Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива. Межличностные отношения в студенческой группе




Психологические особенности студенческой группы, ее структура.

Студенческая группа является элементом педагогической системы. Функции управления он осуществляет через обратную связь: преподаватель - группа, группа - преподаватель (куратор). В психологии даже есть понятие групповой субъект - общность людей с соответствующими характеристиками.
Студенческая группа - общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т.п.).
Студентов в академической группе объединяет:
• общая цель и задачи профессиональной подготовки;
• совместная учебно-профессиональная деятельность;
• связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы - хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе);
• однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость);
• высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни);
• активное взаимодействие в процессе коммуникации;
• высокий уровень студенческого самоуправления;
• ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы.
Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура:
1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы - профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя - старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). - Это деловая сфера взаимоотношений.
2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу - это эмоциональная сфера взаимоотношений.

 

Студенческая академическая группа за период своего существования развивается и проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется качественными особенностями таких параметров:
• направленность поведения и деятельности членов группы;
• организованность членов группы;
• коммуникативность членов группы.
Целостными характеристиками студенческой группы являются следующие показатели:
интра-и интегрупова активность;
психологический микроклимат в группе (эмоциональный статус);
референтнисть группы - значимость, авторитетность ее для членов группы;
руководство и лидерство;
сплоченность и др..
По этим показателям определяют следующие стадии развития студенческой группы:
1-я стадия - номинальная группа, которая имеет лишь внешнее, формальное объединение студентов по приказу ректора и списком дирекции (деканат);
2-я стадия - ассоциация - начальная межличностная интеграция, первичное объединение студентов по общим признакам.
3-я стадия - кооперация, на которой социально-психологическая и дидактическая адаптация студентов почти завершилась. Оказываются неофициальные организаторы, авторитетные активисты группы. За ними закрепляются социальные установки и руководство внутренней жизнью группы.
Общее требование к группе на этой стадии такая: проявлять чуткость к товарищам, взаимоуважение, помогать друг другу и др.. Только при таких социально-психологических условий группа достигнет высшего уровня своего развития.
4-я стадия - студенческая академическая группа становится коллективом.
В каждой группе безпервно происходит взаимообмен социально-психологической информации.
Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанных группой, регулирующих поведение ее членов.
Групповой настроение-общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней..
Групповая сплоченность - определяется мерой приверженности группы ее членов.
Самоутверждение - каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию.
Коллективистское самоопределение - хотя каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное суждение в группе, однако для него наиболее значимой является коллективное мнение, групповая оценка, а руководством к действию является групповое решение.
Причины противоречий в студенческом коллективе могут быть такие:
• неадекватная оценка партнера;
• завышенная самооценка отдельных студентов;
• нарушение чувства справедливости;
• искажение отдельным студентом информации о другой;
• авторитаризм лидера группы в целом или отдельной микрогруппы;
• некорректное отношение друг к другу;
• просто недоразумение друг с другом.
Виды внутригрупповых конфликтов:
• конфликт ролей - неадекватное выполнение социальных ролей;
• конфликт желаний, интересов и т.д.;
• конфликт норм поведения, ценностей, жизненного опыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.