Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Методы и логика научного педагогического исследования




Вопрос 4. Педагогика как наука и практика, их взаимосвязь. Цели, задачи, функции науки и практики. Категориальный аппарат педагогики как науки об образовании, обучении и воспитании. Связь педагогики с другими науками, формы связи с ними и использование их идей в педагогике.

Педагогика - это наука о воспитании человека, на протяжении всей его жизни. (учебник Сластёнина)

Педагогика – это наука об образовании, которая включает и обучение и воспитание.

Предмет: процесс воспитания или процесс обучения.

Объект науки: та часть реальности, в которой находится предмет. (Объектом общепринято считать процесс образования людей).

Цель науки: собрать факты, проанализировать, дать прогноз развития на будущее.

Задачи: временные – определение содержания, определение методов, определение технологий, разработка стандартов, разработка учебников; постоянные – выявление противоречий, установление закономерности, законы, определение целей.

Функции науки:

  • Аналитическая
  • Прогностическая
  • Проективно-конструктивная

Деятельность. Леонтьев предложил структуру деятельности:

Потребности => мотивы (осознанные потребности) => цель => условия => способы => действия => операции.

Язык науки (категории, понятия): категории – это научное понятие, которое отражает сущность рассматриваемого явления.

Основные категории педагогики:

  • Воспитание
  • Образование
  • Обучение

Взаимодействие с другими науками:

  • Берёт, заимствует
  • Развитие
  • Формирование

Обучение – это целенаправленный, организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика, по организации учебно-познавательной деятельности, результатом которого являются знания, умения и навыки, компетенции.

Образование – («есть то, что остается у человека когда он всё забыл, а не учил…» греки) – это процесс и результат освоения социального опыта личностного и формирование его на основе индивидуального опыта, которые помогают человеку решать самостоятельно задачи разной сложности (от обыденных до открытий…).

Воспитание – это специально организованный процесс взаимодействия воспитанника и воспитателя, направленный на организацию и стимулирование освоения в активной деятельности социального и духовного опыта, ценностных отношений.

 

Развитие – это количественные и качественные изменения, которые происходят в организме, психике, духовной и интеллектуальной сферах человека. Под влиянием управляемых и неуправляемых внутренних и внешних факторов. Источник развития – противоречия (внешние и внутренние, объективные и субъективные).

Формирование – это процесс становления личности, в результате объективного влияния наследственности, социальной среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Методы исследования (способы получения информации): существует три группы методов

  • Теоретическое исследование (изучение литературы) – анализ, синтез, интерпретация, классификация, моделирование.
  • Практические методы (деятельность учителя, деятельность ученика, деятельность родителей, школы и т.д.) – метод наблюдения, беседа (интервью, анкетирование, тестирование) педагогический эксперимент.
  • Методы математической статистики – регистрация, ранжирование (выстраивание цепочки), метод шкалирования, факторный анализ, корреляционный анализ.

 

Вопрос 10. Дидактика как наука об обучении и образовании: предмет, цель. Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение.

Дидактика (обучающий, поучающий) – это слово появилось в трудах Вольфганга Ратке, его идею развил Ян Амос Коменский. Дидактика – искусство всех обучать всему. Дидактика – это часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем обучения и образования. Дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием методов, целей и задач, содержании и организации этих процессов.

Предмет дидактики – обучение. Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Цель дидактики – выявление закономерностей, по которым развивается процесс обучения и использования этих закономерностей для успешного достижения целей образования.

Основные категории дидактики:

Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Образование – интеллектуальное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения. Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений. Преподавание -педагогическое, управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.