Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценивания




Подготовка и защита реферата (контрольной работы)

Критерии оценивания

1. Текущий контроль

Работа студентов оценивается в соответствие с балльно-рейтинговой системой. Общая оценка за весь курс составляет 100 баллов. Из которых 60 баллов приходится на текущие и промежуточные мероприятия, 40 баллов — на итоговые мероприятия.

В процессе текущего контроля учитывается:

ñ посещение лекций и семинаров — 0,5 балла (за каждое занятие),

ñ работа на семинарах- max 3 балла (за каждое занятие),

ñ выполнение контрольной работы по отдельной теме — max 1 балл,

ñ выполнение тестового задания по отдельной теме — max 1 балл,

ñ отработка пропущенного занятия в виде собеседования или проверочной работы — max 0,5 балла,

ñ конспект первоисточника — max 0,5 балла,

ñ рецензия рекомендованной статьи или доклада студента — max 0,5 балла,

ñ эссе по выбранной теме — max 0,5 балла,

ñ доклад по выбранной теме — max 0,5 балла,

ñ отчет о посещении музея, выставки, театра — max 0,5 балла.

 

 

2. Промежуточный контроль

В процессе промежуточного контроля каждый студент может набрать максимально 60 баллов за аудиторную работу, из которых 40 баллов являются допуском к зачету (экзамену):

ñ промежуточное тестирование или контрольная работа по каждому модулю — max 3 балла,

ñ каждая промежуточная аттестация (3 раза в семестр) — max 20 баллов, min 13,3.

 

3. Итоговый контроль

В процессе итогового контроля каждый студент может заработать 20 — 40 баллов.

ñ Интернет-тестирование по окончанию курса — 5 баллов,

ñ подготовка реферата (контрольной работы) по предложенной проблематике — max 7 баллов (с учетом всех методических требований),

ñ зачет(экзамен) по окончанию курса — 20-40 баллов.

Объем реферата (контрольной работы) – не менее 12 стр. Обязательно использование не менее 3 отечественных и не менее 1 иностранного источника, опубликованных в последние 10 лет. Возможно использование электронных баз данных.

Процедура защиты реферата/контрольной работы (если требуется): ответы на вопросы преподавателя, выступление с устной презентацией результатов с последующим групповым обсуждением.

§ соответствие содержания заявленной теме, отсутствие в тексте отступлений от темы — 0,5 баллов;

§ соответствие целям и задачам дисциплины — 0,5 баллов;

§ постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение — 0,5 баллов;

§ логичность и последовательность в изложении материала — 0,5 баллов;

§ способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой — 0,5 баллов;

§ объем исследованной литературы и других источников информации — 0,5 баллов;

§ владение иностранными языками, использование иностранных источников — 0,5 баллов;

§ способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса — 0,5 баллов;

§ умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию — 0,5 баллов;

§ навыки планирования и управления временем при выполнении работы — 0,5 баллов;

§ обоснованность выводов — 0,5 баллов;

§ наличие авторской аннотации к реферату — 0,5 баллов;

§ правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т. д.) — 0,5 баллов;

§ соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста) — 0,5 баллов.

Приложение 5
к рабочей программе дисциплины
«Психология и педагогика»

методика рейтингового контроля знаний студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психология и педагогика»

 

 

Рейтинговый балл (рейтинг) студента R – это сумма баллов по 100– балльной шкале. Контроль знаний студента ведется непрерывно и имеет два уровня: контроль текущей работы в семестре и итоговый контроль (итоговая аттестация) в виде зачета. Из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и до 40 за итоговую.

Текущая успеваемость отслеживается в течение контрольных недель.

Промежуточный рейтинг (межсессионная аттестация) студентов семестре осуществляется на 3-х контрольных точках: на 8-й и 12-й и 17-й неделях семестра. Итоговая оценка по промежуточному рейтингу определяется по окончании всех занятий на зачетной неделе семестра как сумма баллов по результатам всех запланированных в семестре контрольных мероприятий.

Во время текущей аттестации оцениваются:

ñ работа на семинарах и лекциях,

ñ результаты выполнения индивидуальных заданий в качестве самостоятельной работы,

ñ результаты тестов и проверочных работ.

Выполнение и сдача студентом всех указанных учебных поручений является допуском к зачету.

Пропущенные в течение семестра занятия должны быть отработаны студентом на дополнительных занятиях, проводимых преподавателем по расписанию, утвержденному на кафедре.

Распределение баллов по видам учебных поручений и их перечень приведены в приложении (таблица 1).

За работу в семестре студент может набрать минимальное число баллов 40, максимальное – 60. Эти баллы являются условием допуска к зачету(экзамену).

1. Если студент набрал за семестр менее 40 баллов, то для получения необходимого количества баллов для допуска к зачету/ экзамену он должен пройти все формы текущего контроля.

2. Для повышения рейтинговой оценки он может выполнить дополнительные задания, предложенные преподавателем.

3. Также будет учитываться временной коэффициент Кв:

1,2 – досрочное выполнение учебных поручений;

0,8 – за задержку сдачи работы.

4. Студент, набравший в течение семестра по рейтингу 56–60 баллов, может получить экзаменационную оценку без сдачи экзамена с применением коэффициента 1,6 (экзамен – «автомат»).

На зачете каждому студенту, получившему допуск, предлагается выполнить индивидуальное задание. Минимальное количество баллов зачета составляет 11 балл, максимальное – 40.

Итоговая оценка по дисциплине «Социальная психология» выставляется в экзаменационную ведомость в соответствии со следующей шкалой:

 

ПКМ Зачтено Итог зачтено
0-19 – неуд. 0-10 – неуд. 0-39 – не зачтено
20-39 - недопуск 11-20 – уд. 40-100 – зачтено
40-60 - допуск 21-30 – хор.  
  31-40 – отл.  

 

 

II Общие методические рекомендации по изучению дисциплины «Психология и педагогика»

Содержание курса «Психология и педагогика» является научной и методологической базой для целого ряда специальных курсов и дисциплин специализации, читаемых студентам факультета «Экологии и природопользования»: «Социология», и др. Качественное и глубокое усвоение содержания этой базовой дисциплины создает необходимые предпосылки для усвоения содержания перечисленных специальных курсов.

Однако не только этим обстоятельством определяется важность и полезность внимательного и вдумчивого изучения социальной психологии.

Дело в том, что рассматриваемые здесь вопросы и феномены делают эту дисциплину актуальной для всех специалистов, работающих в сфере «человек – человек». Какую бы сферу своей профессиональной самореализации не избрал впоследствии человек, знакомый с основами социальной психологии, он всегда будет иметь хотя бы потенциальную возможность использовать ее закономерности в своей практической деятельности. УМКД включает в себя подробное содержание изучаемых тем (программы дисциплины), перечень основных понятий к каждой теме, контрольные работы по ключевым темам курса, вопросы для самопроверки к каждой теме курса, конспект лекций к основным темам курса, практические задания и тест для итоговой проверки знаний.

Приступая к изучению социальной психологии, необходимо четко отдавать себе отчет в том, что ни лекции, ни данное пособие не являются достаточными источниками знаний по дисциплине. Необходима систематическая и вдумчивая работа с источниками из списка основной и дополнительной литературы. При серьезном отношении к учебе и внимательном чтении учебников из списка литературы у студента не может не возникнуть вопросов. Обязательно записывайте их для того, чтобы при встрече с преподавателем иметь возможность их задать. Не стесняйтесь спрашивать то, что непонятно. Помните: глупых вопросов не бывает!

Работая с учебником, соотнесите содержание изучаемой главы с содержанием соответствующей темы по данному пособию. Изучите материал из раздела: «Конспект лекций» данного пособия. Если какой-то пункт темы в лекции освещен недостаточно, попросите преподавателя остановиться в лекции на этом пункте более подробно. Вы также можете самостоятельно обратиться к источникам из списка дополнительной литературы. В него включены монографии и другие источники, посвященные более глубокому освещению конкретных вопросов социальной психологии.

В структуру включен раздел «Основные понятия курса». В этом разделе для каждой изучаемой темы определен круг основных понятий, которые студенты должны усвоить в процессе изучения социальной психологии. Владение специальными терминами является важным показателем усвоения содержания дисциплины, готовности к самостоятельному изучению научной литературы и профессиональному диалогу. Поэтому мы рекомендуем студентам, работая с лекционным материалом, учебниками и источниками из списка литературы, справочными материалами данного

пособия, составить словарь основных понятий курса. Наличие такого словаря облегчает выполнение тестов для самопроверки и итогового теста. Кроме того, для текущего контроля успеваемости используются различные формы работы со словарем. Усвоение основных понятий курса позволит эффективно выполнять контрольные задания.

Особое внимание необходимо уделить работе с вопросами и заданиями для самопроверки. Большая часть этих вопросов требует не столько воспроизведения изученного материала, сколько аналитико-синтетической деятельности с ним.

Разработанные практические задания позволяют студентам на материале художественных фильмов провести своеобразное «полевое наблюдение» за динамикой группы и составляющих ее индивидов. Без всякого преувеличения можно сказать, что предлагаемые фильмы являются лучшими видеопособиями по групповой динамике. Просмотр фильма осуществляется студентами индивидуально, после чего, в соответствии с учебным планом по фильму проводится групповая дискуссия. Наконец, в УМКД представлен тест для итоговой оценки знаний. Его необходимо выполнять по мере изучения соответствующих тем. Частично или в полном объеме этот тест будет использован для итоговой оценки знаний на зачете.

В заключении еще раз напомним давно известную истину: образование возможно лишь как самообразование. Учиться означает учить себя.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto – приспособляю) – приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную. А. Адаптация психическая – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ – процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

АНТРОПОГЕНЕЗ ПСИХИКИ (от греч. anthropos – человек и genesis – рождение происхождение) – процесс исторического возникновения и развития психики человека (homo sapiens).

АССОЦИАНИЗМ – учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.

АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ (от лат. аssoziato – соединение и reflexus – отраженный) – психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с А.р.т. усвоение знаний, навыков, умений осуществляется как процесс образования в сознании различных ассоциаций. Это образование включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. assoziato – соединение) – связь между двумя и более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена А. Влечет за собой появление другого. Психофизиологической основой А. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.

АФФЕКТ (от лат. – affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления А. могут быть ярость, гнев, ужас и т.д.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (от лат. reflexus – отражение) – врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые, в принципе, не наблюдаемы непосредственно.

Вид обучения -обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

ВНИМАНИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик В. относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида В.: В. непроизвольное, В. произвольное, В. послепроизвольное.

ВООБРАЖЕНИЕ – психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых по формированию и развитию у последних необходимых качеств (патриотизма, трудолюбия, честности, порядочности и др.). В социальном смысле — функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; - в педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

Воспитательная система - совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.

ВОСПРИЯТИЕ – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА (от лат. signum – знак и systema – целое, соединение) – система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П. Павловым.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание Г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.), как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келнер, К. Коффка.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат. deviato – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды Д.п.- алкоголизм, наркомания, самоубийства и др.

Диагностика - точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

ДИДАКТИКА – составная часть педагогики, исследующая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей. Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

ЗАДАТКИ - анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

ЗАКОН - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

ЗНАНИЕ - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. (результат усвоения системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий и др.).

ИНДИВИД (от лат. individium – неделимое) – одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А.Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, И.п. получила в 20-е г.г.XX века.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности И. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intra – внутри и versare – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности на собственный внутренний мир, собственное «я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ – сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде.

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectifions – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков К. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности.

КОЛЛЕКТИВ (ШКОЛЬНЫЙ) - группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ – разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communico – связываю, общаюсь) (в психологии) – сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия.

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus – столкновение) – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

Концепция непрерывного образования — современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

ЛИЧНОСТЬ – макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

МЕЛАНХОЛИК (от греч. melas – черный, chole – желчь) – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющихся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненном реагировании на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ - учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

МОТИВ (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От М. следуют отличать мотивировку.

МОТИВАЦИЯ – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха - активность – цель – достижение успеха».

МЫШЛЕНИЕ – процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют М. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т.д.

Наблюдение - метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

НАВЫК – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование Н. протекает в соответствии с рядом законов (закон изменения скорости в развитии Н., закон плато в развитии Н., закон отсутствия предела в развитии Н., закон угасания, закон переноса Н. и др.). Навык - автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства).

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В Н.л. обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направленность.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) определенных образовательных уровней.

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приемов продуктивной деятельности в процессе обучения.

ОБУЧАЕМЫЙ - человек, которому целенаправленно передают знания, умения и другие компоненты социально-культурного опыта для того, чтобы он мог активно использовать их в процессе своей жизнедеятельности.

ОБУЧАЮЩИЙ - человек, целенаправленно передающий освоенные им знания и умения, способы действия при выполнении определенных задач и разрешении проблем, а также свое понимание жизни и отношение к ней.

ОБУЧЕНИЕ - целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних. О. – управление познавательной деятельностью; процесс совместной деятельности обучающих и обучаемых по формированию и развитию у последних необходимых знаний, навыков, умений.

ОБЩЕНИЕ – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

ОПЕРАЦИЯ (в психологии) (от лат. operatio – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации. Понятие О. как единицы деятельности введено А.Н. Леонтьевым.

Отметка - условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

ПАМЯТЬ – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ – (от греч. para – возле, около) – область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить: 1) формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью, деятельностью известных органов чувств; 2) формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий. Нередко в рамках П. исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие как реальные, так и мнимые явления.

ПЕДАГОГИКА (греч. paidagogike – детоводство) – это теория и практика достижения целей воспитания, образования и обучения. Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система условнорефлекторых связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым.

Перевоспитание - вид воспитания, целью которого является устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

ПОВЕДЕНИЕ – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «П.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не П., а деятельность.

ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ – слабо выраженные нервно-психические расстройства, состояния на грани нормы и психического отклонения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Правило обучения (воспитания) - конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения (воспитания).

Прием обучения (воспитания) - составная часть или отдельная сторона метода обучения (воспитания).

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ – область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития социальных субъектов – конкретных людей и коллективов.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.

ПРИВЫЧКА – сложившийся в динамический стереотип способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) - основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения (воспитания) в соответствии с его целями и закономерностями.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

ПСИХИКА – (от греч. psychikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя интроектирующееся моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования П. составляет предмет психологии как науки.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА – система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, которые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, интересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным настроением; традициями и др.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный процесс функционального совершенствования качеств социальных субъектов. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

РЕФЛЕКС (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.

РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

РЕЧЬ – одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

РУКОВОДСТВО – деятельность по координации усилий отдельных людей и коллектива в целом при их совместном достижении определенной цели.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. aktuals – действительный, настоящий) – непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обуславливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

САМОВНУШЕНИЕ (аутосуггестия) – процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляциии, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающееся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.

САМОВОСПИТАНИЕ – это организованная, активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии с осознанными потребностями отвечать социальным требованиям и личной стратегии развития.

Самооценка - оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Самообразование - активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самоуправление - процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.

САНГВИНИК (от лат. sanguis – кровь) - субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым…» (Павлов И.П. Полн.собр.соч., т.3, кн.2, с.86).

Склонность - предрасположенность к чему-либо.

Содержание образования — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

СОЗНАНИЕ – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

СПОСОБНОСТИ – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеть ими.

Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (стиль – от лат. stylus (гр. stylos) – стерженек для письма) – это устойчивая система характерных подходов, способов и приемов, отражающая индивидуальный почерк руководителя в реализации им управленческих функций.

ТЕМПЕРАМЕНТ (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) - психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее, в свою очередь, на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический. Кроме данного, классического, деления людей по типам темперамента существуют и другие классификации (по У.Шелдону и др.).

ТЕОРИЯ – система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление – систему или ее элементы, функции. В психологии известны теории бихевиоризма, фрейдизма, когнитивные теории, гештальттеория и т.д.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МАСЛОУ – система взглядов на личность американского психолога А.Маслоу – одного из основателей гуманистической психологии. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-либо общности людей (семья, друзья и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ – современная концепция обучения, нашедшая широкое распространение, применение и при обучении радистов, телеграфистов и т.д. Согласно этой концепции умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков. умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план, в план сознания. В силу этого обучение протекает поэтапно. На первом этапе обучаемые овладевают ориентировочной основой деятельности (ООД), т.е. системой указаний в том, как выполнять различные действия. На втором этапе обучаемые самостоятельно выполняют реальные действия (например, манипуляции с техникой или ее заменителями – моделями, тренажерами, макетами, чертежами и т.п.). На третьем этапе эти действия проговариваются вслух; на четвертом – про себя. Применение Т.п.ф.у.д. в практике обучения некоторых специалистов (телеграфисты и др.) дало ощутимый эффект. Большой вклад в обоснование и развитие теории внес П.Я. Гальперин и др.

ТЕСТ (от англ. test – задача, проба) – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Тест - стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование - метод педагогического исследования с использованием тестов.

УМЕНИЕ – психическое образование, заключающееся в освоении личностью, группой, коллективом определенных приемов, способов, навыков деятельности. Умение - способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

УПРАВЛЕНИЕ – процесс воздействия субъекта на ту или иную систему, обеспечивающий ее целенаправленное развитие, сохранение или видоизменение структуры, поддержание или изменения режима деятельности, реализацию программ и целей.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. Система взаимосвязанных У.р. образует динамический стереотип. Термин «У.р.» предложен И.П. Павловым.

УСТАНОВКА – готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

УЧЕНИЕ - деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

ФЛЕГМАТИК (от греч. phlegm – слизь) – субъект-носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений. «Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни». (И.П. Павлов. Полн.собр.соч. М.-Л., 1951, т.3, кн.2, с.86).

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - внешняя сторона организации учебного процесса.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий.

ФОРМИРОВАНИЕ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения З.Фрейда – психоанализа и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – учение, разработанное З.Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем Ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для Ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

ХАРАКТЕР (от греч. character – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

ХОЛЕРИК ( от греч. chole-желчь) – субъект-носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов и проявляющийся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

ЦЕЛЬ – один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

ЧУВСТВО – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

ЭКСТРАВЕРСИЯ – (от лат. extra – сверх, вне и versio – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности во вне, на окружающих людей, внешние явления, события.

ЭМОЦИИ ( от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Эксперимент (педагогический) - научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.