Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологический, синергетический и герменевтический принципы




Культурологический принцип

 

Культурологический принцип требует поводов с гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождая примитивной назидательности и схематизма, выявлении сходности и общечеловеческих ценностей. Учет гам исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее деятельность личности, тем эффективнее происходит знакомство с общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который пытается преобразовывать совокупность внешних влияний в некие образования личности как продукты развития. Это обусловливает важность реализации деятельностного подхода как гуманизации технологий обучения и воспитания.

 

 

Суть данного принципа во-первых заключается в том, чтобы поставить человека как целостность, как важную ценность в центр всех своих усилий.

Во-вторых, принять для себя положение о том, что реальная жизнь ребенка с проявлениями любви, разочарования, вдохновения и других форм духовной активности - это и есть многообразие форм воспитательной деятельности.

В-третьих, приблизиться к пониманию возникновения духовного в человеке. Необходимо осознавать, что духовный мир является главным источником жизненной силы, энергии здоровья, долголетия человека. Это не просто образованность, умение разбираться в стилях, жанрах и направлениях искусства, а способность осознавать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать каждой клеткой своего организма гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время единого мира.

В-четвертых, необходимо освободиться от иллюзии понятности человека. Нужно учиться воспринимать воспитанника как бесконечную сложность и бесконечную возможность, на которых следует учиться и которым следует удивляться.

В-пятых, изменить отношение к наукам о человеке. Необходимо избавиться от канонизации одних наук, подходов в ущерб другим. Учиться антиномному, "дополнительному" восприятию накопленного и накапливаемого разностороннего научного знания о человеке как био-психо-социо-духовного существа.

Таким образом, смена методологических ориентаций процесса воспитания диктуется назревшей необходимостью преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и личности, обеспечить переход человечества к новым природо-социокультур­ным отношениям охранительно-созидательного типа (А.П.Валицкая).

Поэтому в условиях деградации личности как индивидуальности в объект (бюрократизация жизни, политический, экономический, духовный тоталитаризм), безудержного стремления к успеху в условиях рыночной конкуренции, растворения индивидуального в массовом функцию воспитания хочется видеть как культуротворческую. Оно ориентировано на создание условий к развитию у воспитанников способности к самостоятельному суждению, выбору, поступку, определению своей "меры жизни", основанной через проявление сострадания, терпимости, доброты и справедливости на понимании смысла происходящего. Основным условием в данном случае выступает природо-социокультурная среда, в которой происходит воссоздание духовно-практического опыта поколений в личном опыте, мире ребенка, что требует обращения его "вовнутрь себя", к своим истокам. В этой среде дети осмысливают единство человеческого рода и себя как его неповторимой части, обретают способность к диалогу между различными народами и культурами, накапливают опыт проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного выбора поступка, поведения; организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости и уважения к правам и достоинствам других людей. Кроме того, через овладение ситуациями реальной ответственности, самостоятельности, вменяемости, через принятие решений свободного выбора поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности происходит осознание ответственности за свою деятельность перед другими людьми (персонализация).

Таким образом, сущность воспитания определяется социально-духовной природой личности ребенка. Социальное и духовное - две тесно связанные, но различные характеристики сущности личности, которые не делят его на две противоположные, а характеризуют с разных сторон. Нельзя абсолютизировать ни одну из них. Поэтому воспитание включает в себя взаимосвязанные процессы: создание оптимальных условий для естественного вхождения воспитанника в жизнь общества, она создает условия для становления его духовного "ядра", сущность которого проявляется в способности личности в негативных социальных условиях и экстремальных ситуациях быть самой собой, готовой к самостоятельным ответственным решениям и действиям. Это единство социального и духовного проявляется в нравственно ориентированных воле и разуме. Иначе - как способность человека управлять собой с целью достижения независимости от внешних и внутренних условий, активно воздействовать на эти условия с помощью смысложизненных нравственных ценностей и идеалов.

Синергетическая диалектика основывается на законах синергетики.

Синергетика – это наука, направленная на изучение самоорганизации и саморазвития системы.

Соответственно, синергетический принцип – принцип, в основе которого лежат понятия самообразования и самовоспитания.

Давайте вспомним эти понятия.

Самообразование - приобретение системы знаний человеком самостоятельно. Самовоспитание, соответственно, это способность человека превращать свое Я в объект собственного восприятия и самоконтроля. Саморегуляция, самоконтроль, самоанализ и самооценка являются обязательными приемами самовоспитания.

В этой сфере социокультурной жизнедеятельности возникает еще одна функция воспитания - герменевтическая.

Герменевтика внесла в познание проблему понимания. Понимание выступило как антипод процедурам логико-теоретического объяснения человека, как средство, дающее возможность ощутить уникально-человеческое. Понимание становится стержнем и единственным способом постижения истины в науках о человеке, жизни, духе, о всех проявлениях человеческой активности. Оно должно стать стержнем и в сложных, многообразных отношениях ребенка и мира, воспитателя и воспитанника. Необходимо отметить, что понимание нельзя отождествлять со знанием, ибо возможно понимание без знания и, наоборот, знание без понимания. Конечно, наибольший эффект достигается при единстве знания и понимания. Но недопустимо и отрывать, противопоставлять эти два понятия и феномена в том смысле, что понимание выступает аналогом знания применительно к целостному человеку. Действительно, человека в единстве всех его проявлений нельзя "знать", его можно только понимать.

В совокупности эти принципы позволяют сделать педагогику всеобъемлющей. С их помощью мы можем получить более полное знание о развитии, воспитании, образовании и формировании ребенка и личности в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.