Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем




Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критерия: по количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.

По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.

По месту учебы различают школьные (уроки, лабораторные занятия, работа в мастерских. На пришкольном участке и др.) и внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях ит.д.) формы обучения.

По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.),спаренные укороченные занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иными формами организации:

§ индивидуально групповой (в школах средневековья), сохранившаяся до сего времени в виде репетиторства;

§ взаимного обучения (белл–ланкастерская система в Англии). Её авторами являются священник А.Белль и учитель Дж.Ланкастер. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а потом обучали других, тех кто знает меньше. Она была вызвана стремлением её основателей разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на подготовку учителей. Эта система использовалась в нашей стране при массовой организации ликвидации неграмотности среди населения (после Октябрьской революции);

§ Бетовская система обучения как форма индивидуализации обучения появилась в начале XXв. в США. Процесс обучения делится на две части: первая часть – это учебная работа с классом в целом; а вторая – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях (с отстающими или неспособными);

§ Маннгеймская система, названная по наименованию города Мангейм, где она впервые была применена. Она предусматривает дифференциацию обучения по способностям учащихся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и экзаменов. Основатель этой системы Йозеф Зиккенгер (1858-1930гг.). Принципы данной системы используются и сейчас во многих странах (США, Англии, Франции и др.), в том числе и в нашей стране при организации элективных школ (лицеев, гимназий и др.);

§ сДальтон-план – как система индивидуализированного обучения впервые был предложен учительницей Еленой Паркхерст в начале XXв в г.Дальтон (штат Массачусетс США). Идея этой формы обучения состояла в том, что успех учебной деятельности зависит от приспособления темпа работы в школе к возможностям каждого ученика, его способностей.

Центром всего обучения выступает самостоятельная учебная деятельность учащихся, а функции учителя сводятся к тактичной организации этой деятельности. В связи с этим вместо обычных классов организуются мастерские, лаборатории, уроки отменяются. Ученик занимается в лабораториях или мастерских самостоятельно на основе полученного задания от учителя.

Задания выдавались на год в начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки. Учащиеся снабжались необходимыми инструктивными и методическими материалами, при необходимости получали от учителя-специалиста консультации.

В СССР в 20-е годы прошлого столетия использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Задание выдавалось на группу, за выполнение которого она и отчитывалась.

Однако данная система продемонстрировала свою несостоятельность и в 1932 году была запрещена.

К достоинствам этой формы обучения следует отнести, что она позволяла приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучая их к самостоятельности, стимулируя инициативу и творчество.

Недостатки этой формы обучения – отсутствие систематических знаний, порождал нездоровое соперничество среди учащихся, приводил к затрате большого количества времени.

Разновидностью Дальтон-плана оказался план Трампа (50-60 гг. XXв.). Автором этой формы был профессор Ллойд Трамп.

Суть плана Трампа как организационной формы обучения сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибких форм его организации.

При таком обучении сочетаются занятия в больших аудиториях, в малых группах с индивидуальными занятиями.

Время проведения означенных видов занятий распределяется так:

§ на лекционные занятия отводится 40% учебного времени;

§ занятия в малых группах – 20%;

§ на индивидуальную работу в лабораториях и кабинетах – 40%.

План Трампа получил широкую известность в США благодаря активной рекламе. Используется эта форма в небольшом количестве экспериментальных школ.

Массовые школы применяют в своей работе лишь отдельные элементы этого плана: обучение бригадой учителей, использование помощников учителей, занятия в больших аудиториях, организация самостоятельной работы учащихся в кабинетах.

В развитии плана Трампа создаются «неградуированные классы», когда учебные предметы проходят и завершают изучение в разном темпе. Ученик по одному предмету может учиться в 5-ом классе, а по другому предмету быть в 3-ем классе.

Таким образом, формы организации обучения учащихся не стоят на месте, а изменяются, развиваются и совершенствуются вместе с развитием процесса обучения и образования.

 

Методы обучения: понятие, сущность методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.