Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет№3. Раскройте особенности педагогического взаимодействия в рамках различных воспитательных подходов (аксиологический, культурологический, деятельностный, и др.)




Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений.

Личностный подход как отношение к воспитаннику, к его личности, к субъекту собственного развития. Деятельностный подход, его роль в воспитании.

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Понятие о педагогических ценностях и их классификации.

Понятие педагогической системы, компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса; взаимодействие педагогов и учащихся; педагогические средства; управление педагогическими процессами.

Понятие авторской педагогической системы (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, В.А. Караковский, Л.В. Занков, Н.Е. Щуркова).

Виды педагогических систем: дидактическая, воспитательная.

Краткое содержание вопроса

Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними. Педагогическая система – это теоретическая модель объекта педагогической действительности; совокупность элементов, характеризующих сущность явления педагогической действительности.

Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы)

Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира.

Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом.

 

Культурологический подход (О. С. Газман, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова).

В основе этого подхода лежат идеи философии постмодернизма и

гуманистической психологии, в частности К. Роджерса. Сторонников

культурологического подхода отличает отказ от воспитания как специально

организованного педагогического процесса. Они считают, что ребенок,

осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и

поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает

культурные нормы и ценности. Главное − взаимодействие, взаимоотношения,

личностное общение взрослых и детей, а воспитание − это «побочный эффект»

всех самостоятельных исканий ребенка.

Нельзя не заметить, что сторонники культурологического подхода

считают центральной фигурой образования, его главным действующим

субъектом самого ребенка. За ребенком утверждается право самому определять

не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», т. е. право

самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область

интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно

решать свои проблемы. «Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание

как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения,

поведения, взаимоотношений. Ему нужны естественные для него действия, в

которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и

реконструирует» [3, с. 111].

Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается как

равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный

организатор поддержки (фасилитации) ребенка в рамках его проблем.

 

Аксиологический подход. В основе этого подхода лежит философская теория ценностей, которая

оформилась как самостоятельная научная дисциплина во второй половине XIX

в., а в XX в. произошло широкое обращение к теории ценностей в разных

сферах научной мысли, и в том числе в педагогике, в частности, в теории

воспитания.

Для воспитания в рамках аксиологического подхода чрезвычайно важно

понимание того, что мир ценностей объективен, это − сама социокультурная

реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся

содержанием воспитания; образно говоря, воспитание учит подрастающее

поколение решать проблему «как жить». Однако ценности имеют и личностные

проявления − ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы,

стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации

детерминируют отношение личности к окружающему миру и самой себе.

Воспитание в системе педагогической аксиологии строится как процесс

освоения ценностей, их интериоризации. Он включает несколько этапов:

 предъявление ценности в реальных условиях воспитания;

 ее первичное оценивание, обеспечение эмоционально положительного

отношения к данной ценности;

 выявление смысла ценности и ее значения;

 принятие осознанной ценности;

 включение принятого ценностного отношения в реальные социальные

условия действий и общения воспитанников;

 закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении

Воспитанников.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Деятельностный подход в воспитании растущего человека в непосредственно практическом аспекте своими истоками уходит в глубь истории. Человекосозидающая, личностнотворящая, облагораживающая функции деятельности, осознанной вначале лишь в форме производительного труда, были оценены еще на заре человеческой культуры и цивилизации. Труд как материальная преобразующая предметная деятельность явился первейшей причиной и предпосылкой выделения человека из природы, становления и развития в ходе истории всех человеческих качеств. Человеческая деятельность, взятая в целом, в полноте своих видов и форм, породила культуру, вылилась в культуру, сама стала культурой - той средой, которая растит и питает личность.

 

личностно-ориентированный В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».

Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентированна на природосообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений.

Личностная ситуация помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы он не превратился в зубрежку, а поставил школьника в новые условия, требующие от него такую модель поведения, которая обеспечила бы его личностный рост.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.