогика приняла бихевиористическую теорию стимулирования и подкрепления. На первый план она выдвинула тот «поведенческий репертуар», приобретаемый в процессе обучения, — знания, умения, навыки, способы мышления, оценки и поведения, — который учащиеся могут реально продемонстрировать. Например:

• прочитав законченный отрывок, в котором намеренно допущены ошибки, учащийся должен определить эти ошибки по крайней мере с девяностопроцентной точностью;

• учащийся должен продемонстрировать умение совершенно безошибочно производить действия сложения с колонкой из десяти трехзначных цифр;

• прочитав «Гамлета», учащийся сможет в письменной форме кратко изложить содержание этого произведения; '

• ознакомившись с критериями хорошего рассказа как литературного жанра, учащийся должен дать самостоятельную оценку рассказа Э. По «Колодец и маятник»;

• учащийся может описать, каким образом животные приспосабливаются к окружающей среде;

• самостоятельно поработав в библиотеке, учащийся сможет выступить перед одноклассниками на определенную, заданную тему;

• препарировав лягушку, учащийся сможет определить ее внутренние органы.

Нетрудно заметить, что приведенные цели отличаются конкретностью, которой пока так не хватает нашей школе. Хорошие ответные реакции (знания, умения и т. д.) достигаются путем выбора и применения хорошо продуманных, отвечающих потребностям учащихся, значимых для них стимулов. Пассивное и несамостоятельное освоение содержания обучения в этих условиях исключается. Если обучаемый нерадив, значит, не найден стимул вызова его положительной ответной реакции.

| Правила: думайте о том, чего хочет учащийся

Рассмотрению конкретных стимулов воспитания и обучения лучше всего предпослать мнение американского профессора Г. Оверстрита, высказанное в его поучительной книге «Воздействие на поведение человека». Профессор без обиняков и околичностей утверждает, что в основе нашего поведения ле-

сокровенные желания... Наилучший совет, который ю дать тем, кто поставит себе задачей уговорить кого-то тот или иной поступок — будь то в деловом мире, в;, в школе или политике, — сводится к следующему: сна-заставьте вашего собеседника страстно чего-то пожелать, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не смо-останется в одиночестве. Вот почему стимулы, которые советуем находить и применять учителям, опираются на;, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению юнных действий и исключают открытое «давление», принуждение.

троитесь на желания. Чего хочет учащийся — главный для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, то в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учиты-не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. Так дости-своих целей. Нужно раз и навсегда понять — важно не со то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет учащийся, пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в сво-желаниях. Вспомните о природосообразности. Задача пе->га — сменить направленность устремлений, если они не тадают с педагогическими целями.

Если мы хотим, чтобы учащийся не курил, а сам он желает должать это занятие, не читайте ему проповедь, скорее все-она ничего не даст. Лошадь, убитая никотином, которой •дробят пугать юных курильщиков, вам не поможет. Но если 1вте, что для вашего питомца важно выиграть соревно-5, вступить в футбольную команду или привлечь внимание красавицы класса, объясните ему, что курение может Причиной неудачи.

те идентификацию. В рассказе А. Чехова «Дома» дется о маленьком мальчике, который начал курить и него совсем не действовали просьбы и уговоры отца: маль-пропускал отцовские поучения мимо ушей. Но после того, отец рассказал ему сказку, в которой счастливый принц курения заболел, а затем и умер, и все его царство погиб-мальчик неожиданно заявил, что он больше «никогда не

курить».

"Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, это будут даже желания, которые не совсем согласуются педагогическими намерениями. Главное, чтобы они ш, и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все

401чаще сталкиваемся с инфантилизмом молодых людей: их желания смутны и неопределенны, порой их нет совсем, а низменные, полуживотные поползновения иных подростков повергают педагогов в шоковое состояние. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Понять — значит простить, — гласит библейская мудрость. Кому же понять обучаемого, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересующихся. И хотя это давно всем известная аксиома, учитывать интересы школьников мы так и не научились. Ограничиваемся констатацией: от 20 до 50% школьников-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизодическим, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбуждения (А.К. Дусавицкий).

Но есть же множество других интересов — к деньгам, сексу, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности. Их почему-то называют побочными. Но именно широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.

Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования. Один из них опирается на склонность детей и подростков к яркому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуждениями, и школьник ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. В трудных случаях идите от формы к содержанию, от эмоций к логике — тогда у вас появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д. Карнеги, подавайте их эффектно, ярко.

Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть бблыыую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учителем». Помните: ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели.

Среднего человека больше всего интересует его собственное, чем все другие имена, во всем мире вместе взятые, сооб-Д. Карнеги. Мы видим, что и школьники с маниакаль-упорством, несмотря на всевозможные запреты, оставляют имена (теперь чаще клички) где придется: на партах, де-, автобусных остановках. Используем эту страсть в каче-стимула. Пишите крупными буквами на классной доске, плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, сво-предметом.

Используйте намерения. Намерение возникает на основе по-бности. Например, подросток решил стать фермером. Он:ерен каждый день выполнять определенный объем работ в стве. Он уже все продумал, распланировал, выделил вре-из своего бюджета. Подумайте, что будет, если вы грубо (ргнетесь в его намерения. Если педагог захочет дать уже делившемуся человеку поручение, требующее изменения еченных планов, он потерпит неудачу. Поведение школь-резко изменяется, когда он поставлен в ситуацию выбора сам определяет, что и когда ему делать. ' Находите возможность помочь школьникам в осуществле-их намерений. Дело в том, что часть намерений возникает 1 |од влиянием ситуационных мотивов и учащиеся не задумыва-;я — хватит ли у них сил, знаний, умений и времени, чтобы ествить задуманное. Такие случаи в жизни можно наблю-довольно часто. Школьник, например, твердо решает изме-свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства ока-я сильнее, он не в состоянии выполнить задуманное, упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите помогите принять реальное, выполнимое намерение, а если зрение сложное и требует длительных усилий, — научите, постепенно приблизиться к его осуществлению Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свой-«но желание быть признанными. Многие дети учатся не знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет вы-уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим сти-, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает учебный процесс благоприятное воздействие. Как заразить этим желанием учащихся, потерявших на-дежду «выйти в люди», страдающих заниженной самооценкой?

403Тут приходится апеллировать к самым разным эмоционально-волевым сферам и находить нестандартные решения. Например, помогите школьнику «убить своих врагов». Объясните ему, что многие люди не смогли реализовать свои возможности из-за необъяснимых слабостей, сложившихся под влиянием детских страхов, беспочвенных переживаний. Иным, бывает, легче остаться без зубов, чем пойти на прием к врачу.

Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Он боится отвечать у доски? Поупражняйтесь с ним наедине. Ваша задача — помочь ребенку обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву с врагами». Знайте, что 75% школьников — это именно те, у кого повышенная тревожность, — ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Исследователь А. Гаврилова предлагала обучаемым разного возраста прочесть специально составленный текст, в котором школьник, получивший в подарок собаку, заметил, что она тоскует по своему прежнему хозяину. Учащиеся должны были дописать: отдаст школьник собаку хозяину или, невзирая на ее мучения, оставит себе. Почти все учащиеся, прошедшие через опыт, ответили отрицательно. Подобным образом они отвечали и в тех случаях, когда требовалось проявить сочувствие не к животному, а к попавшему в беду человеку.

О чем это говорит? Моральной глухоте, эмоциональной черствости? Не только об этом. Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не научены они оценивать и последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно раскроет глаза своих питомцев, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

«Я предложил Олегу, — рассказывал известный педагог, — привести в качестве примера хотя бы несколько жизненных ситуаций, в которых бы не требовалось образование. Если он с этим справится, положительная оценка по моему предмету ему обеспечена. К моему удивлению, Олег обнаружил, что не в состоянии ответить на мой вызов. Видимо, наши разговоры подействовали на школьника. Он стал заниматься гораздо усерднее. Позже он признался, что я оказался единственным человеком, которому было до него дело».

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузи-и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью шзнания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить — это зна-говорить человеку именно то, что он сам о себе думает, [ойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у ваше-питомца прилив новых сил.

Лучше, конечно, если вы способны искренне оценить до-сения учащихся, признать их достоинства. Но у педагогов)ьгчно так много подопечных, что найти единственные и не-[ьшивые слова для каждого бывает очень не просто. Актер-}уйте.

Было проведено много исследований, подтверждающих не-[зменную эффективность признания достоинств, потенциаль-возможностей учащихся. Не только дети, но и взрослые 5ят, когда превозносятся их достоинства. Раскусив эту сла-», Д. Карнеги пришел к выводу, что всегда предпочтитель-хвалить, чем критиковать. Поэтому не скупитесь на ком-шенты, признавайте достоинства (даже несуществующие), юируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитан-1ка будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите видеть. «Дайте другому то, что вы хотите получить от?го», — советует Д. Карнеги.

Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуй-?. Будьте предупредительны. Искренне старайтесь понять сво-питомца, смотрите на вещи его глазами. Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по гс за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует дегося продолжать усердно трудиться», — пишет американ-1Й педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адре-)вать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто прояв-старание в учебной работе. Известны случаи, когда разум-и одобрительная оценка со стороны учителя производила >щную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творче-является стремление человека к улучшению результатов бятельности. В нем находит проявление одна из фундамен->ных социальных потребностей человека — потребность в 5пехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное;внрвание человека с самим собой в стремлении превзойти 1ее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, [гинально решить возникшую проблему.

405Стремление к успеху порой затмевает остальные желания человека, превращаясь в навязчивую идею. Компьютерные хакеры (молодые люди, проводящие очень много времени за машиной) — один из примеров действия всепоглощающей страсти, только в данном случае ее следует умерить, переключить на другие занятия.

Всем нам следует отказаться от некоторых стереотипов, искажающих значение личного успеха, и, ад в класс, помнить: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются обучаемые, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.

Сделайте работу привлекательной. Много хороших примеров, как сделать трудную, малопривлекатшьную учебную деятельность интересной и желанной для учащихся, приводится у В. Шаталова, Н. Гузика, Е. Волкова и других известных педагогов-новаторов. Воспользуемся примером, почерпнутым из руководства для семейного воспитания, потому что в нем подчеркнут малоразработанный аспект стимулирования позволением выполнить малопривлекательную работу.

Кто скажет, что мытье грязной посуди — интересная, престижная работа? Но есть люди, для которых это не просто интересная, а любимая работа. На допрос, шк такое отношение возникает и оформляется, взрослая женцина рассказала, что, когда была маленькой, ее мама говорила— если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе помыть юсуду. И стремление получить такую награду стимулировало хорошее поведение. Само мытье посуды, полученное в наград/, и воспринималось как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является.

Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее, ваше к ним отношен». Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся: «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правилио, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне

казалось...», «Раньше?*5 я»№**> что...». Действуйте так, 5ы ошибка казалась легка*'0 исправимой, чтобы то, на что вы |уждаете учащихся, казал^00* им нетрудным. «Спасибо вам, I, вы мне сегодня помоги*™*' ~ благодарит после урока сво-^ шестилеток Ш. Амонащвз^или*

Говорите иногда «надо*. >^от-я этот стимул поистерся, потому долгие годы был почти единственным в нашей школе, его южности далеко не Ис^чеРпаны- Обязательно придавайте личностную направленн^ос"ть ~ *Тебе надо, Саша! Ты муж-I!» Школьник должен испытывать удовлетворение оттого, >, преодолевая трудности,,' поступил как подобает взрослому, жственному человеку. К&р<>ш того> он должен быть рад и Ь что дело сделано. Это «обязательные дополнения к «надо». Используйте ситуацию. АА л^1т сказать - ловите момент, ю в том, что стимулы част^0 подбрасывает сама жизнь, разви-событий. Эт неожиданнЯ»16' спонтанные, случайные стиму-ничуть не хуже тех, что лИолго разрабатываются и тщательно щруются. Нужно лишь / суметь заметить их, оценить воз-юсти, быстро сориентир^ваться и обратить на пользу делу. "* Помните, как за тайком * съеденное варенье тетушка заста-га Тома Сойера красить зс ™&°У Но ВДРУ1" Том У81^^ невда-о товарища Билл^113' ^ея возникла мгновенно. И вставление началось. Взя'яв в РУ101 кисть' Том внимательно ютрелся в забор, затем подошел поближе, мазнул, опять млел, опять мазнул. Билл * ехидно спросил: «Тетка наказала?» м, «увлеченный делом», оставил вопрос без ответа. Тогда заинтересовавшись, подошел ближе, Том продолжал ювенно трудиться. И ту^ свершилось то, на чтр и рассчи-маленький проказния^к» - Билл попросил разрешения 5множко покрасить». Том г*1 долго заставлял себя упрашивать, зывая, что, кроме него, •: • т*1^ ответственную.работу никто шть не сможет. Кончил'ос^1»» гак вы помните, тем, что Билл Тому свои самые дорол?0™ игрушки. Но не только он по-1ся на ловко закинутый # крючок. Все мальчишки округа >чились в работу, задарив*18 Тома своими подарками. Только

аде краски вынудило " ^ Тощ прекратить работу. Наблюдательный глаз Пи^шсателя сумел запечатлеть момент, гда труд превращается из п принудительного в желанный, ког-«ель достигается без какоп<эг<>-либ0 нажима и давления. Педагогам также можно ^ посоветовать использовать прием на выполнение равЯ60™. страстно желая в душе, что-

407бы она была выполнена быстро и качественно. К умению оценить и использовать ситуацию следует отнести и различные приемы управления качеством работы. Чтобы его повысить, «тормозите» желание на наивысшей точке, сдерживайте порыв, добиваясь особенно тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных качеств.

Учтите и такой момент: действие, его интенсивность и результативность являются следствием настроения. Это обязывает нас внимательно следить за его колебаниями.

Дайте обучаемому шанс. «Скажите ребенку, мужу или служащему, что он в определенном смысле глуп или туп, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха», — рекомендует Д. Карнеги.

Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому прибегли проводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожиданно объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и по данным последовавших в конце семестра тестовых испытаний уверенно вошли в лидирующую группу класса.

В одном из исследований, проведенных вашим профессором, для стимулирования достижений была использована компьютерная программа «Успех», с которой школьники любили развлекаться на переменах, прогнозируя свои будущие оценки по различным предметам. Однажды ее настроили так, что программа стала выдавать заведомо неправильные, завышенные результаты, но очень «убедительно» вычерчивала положительную динамику достижений. И что же? Уверенность в успехе весьма благоприятно влияла на продвижение в учебе средних и слабых обучаемых.

Стимулирование педагога:

Ориентируясь на рис. 30, составьте себе подробную схему ваших конкретных возможностей стимулирования учащихся и постоянно держите ее в поле зрения. Дополняйте ее новыми приемами. Вы увидите, как много есть у вас возможностей для стимулирования учащихся.

Опирайтесь нежелания

Используйте намерения

Учитывайте интересы и склонности

Дайте обу- I чаемым шанс

Признавайте достоинства

Используйте ситуацию

Сделайте работу привлекательной

Одобряйте успехи

Рис. 30




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.