Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъектность и духовность человека (философский аспект)




цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- философскую трактовку понятия субъектность; - оперировать понятием «субъектность»
- философскую трактовку понятия духовности; - оперировать понятием «субъективность»;  
- философскую трактовку понятия субъективность. - различать понятия «субъектность» и «субъектность»

 

Мы рассмотрели на прошлой лекции философские трактовки понятий: “индивид”, “ индивидуальность”, “личность”, и выяснили, что существует множество подходов к их интерпретации.

Сегодня мы рассмотрим понятие “ субъект”, “субъективность” и духовность, как внутренние измерения человека.

Субъект (от лат. subjectus - лежащий внизу) - носитель предметно- практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. (филос. энц. словарь).

Истолкование субъекта как активного начала в познавательном процессе и противопоставление его объекту познания идет от Декарта.

Проблема субъекта заключается в том, что познавая другие субъекты мы не познаем их в качестве субъектов, мы их познаем только объективируя, занимая по отношению к ним объективную позицию, превращая их в объекты.

Философия же пытается проникнуть в глубину этого феномена.

Итак благодаря чувственному опыту, науке и философии каждый из нас познает в качестве объектов мир субъектов, оснований и личностей в котором он пребывает.

Парадоксом сознания и личности является то, что каждый из нас находится как раз посреди этого мира, каждый является центром бесконечности.

Привилегированный субъект, мыслящее “Я” является самому себе не как объект, а как субъект, среди всех субъектов, известных ему как объекты, он единственный выступает субъектом как таковым. Перед нами - субъективность как субъективность.

Я знаю себя в качестве субъекта благодаря сознанию и рефлексии, но моя субстанция сокрыта от меня.

Интуиция субъективности - это интуиция экзистенциональная, которая не открывает никакой сущности.

То, что мы из себя представляем, известно нам через наши явления, наши действия и поток сознания (направление в литературе).

Чем более мы осваиваемся с внутренней жизнью, чем лучше распознаем удивительную и текущую множественность, которая нам таким образом открывается, тем более мы чувствуем, что остаемся в состоянии незнания сущности нашего “Я”.

Субъективность как субъективность неконцептуализируема, она является собой непознаваемую пропасть, недоступную идее, понятию или образу...

Итак субъективность как таковая ускользает от рационального познания помощью понятий и идей.

Тем не менее, коль существует само представление о субъективности она познается некоторыми способами.

1. Прежде всего субъективность познаваема или, скорее ощущаема благодаря бесформенному и рассеянному знанию, которое мы можем назвать бессознательным или предсознательным.

Это сознание, не побуждая ясного акта мысли, охватывает на деле (в завершенном акте действия) наш внутренний мир в той мере, в какой он включен в жизненную активность наших духовных способностей.

Во-вторых: существует знание субъективности как таковой, которое исходит из того, что называют склонностью, симпатией или сопричастностью, противоположными познавательной деятельности.

Оно является нам в трех специфически разных формах:

- практическим знанием, судящим о явлениях морали и самом субъекте через внутреннюю склонность;

- поэтическим познанием, в котором предметы мира и субъективность познаются совместно в творческой интуиции - эмоции и выявляются и выражаются нераздельно не в слове или понятии, а в созданном произведении;

- мистическим познанием, ориентированным не на субъекта, а на божественное, которое не находит выхода в каком - либо выражении, но в котором Бог познаваем через единение и сопричастность в любви, а сама любовь, ставшая формальным средством познания божественного “Я”, одновременно делает человеческое “Я” прозрачным в его духовных глубинах.

Ни один из этих случаев познания субъективности как субъективности, не есть знание посредством понятийной объективации.

И следовательно не является философским знанием.

Познанием живой субъективности занимается религия. Религия признает в Боге истинную несотворимую субъективность.

Религия для человеческой практики по существу является тем, чем никакая философия быть не может: отношение личности к личности со всем заключенным в ней риском, тайной, страхом, доверием, восхищением.

В целом ситуация привилегированного субъекта, которым является каждый из нас, познающего себя как субъект в отношении всех иных субъектов, постигаемых в виде объектов ставит оригинальную проблему двойного образа себя.

1. Относительно моей субъективности в действии я являюсь центром мира, “ наиболее важной личностью в мире”; моя судьба - наиболее важная среди других судеб; при всей своей ничтожности я более интересен, чем все святые. Существую я, и существуют все остальные, и чтобы ни случилось с другими - это всего лишь деталь картины, но то, что происходит со мной как таковым, и то, что я должен делать, имеет абсолютную значимость.

2. Относительно мира, я знаю, что “ я не принадлежу к роду исключительных существ, и что ничего бы не изменилось в мире, если бы я и вовсе не существовал”. Я хорошо знаю, что подобен всем другим, я не лучше других и не более ценен нежели они.

Эти два образа - меня и моей ситуации по отношению к другим субъектам - не могут слиться воедино, эти две перспективы не могут совпасть.

Я известен другим людям. Они знают меня в качестве объекта, а не субъекта.

Быть познаваемым в качестве объекта, быть известным другим, рассматриваемым глазами ближнего означает быть отторгнутым от самого себя.

С точки зрения религиозного человека, субъект веден Богу. Он знает все обо мне как о субъекте. Только Богу я известен как субъект во всей глубине и содержании моей субъективности.

Если бы меня Бог не знал, то я был бы никому неведом, никто бы меня не знал в моей истине, в моем существовании для меня, никто бы не знал меня, меня как субъекта.

Знание того, что я познан в качестве субъекта во всех измерениях моего бытия, не означает только постижения моей истины и установления через это познание справедливого отношению ко мне. Это еще и знание того, что я понят.

Наивысшее познание Бога - постижение его в любви. Знание того, что ты познан Богом, предполагает не только опыт справедливости, но также и опыт милосердия.

Человек, не видящий себя в Боге и соответственно не рассматривающий свою целостную жизнь в моменте вечности может испытывать состояния обреченности, ненужности.

Таким образом субъект обладает сущностью, испытывающую влияние и действующую при помощи инструментария своих возможностей.

Личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциальной формы и живущая не только биологической и инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью.

Субъективность личности выражает в качестве своей наиболее интимной структуры требование коммуникации разума и любви. Наиболее радикальная потребность личности состоит в коммуникации с другим при помощи разума и с другими на основе аффективного единства.

Таким образом субъективность является сама себе не через иррациональный прорыв в бессознательные феномены психической жизни, а скорее это овладение собой благодаря собственному дару.

Когда человек обладает смутной интуицией субъективности, то реальность, которой наполняет его сознание опыт, представляет собой скрытую целостность, содержащую в себе познание и любовь, как высшую форму субъективного существования.

Субъективность, это сущностно динамический центр, живой и открытый, который дарует и получает одновременно.

В одном и том же человеке необходимо присутствуют два отношения или скорее две линии напряжения, два состояния духа.

- одно состояние поиск причин, заключается в отказе от себя во имя познания, познавательного содержания - это направленность интеллекта;

- другое состояние - спасение моей уникальности, высшей борьбы за собственное спасение, это состояние человека, жаждущего любви, жаждущего Бога.

Второе состояние и было объектом исследования философов экзистенциалистов (Кьеркегора, Сартра, Шестова, Камю).

М.М.Бахтин.

Душа и дух.

Возможно двоякое сочетание мира с человеком: изнутри его - как его кругозор, и извне - как его окружение.

Изнутри моей действительной причастности бытию мир есть кругозор моего действующего, поступающего сознания.

Душа как становящееся во времени, внутреннее целое, данное, наличное целое - это дух, как выглядит извне в другом.

Внутреннюю жизнь другого я переживаю как душу, в себе самом я живу в духе.

Душа - это образ совокупности всего действительно пережитого, всего наличного в душе во времени.

Дух же - совокупность всех смысловых значимостей, направленностей жизни, актов исхождения из себя.

Душа, переживаемая изнутри, есть дух.

Душа, хотя развивается и становится во времени, есть индивидуальное, ценностное и свободное целое.

Проблема бессмертия касается именно души, а не духа, того индивидуального и ценностного целого протекающего во времени внутренней жизни, которое переживается нами в другом,......души, лежащей в одном ценностном плане с внешним телом другого.

Изнутри меня самого души как данного уже наличного во мне ценного нет, мой саморефлекс порождает лишь дурную и разрозненную субъективность.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества М. Искусство, 1979г. стр. 82,87,89,90,98.

Ж. Маритен. Краткий очерк о существовании и существующем. Проблемы человека в западной философии. М. Прогресс, 1988г. стр. 229-260.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Чем различаются понятия субъектность и субъективность?

2. В чем различие светского и религиозного понимания духовности?

3. Каково понимания «духа» и «души» у М.М. Бахтина?


ЛЕКЦИЯ № 8

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

ЧЕЛОВЕК КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СОВОКУПНОСТИ.

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- социологическую трактовку взаимодействия общества и индивида - оперировать моделями взаимодействия человека и общества;
- социальную сущность человека, как члена социальных систем; - характеризовать социальные системы;  
- особенности социальных систем.  

Ключевые понятия: общество, индивид, социальная система

 

1. Модели взаимодействия “ общество - индивид”.

2. Качественные свойства социальных систем.

3. Социальная система и социальная структура.

4. Социальная система и культура.

 

Социальный характер жизни человека является определяющим для характеристики человека. Однако не существует общих определений общества как такового.

Социология - это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социума - социальной реальности.

Общество - продукт взаимодействия людей, представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление.

Область социальных отношений, как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.).

Социальная педагогика, которая видит свою задачу в изучении воспитательных сил социума, направленных на развитие личностного потенциала личности, с необходимостью использует термины, понятия, категории и методы исследования, выработанные социологией.

В социологии можно выделить две модели взаимодействия общества и индивида.

1. Первая модель, связанная с немецким социологом М.Вебером (1864-1920), рассматривает социальные объекты, общество как результаты целенаправленного или осмысленного человеческого поведения (или как образованные им.)

 

 

Общество

 
 

 

 


 

Индивид

(Веберовская модель)

 

 

2, Другая модель, связанная с именем Эмиля Дюрктейма (1858-1917), французского социолога, рассматривает общество как самоценное образование, обладающее собственной жизнью и которое диктует индивиду модели поведения.

 

 

Общество

 

 
 

 


Индивид

(модель Дюрктейма)

 

3. Американский социолог Питер Бергер предложил иную модель взаимосвязи общества и индивида.

Согласно этой модели “ социальную структуру нельзя охарактеризовать как некую самостоятельную вещь, отдельно от человеческой деятельности, произведшей ее.”

“ Эта структура воспринимается индивидом и как чуждая фактичность и как принудительная инструментальность...”

Т.е. согласно этой модели общество формирует индивидов, которые творят общество: и это - в непрерывном диалектическом процессе.

 

Общество Общество

               
   
       
 
 

 


Индивид

 

Модель Бергера

 

Эта модель ведет к серьезным ошибкам: с одной стороны она поощряет волюнтаризм в пониманий социальной структуры, а с другой - механический детерминизм в нашем понимании людей.

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ - это процесс, посредством которого человеческая субъективность, воплощается в продукты, доступные самому субъекту и его сотоварищам как элементы некоего общего мира.”

ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс, который разрывает единство делания, производства, и его результата, продукта.

Общество есть объективация человеческих существ, а эти последние, со своей стороны, повторно присваивают или (интернализуют) в своем сознании общество.

4. Модель Роя Бхаскара.

Неверно говорить, что субъекты творят общество.

Скорее можно сказать, что они воспроизводят или преобразуют его.

Общество по отношению к индивидам предстает как нечто такое чего они никогда не делали, но что существует только благодаря их деятельности.

Всякая деятельность предполагает первичное существование социальных форм...

Общество есть и условие (материальная причина) и непрерывно воспроизводимый результат человеческой деятельности.

 

Общество

воспроизводство/преобразование

 

Индивид

Преобразовательная модель

Люди не творят общество, ибо оно всегда предшествует им.... На общество следует смотреть как на совокупность структур, обычных практических процедур и условностей, которые индивиды воспроизводят и преобразуют но которые реально бы не существовали, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой деятельности.

Процессы, посредством которых востребуются и поддерживаются накопленные умения, навыки, мастерство, необходимые для воспроизводства и преобразования общества можно дать родовое название - социализация.

 

СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:

 

Социальные структуры (системы) сами суть социальные продукты, и могут быть возможными объектами преобразования и являются относительно устойчивыми.

 

1. Социальные структуры, в отличии от природных структур, не существуют независимо от видов деятельности, направляемые ими.

2. Социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности.

3. Социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми. (Так что деятельности, которые они поддерживают не могут быть универсальными).

4. Нормальное функционирование соц. структур невозможно вне связи с определенными культурными ценностными стандартами.

 

Социальные структуры следует понимать как в принципе позволяющие, обеспечивающие средства и возможности действовать, а не просто как принудительные образования.

Посредствующая система - это система позиций (положений, мест, функций, правил, задач, обязанностей и т.д.), занимаемых индивидами, и практик (видов деятельности и т.д.) в которые они вовлечены в силу того, что занимают эти позиции (и наоборот).

Социальное взаимодействие - предпосылка всех общественных явлений.

(Процесс воздействия людей друг на друга, и в ход его поведение действующего лица сознательно реорганизуется под влиянием поведения другого лица и наоборот.)

Теоретические важные проблемы социологического анализа становятся понятными при учете взаимодействия трех сфер: культуры, общества и личности.

Соц. система - это способ организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое.

Стабильными и устойчивыми элементами соц. системы выступают соц. позиции (статусы).

Динамический аспект соц. системы выражает понятие социальной роли. (Ролевые требования и ролевые ожидания).

Статус предписанный и статус достигаемый.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Р. Бхаскар Общества. Социологос. Социология. Антропология. Метафизика. М. Прогресс, 1991, стр. 219-241

2. М.С. Комаров Введение в социологию. Гл. 3 “ Исходные данные социологии: культура, социальная система и личность. Стр. 67-102 М. Наука 1994.

 

Лекция 9

 

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА, СТАТУС, СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ, РОЛЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ, ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО “Я”, КОНЦЕПЦИЯ ОБОБЩЕННОГО ДРУГОГО, ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ.

 

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- определение социализации; - оперировать моделями социализации;
- социологические модели социализации;   - характеризовать социальный статус индивида;
- сущность социального статуса и социальной роли - определять ролевые конфликты.

 

Ключевые понятия: социализация, социальный статус, социальная роль, «обобщенный другой», «зеркальное Я»

 

1. Социализация- это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирования собственного “я” проявляется уникальность данного индивида как личности.

Индивид не рождается готовой личностью, а становится ею в процессе социализации. С точки зрения социологии существует множество теорий, объясняющий механизм социализации.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал концепцию обобщенного другого.

В соответствии с концепцией, “ обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы, индивидуальный “Я” - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “ обобщенного другого”.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы: “принятия роли” и “исполнения роли”.

Принятие роли - это попытка принять н себя поведение в другой ситуации или другой личности.(В детских играх, во время гибели командиров во время войны).

Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Джордж Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.

Первая- подготовительная стадия (от 1 до3 лет) - когда ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка показывает куклу, внук повторяет прихрамывающую походку деда).

Вторая стадия - (игровая) (3-4года)-дети начинают понимать поведение тех кого они изображают, но изображение роли еще неустойчиво. (В начале дети строят, потом с воодушевлением ломают).

Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров (театр, инсценировки, спортивные игры).

Американский ученый - социолог А. Халлер в дополнении к теории Дж. Мида разработал концепцию “значимого другого”.

“Значимый другой” - это та личность, одобрение которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.

Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного “Я”. (Кто в качестве значимых других?)

Все официальные статусы можно подразделить на два основных типа, которые предписываются индивиду и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания.

Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используется во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Мальчишки предпочитают машины и оружие и самое худшее для них прослыть “маменьким сынком”, “девчонкой”.

Многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, но имеют тенденцию в развитых странах, роли не имеют четких границ. Женщина может одновременно выступать в ролях жены, матери, главы фирмы и даже государства.

В Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари - мужчины.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом: детство, юность, зрелость, старость. Старость во многих примитивных, или традиционных обществах уважаема и почитаема.

В современном обществе предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией остается только поддержание собственного существования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.