Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неблагополучная Семья




•Может быть неполной.

•Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием.

•Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку.

•Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

Педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формулируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.

 


ТЕМА СЕМИНАРА 4. ОКАЗАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В РАЗЛИЧНЫХ ИНСТИТУТАХ ВОСПИТАНИЯ

Сущность осознанно предпринимаемых руководителем-воспитателем попытках создать условия и/или индивидуальной помощи в процессе социального воспитания заключается в помочь человеку в одном или нескольких необходимых ему аспектах, а именно: в решении проблем самопознания и самопринятия: определении ближних и более или менее отдаленных перспектив; в адаптации к реальным условиям его жизни; в установлении позитивных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; в поисках сфер и форм самореализации и в самоутверждении; в предотвращении, минимизации и разрешении внутриличностных и межличностных конфликтов и т. п. Индивидуальная помощь человеку в социальном воспитании становится необходимой и должна оказываться в жизнедеятельности воспитательных организаций тогда, когда у него возникают проблемы и при столкновениях с опасностями, характерными для того или иного возраста.

Разработаны различные подходы индивидуальной помощи в различных институтах воспитания.

Личностный подход имеет ввиду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности, независимо от присущих ему особенностей.

Дифференцированный осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные единицы (класс, клуб, микрогруппа и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовленности к определенной деятельности и пр. Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной педагогической помощи человеку и занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником; дает возможность воздействовать на отношения: между личностью и группой, группой и коллективом; между группами; отдельными личностями в группе и в коллективе.

Возрастной подход в социальном воспитании - целенаправленное создание условий для развития человека с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом; для осуществления возрастного подхода важно знание возрастных особенностей, образующих комплекс многообразных свойств человека(физических, эмоциональных, познавательных, перцептивных, мотивационных, социальных).

Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому воспитуемому. Индивидуальный подход может применятся для выявления, поощрения, коррекции тех или иных особенностей поведения и свойств конкретного человека; эффективный способ помощи человеку, ибо любое воспитательное воздействие преломляется через его конкретные особенности, дает возможность помочь ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

Благоприятные условия жизнедеятельности различных институтов воспитания, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в воспитании создают предпосылки для эффективности индивидуальной помощи человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих собственных потребностей и аналогичных потребностей окружающих; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Раскрытие содержания индивидуальной помощи в процессе решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач требует конкретизации в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать люди, так или иначе занимающиеся социальным воспитанием и обладающие соответствующей подготовленностью. В процессе решения естественно-культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем: укрепления здоровья, развития своих физических задатков; познания своего тела, принятия его и происходящих с ним изменений; осознания относительности норм маскулинности-фемининности и, соответственно, минимизации переживаний, связанных с собственным ‘соответствием’ этим нормам; усвоения полоролевого поведения, владения соответствующими нормами, этикетом. В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появлении проблем, связанных: с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей; с овладением способами взаимодействия с людьми, с развитием или коррекцией необходимых установок к проблемам семьи, группы членства, социума.

В процессе решения социально-психологических задач индивидуальная помощь становится необходимой в случае возникновения у человека проблем, связанных: с самопознанием и самопринятием; определением себя в актуальной жизни, самореализацией и самоутверждением, а также определением своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами, с предотвращением, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.

Проблемы, требующие индивидуальной помощи, в детстве, отрочестве, юности возникают в семье, обществе сверстников в различных институтах социального воспитания, являющихся наиболее типичными и серьезными источниками опасностей для ребенка, подростка, юноши. Возможное и реальное столкновение с различными опасностями может породить многочисленные проблемы, часть которых могут быть в какой-то мере решены и случае оказания индивидуальной помощи человеку педагогами или другими людьми, т.е. профессиональными или непрофессиональными агентами социализации.

Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как: ощущение заброшенности или сопротивления гиперопеки; неприятие родителей или агрессивность к родителям и/или окружающим; низкий уровень самоуважсния, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; антисоциальный и саморазрушительный способ приспособления к родителям или компенсации и самоутверждения.

Общество сверстников, благодаря исходящим от него опасностям, может породить аналогичные проблемы, а также ряд специфических проблем: просоциальной адаптации в обществе сверстников; использования антисоциальных и саморазрушительных способов приспособления к обществу сверстников; противоправных форм самоутверждения; полоролевого кризиса; отвержения сверстниками при отсутствии других групп членства, ощущения одиночества; сексуального и иных видов насилия. (Часть этих проблем могут порождаться у ребенка, подростка, юноши как следствие контактов с антисоциальными или криминальными взрослыми.).

Различным институтам воспитания свойственны специфические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликтности со взрослыми, агрессивности по отношению к ним; эгрессивного поведения по отношению к жизнедеятельности организации; внутриличностных конфликтов, порождаемых неуспехами и значимой для человека или для значимых лиц сферах жизнедеятельности; потери ощущения самоценности, низкого самоуважения, неприятия себя; отсутствия или потери перспектив.

Приведенный перечень проблем, в решении которых человеку может быть оказана индивидуальная помощь в социальном воспитании не полон и содержательно эти проблемы имеют половозрастную специфику. Можно назвать лишь самые общие способы этой работы: индивидуальные и групповые, беседы; работа со значимыми лицами; переориентация индивидуальных групповых интересов; ролевые игры; рекомендация для чтения специальной литературы; привлечение специалистов-педагогов, психологов, психотехников и других специалистов, способных оказать индивидуальную помощь в решении проблем самопознания, самореализации, самоутверждения и самосовершенствования, в адаптации к реальности, в преодолении стрессов и комплексов, в установлении позитивных взаимоотношений с окружающими и со значимыми лицами, в овладении умениями принимать решения и разрешать конфликты; создание специальных целевых ситуаций в жизнедеятельности различных интститутов воспитания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.