Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результатом обучения является образование




История понятия: Термин "образование " происходит от глаголов "образовать, образовывать", которые, в свою очередь, восходят к глаголу "образить" (с ударением на а). Этот глагол имеет довольно много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю), таким образом, означает целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку, своеобразная колокогация, где нет преобладания исключительно рациональных срезов. В древнерусских коннотациях «образа» образование выглядит как процесс поразительного общения: образы — разом и разумом — сразу! «Образование», которое схватывается не с первого раза, уже не есть «образование», это скорее учет (одно и то же по два раза), то есть повторение, учеба. Для разумных — учителей и учеников — пригоднее образование, а для остальных — учеба. Образование в системе народной педагогики в своем архетипичном виде основывалось на понятии «вежество» (ныне утраченном), критерием которого служила реакция «понимания с первого раза» — как в области нравственного поведения, так и в процессе усвоения знаний. Для «понимания с первого раза» формировалась особая культурная среда, которая включала в себя как «страх Божий», так и мгновенное наказание (тоже «разом»). Формирование культурной среды, ориентированной на «понимание с первого раза», фактически выходило далеко за пределы педагогики и распространялось на всю русскую культуру, почему и можно в архаичном слове «разъ» видеть один из архетипов русской культуры. Разъ — зараз, заразительно, разить, разум, образ, образование — вот далеко не полный перечень производных такого архетипа, за словесными обозначениями которых скрываются онтологические и антропологические основания культуры, вне-рассудочной по самой своей сути.

Образование как специальный термин педагогических наук принят языком сравнительно недавно. «В старой педагогике, — свидетельствует Словарь Брокгауза и Эфрона: вместо «образования» пользовались выражениями: эрудиция, научение, духовная культура, просвещение и пр. В немецком языке слово “Bildung”, соответствующее русскому «образованию», еще у Винкельмана и Гете имеет преимущественно, у Шиллера — даже исключительно — чувственное (означающее вещь (С.О.) значение). И. Кант вместо «образования» употреблял слово «культура». Первым, кто сделал слово «образование» устойчивым педагогическим термином, был Песталоцци: в своем “Die Abendstunde eines Einsiedlers” (1780) он пользуется словом “Bildung”, употребляя его для обозначения всей совокупности педагогических целей.

В современной трактовке образование - это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности. Образование - процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления. В древнем афоризме «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - большая доля истины.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышлени я различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое (дать содержательное определение этих образований).

Образование как система – это специально организованная система культурно-просветительских, учебных, воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В этой системе происходит передача и приём информации и опыта согласно стандартам, планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие».

Формирование -процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Однако как категория, на наш взгляд, несмотря на очень широкое ее применение, является не установившейся педагогической категорией (очень неопределенные границы).

Развитие – объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами (физическим, социальным, психическим и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.