КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и структура правоотношения. Субъекты и объекты правоотношения. Юридические факты
Нормы права. Структура нормы права. Смотри вопрос номер 4
Правоотношение - это взаимоотношение между субъектами права, т.е. участниками по поводу объекта, при которых возникают взаимные права и обязанности.
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками: Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной); Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон); Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения; Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности) убъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.
Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:
1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах: лицо без гражданства; гражданин; иностранец; беженец; индивидуальный предприниматель; учредитель юридического лица.
2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.
3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: Президент; Правительство; Парламент; Судебная власть; Муниципальное образование. Объект правоотношения – всегда нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, т.е. то, что находится вне субъективных прав и обязанностей. Правоотношение существует в системе реальных жизненных явлений, предметов окружающего нас мира. При характеристике правоотношения как единства юридической формы и фактического содержания, мы уже включили в состав правоотношения субъектов, а также в качестве материального содержания – поведение людей. Теперь круг явлений окружающего нас мира, связанных с правоотношением, освещается еще шире – в поле зрения включаются явления (предметы), на которые направлены права и обязанности.
8. Правонарушения. Виды правонарушений. Причины правонарушений. Виды правоотношений по функциям права:
1. регулятивные: — возникают из фактов правомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое соответствует нормам права (большинство гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений). Как правило, возможны при наличии норм права и юридического факта, а также могут возникать на основе договора между сторонами; 2. охранительные: — возникают из фактов неправомерного поведения субъекта, т.е. такого, которое требует определённой реакции государства (уголовные, административные правоотношения). Связаны с возникновением и осуществлением юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. Виды правоотношений по характеру обязанности: 1. Активного типа: обязанность совершить определенные действия в пользу другой стороны; 2. Пассивного типа: Обязанность воздержаться от нежелательных для другой стороны действий. Сложные правоотношения могут быть смешанными: здесь объединяются правоотношения пассивного и активного типа, относительные и абсолютные. Виды правоотношений по степени определенности субъектов: 1. абсолютные: определена только одна сторона — носитель субъективного права, а все другие обязаны воздерживаться от нарушения его законных прав и интересов (отношения собственности: точно определен собственник, а все другие обязаны не мешать ему осуществлять свои права; отношения по реализации политических свобод /свободы слова, собраний, печати/: недопущение государством препятствий их законному осуществлению; отношения авторства и др.);
2. относительные: точно определены права и обязанности всех участников, как управомоченных, так и правообязанных (покупатель и продавец, юрист и клиент, преподаватель и студент; любое гражданско-правовое обязательство, возникающее из договоров, из причинения вреда).
Виды правоотношений по отраслям права: 2. конституционно-правовые (отношения гражданства); 3. дминистративно-правовые (отношения по взиманию и уплате налога); 4. гражданско-правовые (отношения купли-продажи вещи или ценных бумаг); 5. трудовые (отношения по трудовому договору) и др. 3. Виды правонарушений: общая характеристика.
Причины правонарушений
В числе основных условий правонарушений можно назвать следующие: низкий материальный уровень жизни населения; плохая обеспеченность жильем; вредные привычки (алкоголизм, наркомания); низкий уровень культуры и правовой культуры в частности; несовершенство законодательства; недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и т.д.
. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
Юридическая ответственность - одна из форм социальной ответственности. Ее особенности: всегда оценивает прошлое (действие или бездействие) устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. 2. Признаки юридической ответственности — Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления. — Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя. — Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные. — Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы.
— Использование механизмов государственного принуждения. Это не принуждение «вообще», а его «мера», четко очерченный объем принуждения.
ид ответственности За что наступает Кто возлагает В каких формах Реализуется Материальная За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации Администрация предприятия, учреждения, организации Штраф
Дисциплинарная За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины Уполномоченное на то лицо Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение
Гражданско-правовая За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда Суд, административный орган Полное возмещение вреда, штраф
Административная За административные проступки Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д. Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест
Уголовная За преступления Суд Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.
Виды нормативно – правовых актов. Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию.
Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; - на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; - на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
1. Конституционно (государственное право) – ведущая отрасль пра-ва России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и ре-гулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройст-во, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принци-пах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательст-ва. Предметом конституционного права являются общественные отно-шения, урегулированные данной отраслью права. В него входят: 1. отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также права, свободы и обязанности человека и граждани-на. 2. отношения между РФ и ее субъектами. 3. отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления. ее предметом.
Под основами конституционного строя понимаются фундаментальные устои общества и государства, главные принципы, реализация которых направлена на становление в нашей стране правового государства. Поэтому многие нормы, содержащиеся в гл. 1, являются нормами-принципами, нормами-задачами.
В качестве структурных элементов основ конституционного строя выступают:
сущность и форма Российского государства; приоритет человека, его прав и свобод как высшей ценности; народовластие; суверенитет; социальная направленность и экономическая основа; разделение властей; основы государственной власти; самостоятельность местного самоуправления и его отделение от государственной власти. Основы конституционного строя — это фундамент, на котором строится все конституционное здание. Как институт конституционного права он занимает ведущее место во всей российской системе права
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
14. Избирательная система. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1] На территории Российской Федерации допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов. Первой избирательной системой была мажоритарная система. В ее основе лежит принцип большинства (от французского слова majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов. Формально голосование проводится за конкретных кандидатов, а не за партии. На практике в странах с развитой партийной системой принадлежность кандидата определенной партии способна оказывать решающее воздействие на предпочтение избирателей. Мажоритарная избирательная система возникла еще до появления политических партий как альтернатива абсолютизма. Она наиболее проста и используется сегодня при формировании представительных учреждений всех уровней.
Пропорциональная система. В ее основе заложено соперничество списков различных политических партий и установление определенной пропорции между количеством голосов избирателей, отданных за конкретную партию, и полученных ею мест в представительном органе, что позволяет свести до минимума потерю голосов избирателей и обеспечить более широкое представительство политических партий и объединений.
Смешанная избирательная система.
Эта система применяется сегодня для проведения выборов 44-х депутатов Законодательного Собрания Омской области: 22 – по партийным спискам по единому областному округу и 22 – по одномандатным округам.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |