Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские занятия. Тема: Социальная педагогика как наука




Тема: Социальная педагогика как наука. (практическое занятие 1)

Вопросы для обсуждения:

1. Культурно-исторические традиции благотворительности и милосердия в России. Основные этапы развития благотворительности в России.

2. Становление системы общественного призрения в России: ее достоинства и недостатки.

3. Место социальной педагогики в системе наук о человеке, социальных наук.

4. История становления социальной педагогии как науки.

5. Структура социальной педагогики как отрасли интегративного знания.

6. Категории социальной педагогики (заимствованные и собственные). Сравните их с категориями общей педагогики.

7. Методы социальной педагогики, обоснуйте, когда, в каких условиях социальный педагог использует методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи.

8. Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

9. Сущность современных подходов к развитию государственных и негосударственных структур социальной помощи в России.

 

Тема: Социализация как социально-педагогическое явление. (практическое занятие2)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятия «социализация». Соотношение понятий «социализация» и «социальное воспитание».

2. Подходы к трактовке содержания понятия социализация в зарубежных и отечественных социологических концепциях.

3. Особенности социализации в каждый возрастной период (детство, юность, зрелость, старость).

4. Характеристика групп задач социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

5. Человек как субъект, объект и жертва социализации.

6. Взаимосвязь между воспитанием и социализацией ребенка.

Тема: Факторы социализации.(практическое занятие 3, круглый стол)

Вопросы для обсуждения:

1. Семейное воспитание как фактор социализации. Специфика социального воспитания в семье.

2. Социально-педагогические учреждения как фактор социализации. Многообразие видов социально-педагогических учреждений.

3. Школа как социально-педагогическая система.

4. Детские и молодежные общественные объединения и организации как фактор социализации.

5. История детского и молодежного движения в России, его развитие в современных условиях.

6. Виды и функции современных детских объединений. Роль подростковых клубов в социализации детей и подростков. Неформальные молодежные объединения.

7. Культурно-исторические традиции как фактор социализации. Традиции как формы передачи социальных ценностей, идей, взглядов, обычаев от одного поколения другому, как способ сохранения и развития народной культуры. Воспитательная ценность народных традиций.

8. Возрождение религии и религиозного воспитания: причины, противоречия, тенденции развития.

9. Воспитание средствами массовой коммуникации. Виды средств массовой коммуникации. Их роль в социализации подрастающего поколения.

Прочитать и законспектировать:

1. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. – 1999. – № 5.

2. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности. // Восп. школьников. – 1998. – № 4.

Лебедев Д.Н. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. – № 5. – 1999

Тема: Досуговая деятельность и ее значение для социального становления личности. (практическое занятие 4, коллоквиум)

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика досуговой деятельности как средства социального воспитания. Определение сущности досуговой деятельности в разных социологических подходах.

2. Задачи досуговой деятельности. Требования к организации досуга детей.

3. Основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга.

4. Содержание и формы досуговой деятельности в семье, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, школах.

5. Функции социального педагога в центрах досуга и творчества детей.

 

Тема: Содержание социально-педагогической деятельности с семьей. (практическое занятие 5)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, функции, социальные проблемы современной семьи. Социальный статус семьи.

2. Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию личности ребенка. Особенности развития и социализации ребенка в зависимости от его позиции в семье.

3. Содержание деятельности семейного социального педагога. Семейный социальный педагог как посредник во взаимодействии личности, семьи, общества.

4. Направления деятельности семейного социального педагога

5. Семьи группы риска как объект социально-педагогической деятельности. Причины и типы семейного неблагополучия и их влияние на социализацию ребенка.

6. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска.

7. Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.

8. Алгоритм изучения семьи.

Творческая работа:

1. Составить «Социальный паспорт семьи» и «Социальный паспорт семьи из группы риска».

2. Разработать и представить программу по оказанию помощи семье в решении ее проблем.

 

Тема: Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема (практическое занятие 6)

Вопросы для обсуждения:

1. Условия и ситуацию риска как причины отклоняющегося поведения детей и подростков; механизм протекания отклонений в поведении (по Невскому И.А.).

2. Противоречивость понятий «трудный», «трудновоспитуемый» и «педагогически запущенный» подросток. Характеристика несовершеннолетних, имеющим устойчивое отклоняющееся поведение.

3. Основные социально-педагогические технологии, которые применяются в работе с детьми девиантного поведения.

4. Содержание профилактической деятельности социального педагога по предупреждению девиантного поведения ребенка.

5. Содержание социально-педагогическая деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

6. Содержание социально-педагогическая деятельности по реабилитации несовершеннолетних осужденных

Тема: Социально-педагогические технологии. (практическое занятие 7, защита проектов)

Творческое задание.

Разработка и защита проекта социально-педагогической технологии. (пример см. в кн. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 479с.)

 

Список литературы

№ п/п Наименование   Наличие в библиотеке (кол-во экз.)
  Дополнительная литература  
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.  
2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – М., 1998.  
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 440 с.  
4. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2002. - 159с  
5. Галагузова М.А. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник/Под ред.М.Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 543с.  
6. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 220с.  
7. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст]: учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2004. – 268с.  
8. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. - Минск: Амалфея, 2000. - 447с  
9. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.  
10. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.  
11. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.  
12. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 544 с.  
13. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.  
14. Лодкина Т. В.Социальная педагогика: Защита семьи и детства:Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 192с.  
15. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для вузов /Б.Н.Алмазов,М.А.Беляева,Н.Н.Бессонова и др. / Под ред.М.А.Галагузовой,Л.В.Мардахаева. - Изд.3-е,стер. - М.: Академия, 2006. - 191с.  
16. Методика работы социального педагога. / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.  
17. Мудрик А.В.Введение в социальную педагогику [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365с.  
18. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200 с.  
19. Мустаева Ф. А.Основы социальной педагогики: Учебник для вузов. - М.; Екатеринбург: Академический Проект; Деловая книга, 2002. - 415с.  
20. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.- Екатеринбург, 2003. – 528 с.  
21. Нагавкина Л.С.Социальный педагог: введение в должность: Материалы для работников образовательных учреждений/Крокинская О.К.,Косабуцкая С.А. - СПб.: КАРО, 2002.- 269с.  
22. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 72 с.  
23. Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159с.  
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 479с.  
25. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 256с.  
26. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.  
27. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов/И.М.Бгажнокова,С.А.Беличева,О.Е. и др. / Под ред.В.А.Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 270с  
28. Социальная педагогика: курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 416 с.  
29. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 272 с.  
30. Социальный педагог: введение в должность. Материалы для работников образовательных учреждений. – С-Пб., 2002.  
31. Тихомирова Е.И.Социальная педагогика [Текст]: Самореализация школьников в коллективе:Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005. - 143с.  
32. Фуряева Т.В.Проектное обучение в профессиональной подготовке социальных педагогов: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2004. - 133с.  
33. Шакурова М. В.Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2002. - 272с.  
34. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 206 с.  

 

Список основной литературы:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 176 с.

2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). – М., 1998.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 440 с.

4. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

6. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

7. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 544 с.

8. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 320 с.

9. Методика работы социального педагога. / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200 с.

11. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.- Екатеринбург, 2003. – 528 с.

12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 72 с.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 368 с.

15. Социальная педагогика: курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 416 с.

16. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 272 с.

17. Социальный педагог: введение в должность. Материалы для работников образовательных учреждений. – С-Пб., 2002.

18. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.

 

Список дополнительной литературы:

1. Актуальные проблемы современного детства. – М., 1993.

2. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. – М., 1988.

3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.

4. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. – М., 1988.

5. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1994.

6. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1985.

7. Бадмаев С.А, Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.

8. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. – Киев, 1986.

9. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. – М., 1998.

10. Благотворительные организации социальной направленности. – М., 1998.

11. Будет работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996.

12. Выбираем свой путь: Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1992.

13. Голод С.И. Досуг и культура молодого рабочего. - М., 1985.

14. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. – Минск, 2000.

15. Досуг в кругу семьи: интеллектуальные игры и задачи, занимательные истории, самоделки. / Сост. М.В. Шпагин. - М., 1988.

16. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. – 1999. – № 5.

17. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пос. – М., 1990.

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

19. Зборовский Г.Е. Досуг: действительность и иллюзии. - М., 1994.

20. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1987.

21. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф. и др. Взрослое и детское движение. – Кострома, 1993.

22. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности. // Восп. школьников. – 1998. – № 4.

23. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

24. Кравцов Г. Личность формируется в семье. // Дошк. воспитание. – 1991. – № 2.

25. Культура досуга. // Серия «Знание».– № 11. – 1982.

26. Культура семейных отношений. – М., 1985.

27. Лебедев Д.Н. Детское общественное движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. – № 5. – 1999.

28. Лебедев Д.Н. Пионерия на пути в будущее (о некоторых проблемах современного пионерского движения) // Внешкольник. – 1997

29. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1998. – С. 136 – 142.

30. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. – Н.-Новгород, 1995.

31. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

32. Мудрость воспитания: книга для родителей. – Минск, 1987.

33. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. – М., 1989.

34. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. – М., 1993.

35. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон Российской Федерации. – М., 1997.

36. Олифренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002.

37. Организация исправления и перевоспитания осужденных / Под ред. А.И. Зубкова, М.Н. Стуровой. – М., 1982.

38. Осухова Н.Г., Леев Н.Н. Социальное воспитание в наследии В.Н. Шульгина // Педагогика. – 1993. – № 3 – С. 74.

39. Предмет и функции социальной педагогики / Под ред. Г.Н. Филонова. – Тюмень, 1998.

40. Программы деятельности Федерации детских организаций «Юная Россия». – М., 1994.

41. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

42. Робер М-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.

43. Рожков И.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М., 1996.

44. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.

45. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. – М., 1986.

46. Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики // Магистр. – 1993. – № 3.

47. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М., 1994.

48. Социальная дезадаптация: нарушения поведения детей и подростков. – М., 1996.

49. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.

50. Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. – М., 1974.

51. Тетерский С.В., Никитина Л.Е. Социально-педагогическое движение детей, молодежи и взрослых (из опыта Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» – ДИМСИ) // Внешкольник. – 1999. – № 5.

52. Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети (проблема взаимодействия). – М., 1997.

53. Цветкова И.В. К педагогическому портрету М.В. Крупениной // Педагогика. – 1993. – № 3. – С. 71.

54. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М., 2002. – С. 220-227.

55. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995.

 

 

Методические рекомендации для студентов:

«Круглый стол» — это беседа, в которой на равных участвуют 15 — 25 человек; в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Руководит беседой ведущий (не обязательно преподаватель), который, однако, старается не захватывать содержательного лидерства. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему; они ориентированы на воз­можность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно боль­ше информации, осмыслить ее, обозначить основные направле­ния развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу, поэтому на «круглый стол» приглаша­ют «специалистов» различных направлений.

Характерной чер­той «круглого стола» является сочетание тематической дискус­сии с групповой консультацией. Существует важное условие при проведении «круглого стола»: нужно, чтобы он был действи­тельно круглым, т. е. процесс коммуникации должен происходить «глаза в глаза», что приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности включения каждого в обсуждение, стимулирует невербальные средства общения (ми­мику, жесты, эмоциональные проявления).

 

Творческий проект пишется в соответствии со всеми требованиями, предъ­являемыми к письменным работам.

Творческий проект не должен иметь ограничения в объеме, но, однако, по­желания сходятся на том, что он не должен превышать объема курсового проекта. Творческий проект должен иметь введение, несколько глав, заключение и список литературы, а также может иметь приложения, отраженные после списка литерату­ры.

Творческий проект - это форма отражения работы (форма профессионально­го самовыражения) студента, в которой он демонстрирует специфические черты (особенности) своей деятельности по определенному предмету или дидактическому курсу, в результате чего формируются культурологические структуры деятельности (культура самостоятельной работы, коммуникативная культура, профессиональная культура, культура умственного труда и т.д.).

Творческий проект - это самостоятельно выполненная работа студента, в хо­де которой он демонстрирует свои знания, умения и навыки по анализу, синтезу, поиску нового, креативные способности и возможные пути и особенности реализа­ции разработанного.

Творческий проект - это форма научной и научно-практической работы, в которой присутствуют следующие элементы: введение, теоретическая часть, прак­тическая или научно-практическая часть, заключение, список литературы, прило­жения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.