Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1. История педагогики и образования




Рекомендации при подготовке презентации

· Избегайте длинных фраз на слайдах. Используйте только ключевые слова и фразы. Вашим слушателям будет не интересно смотреть на длинные тексты.

· Шрифт вашего текста должен быть достаточно большим, но не должен превышать 20-32 размеры. Ваш заголовок должен быть в пределах 32-50.

· Предел количества слайдов. Не нужно делать большоее количество слайдов, которые необходимо будет показать за короткий промежуток времени. Постарайтесь уделять, по меньшей мере, 45 секунд на слайд и не торопитесь. Пусть ваши идеи достигнут сознания аудитории. Говорите с выражением, делайте паузы, когда это необходимо. Все это добавит положительный эффект в вашу презентацию.

· Не создавайте слишком красочные слайды. Ориентируйтесь на традиционный белый фон с темным текстом. Это наиболее подходящий вариант для освещенной комнаты. Нужно равномерно распределить словесные и иллюстративные слайды.

· Рационально используйте анимацию, иначе появится риск создания путаницы и отвлечения внимания от основной темы. Для предотвращения непредвиденных ситуаций каждый слайд должен меняться по щелчку мыши.

· Проверьте, сколько занимает времени показ вашей презентации.

 

Занятие 1. ИCТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Контрольные вопросы:

1) В каких условиях возникло и развивалось примитивное педагогическое мышление?

2) Как и почему менялись нормы и направления воспитания в первобытном обществе?

3) В чем состоит роль народной педагогики в развитии педагогики?

4) Какова роль религии в развитии педагогики?

5) Что являлось основной целью первобытнообщинного воспитания, в каких формах и кем оно осуществлялось?

6) Как реализовались задачи воспитания в тех первобытных племенах, где инициация не была главной формой его организации?

Задания:

1) Напишите эссе, раскрывающее смысл одной из предложенных цитат Н.М. Карамзина; В.Г. Белинского; Н.И. Пирогова.

"Самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков" (Н.М. Карамзин).

"Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем" (В.Г. Белинский).

"Ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его с детства, научая его уста лепетать первые слова и первые молитвы, женщины становятся главными зодчими общества: краеугольный камень кладется их руками" (Н.И. Пирогов).

2) Подберите доказательства того, что фольклор являлся "учебником" жизни.

3) Ознакомьтесь с темами докладов и выберите одну из тем для подготовки доклада.

Занятие 2. Педагогическая мысль на ранних этапах развития человечества

Контрольные вопросы:

1) Каковы основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?

2) Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?

3) В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

4) В чем состоят отличительные особенности воспитания и обучения в эллинскую эпоху?

5) В чем вы видите преемственность школы и педагогической мысли Древнего Рима по отношению к предшествующей эллинской эпохе?

6) Какими особенностями отличались наука и образование в Древнем Риме?

7) Как связаны между собой образование и государство в концепции Платона?

Задания:

1) Проанализируйте взгляды на воспитание одного из великих древнегреческих философов.

2) Подготовьте доклад по одной из предложенных тем.

3) Начните заполнять таблицу в хронологическом порядке: Аристотель, Платон, Сократ.

 

Педагог (философ) Основные идеи Значение для современности «Золотые мысли»
Имя, годы жизни, основные труды      

 

Занятие 3. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья и Возрождения

Контрольные вопросы:

1) Какова роль схоластики в развитии средневекового образования?

2) Что являлось основной целью средневекового воспитания, почему?

3) Охарактеризуйте основные черты византийской педагогической мысли.

4) Когда, где и почему возникли университеты?

5) Какие традиции лежат в основе педагогической мысли западноевропейского Средневековья?

6) Какими были идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе?

7) Кого можно считать предвестниками европейского Возрождения в воспитании?

8) Сопоставьте педагогические идеи римско-католической церкви, Возрождения и Реформации.

9) Каков вклад в педагогику эпохи Возрождения французского писателя гуманиста Франсуа Рабле?

10) Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?

Задания:

1) Продолжите заполнять таблицу: В. де Фельтре, Ф. Рабле.

2) Дайте характеристику педагогических идей европейского Возрождения.

Занятие 4. Педагогика в странах Европы и США в XVII-XIX веках

Контрольные вопросы:

1) Какие основные черты присущи данному периоду развития педагогической мысли?

2) Охарактеризуйте педагогическую мысль Западной Европы начала Нового времени на примере педагогических воззрений Ф. Бэкона, В. Ратке,
Р. Декарта.

3) Какие идеи заложены в книге "Великая дидактика"

4) В чем состоит суть педагогической системы Я.А. Коменского?

5) Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики?

6) Почему одной из ведущих идей в эпоху Просвещения стала идея природосообразности?

7) Каковы основные положения педагогической теории Джона Локка? Почему Дж. Локк ратовал за домашнее воспитание?

8) Насколько в современных условиях востребована идея домашнего воспитания Джона Локка?

9) Что понимает Ж.-Ж. Руссо под свободным воспитанием?

10) В чем выражалась связь между педагогическими идеями Просвещения и Французской революции XVII в.? В чем заключается идея воспитания И.Г. Песталоцци?

11) В чем заключается идея развивающего обучения И.Ф. Гербарта?

12) Какое педагогическое наследие оставил Ф.А.В. Дистервег?

13) Почему Ф.А.В. Дистервега называют учителем немецких учителей?

14) Каковы педагогические взгляды Р. Оуэна?

15) Какой вклад в педагогику внесли социалисты-утописты?

Задания:

1) На основе содержания педагогического романа "Эмиль, или О воспитании" проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

2) На основе содержания «Великой дидактики» Я.А. Коменского докажите необходимость воспитания и образования.

3) Продолжите заполнять таблицу: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Ф.А. Дистервег.

4) Подготовьте доклад.

Занятие 5. Педагогическая мысль в России до 1917 года

Контрольные вопросы:

1) Каким было влияние на воспитание природно-климатических и исторических факторов?

2) Какие духовно-нравственные ценности сложились у русичей под влиянием общественного и семейного быта?

3) Как осуществлялась социализация ребенка?

4) Под влиянием каких факторов сложились традиционные основы воспитания у русского народа?

5) В чем состояли особенности начального периода развития образования на Руси?

6) Какое влияние оказало на образование крещение Руси?

7) В чем состоит вклад в воспитание Владимира Мономаха?

8) Что послужило лейтмотивом для открытия Киево-Могилянской академии?

Задания:

1) Составьте конспект одной из работ предложенных авторов: И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.

2) Подготовьте доклад.

Занятие 6. Развитие зарубежной педагогики конца ХIХ – начала XX века

Контрольные вопросы:

1) Каковы причины появления позитивистско-прагматической реакции на классическое образование?

2) В чем состоят причины роста интереса к философским основаниям педагогики?

3) Какова сущность социальной педагогики?

4) В чем состоит вклад философов-экзистенциалистов в педагогическую теорию?

5) Каковы идеи Вальдорфской школы?

6) Какой характер имела фашистская педагогика? В чем ее суть?

7) Педагогика Джона Дьюи.

Задания:

1) Продолжите заполнять таблицу: Дж Дьюи, Р. Штайнер.

2) Подготовьте доклад.

Занятие 7. Развитие образования в советский период

Контрольные вопросы:

1) Основные черты педагогики и образования советского периода (1917–1930).

2) Какие изменения произошли в государственной системе народного образования с 1917 по 1930 год?

3) В чем состоит вклад в развитие педагогики К.Н. Вентцеля?

4) Какие педагогические идеи высказывал С.Т. Шацкий?

5) В чем видится заслуга в развитии педагогики П.Ф. Каптерева?

6) Какие идеи отличают педагогическую систему А.С. Макаренко?

7) В чем состояла задача педагогики и образования в годы Великой Отечественной войны?

8) В чем видятся особенности развития педагогики и образования в послевоенный период?

Задания:

1) Продолжите заполнять таблицу: С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко.

2) Составьте конспект научно-педагогической работы С.Т. Шацкого «Школа для детей или дети для школы».

3) Подготовьте доклад.

Занятие 8. Развитие педагогики в постиндустриальной России

Контрольные вопросы:

1) Какие основные задачи стоят перед российским образованием?

2) Какие интеграционные процессы осуществляются в образовании?

3) Чем вызвана интеграция России в мировое образовательное пространство?

4) Что собой представляет Болонское соглашение?

5) Что означает "непрерывность образования"?

Задания:

1) Проанализируйте главные проблемы демократизации воспитания и обучения в ведущих странах за рубежом.

2) Приведите примеры различных моделей образования, применяющихся в других странах. Выразите ваше мнение по поводу возможности использования зарубежного опыта в России.

3) Подготовьте доклад.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.