Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы семьи в истории челов. общества 1 страница




Формы брака в истории человеческого общества

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержания непрерывности жизни.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды и прошли длительный путь развития.

На заре возникновения человечества брак и семья не были известны людям. Браку и семье предшествовало неупорядоченное общение полов – промискуитет. Первым важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной был эндогамный запрет, запрещающий раз и навсегда общение между предками и потомками. Со средней ступени дикости до самого ее конца вводится экзогамный запрет – запрещающий половые связи внутри одного рода, требующий вступать в половые отношения (брак) только с членами другого рода. Таким образом на смену промискуитету пришел брак между группами.

Первой формой брака был групповой брак. Круг половых партнеров ограничивался рамками определенной группы. По сути – это совокупность индивидуальных браков. Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к разным родам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало никаких обязанностей. Для группового брака характерна полигамия (в форме полигинии и полиандрии). Миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских и африканских государствах верны полигамным формам брака.

Следующей ступенью социализации половых отношений и социализации брачных отношений является. Такой брак накладывал на индивидов определенные обязанности, давал определенные права в сфере половой жизни. Вместе с тем, брачные узы могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежали только матери и воспитывались ее родом.

В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем своих детей, возникает экономическая ячейка – парная семья. В зрелом классовом обществе вместе с возникновением частной собственности возникает новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Обязанности по содержанию детей полностью ложатся на семью. Возникает экономическая ячейка, состоящая из мужа, жены и детей.

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Триединое отношение «супружество-родительство-родство» конституирует семью.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, та, которую он создал и в которой живет сейчас. Каждая семья проходит определенные этапы своего развития и для каждого этапа характерны определенные семейные отношения, функции родителей и детей.

Исторически первой формой моногамии является патриархальная семья – это большая семья, которая управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, которые вели совместное хозяйство. Здесь существует жесткая зависимость жены от мужа, детей от родителей. В патриархальной семье в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В индустриальном обществе происходит трансформация брака и семьи. Брак носит все более эгалитарный характер, господство мужчины подрывается. Женщина принимает активное участие в производстве, домашнем хозяйстве, воспитании детей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи, которая сохранилась до настоящего времени. Основным типом семьи в настоящее время является простая нуклеарная семья (супружеская), в состав которой входят супруги и дети. Такая семья чаще основывается на партнерстве супругов, более или менее равноправных отношениях между ними.

Сегодня институт семьи подвергается критике. В мире осуществляется поиск альтернативных форм семейной жизни, новых форм объединений. Но пока серьезной альтернативы семье нет.

11. Современные теории и опыт трансформации института семьи

Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Триединое отношение «супружество-родительство-родство» конституирует семью.

Для каждого человека существует две семьи: та, из которой он вышел, та, которую он создал и в которой живет сейчас.Каждая семья проходит определенные этапы своего развития и для каждого этапа характерны определенные семейные отношения, функции родителей и детей.

Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержания непрерывности жизни.

Брак и семья возникли в разные исторические периоды и прошли длительный путь развития.

На заре возникновения человечества брак и семья не были известны людям. Браку и семье предшествовало неупорядоченное общение полов – промискуитет. Первым важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной был эндогамный запрет, запрещающий раз и навсегда общение между предками и потомками. Со средней ступени дикости до самого ее конца вводится экзогамный запрет – запрещающий половые связи внутри одного рода, требующий вступать в половые отношения (брак) только с членами другого рода. Таким образом на смену промискуитету пришел брак между группами.

Первой формой брака был групповой брак. Круг половых партнеров ограничивался рамками определенной группы. По сути – это совокупность индивидуальных браков. Вступление в половые отношения лиц, принадлежащих к разным родам, не давало им никаких прав друг на друга и не накладывало никаких обязанностей. Для группового брака характерна полигамия (в форме полигинии и полиандрии). Миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских и африканских государствах верны полигамным формам брака.

Следующей ступенью социализации половых отношений и социализации брачных отношений является. Такой брак накладывал на индивидов определенные обязанности, давал определенные права в сфере половой жизни. Вместе с тем, брачные узы могли быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежали только матери и воспитывались ее родом.

В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем своих детей, возникает экономическая ячейка – парная семья. В зрелом классовом обществе вместе с возникновением частной собственности возникает новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Обязанности по содержанию детей полностью ложатся на семью. Возникает экономическая ячейка, состоящая из мужа, жены и детей.

Исторически первой формой моногамии является патриархальная семья – это большая семья, которая управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, которые вели совместное хозяйство. Здесь существует жесткая зависимость жены от мужа, детей от родителей. В патриархальной семье в отношениях между родителями и детьми господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

В индустриальном обществе происходит трансформация брака и семьи. Брак носит все более эгалитарный характер, господство мужчины подрывается. Женщина принимает активное участие в производстве, домашнем хозяйстве, воспитании детей.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи, которая сохранилась до настоящего времени. Основным типом семьи в настоящее время является простая нуклеарная семья (супружеская), в состав которой входят супруги и дети. Такая семья чаще основывается на партнерстве супругов, более или менее равноправных отношениях между ними.

Сегодня институт семьи подвергается критике. В мире осуществляется поиск альтернативных форм семейной жизни, новых форм объединений. Но пока серьезной альтернативы семье нет.

12. Социально-философские прогнозы в отношении будущего семьи

Рос. социологи Голод и Клецен дают прогнозы: 1) семья перестанет существовать как таковая, 2) семья останется, но она должна трансформироваться

Другие варианты: семья станет патриархальная; детоцентрическая (осн. ценность дети 1-2); супружеска (интересы каждого).

13. Соц.-психол. х-ка соврем. семьи в РБ

Вот уже 20 лет Беларусь самостоятельно и независимо идет по пути своего становления. За эти годы выросло новое поколение людей, которые уже имеют др. взгляды на семью и сем. ценности. Так какая она, соврем. семья в Беларуси?

Это молодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, 1 или 2 детей, оба работают. После распада СССР наметилась небольшая тенденция на, своего рода, европеизацию сем. быта. Попытки быть похожими на западные семьи привели к переориентации сем. взаимоотношений. Роль денег в таких семьях стала главенствующей.

Очень распространенными стали семьи с одним ребенком. Здесь белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси, льготное кредитование на постройку жилья, мед. обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает. Тут и эконом., и психол., и соц. факторы свою роль сыграли. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке.

А еще налицо такая тенденция. Очень мало внимания соврем. белорусская семья стала уделять своему здоровью. Хотя в целом активный спорт в соврем. Беларуси очень популярен.

Хотелось еще упомянуть о роли отцов. Много работают, порой уезжают на стройки за большими деньгами, решают свои проблемы и часто уходят от проблем в семье. Мать-одиночка после развода, довольно характерное явление для соврем. Беларуси. Каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребенка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж.

14. Семья, ее функции в совр. обществе

Семья - малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего полит. строя, эконом., соц. и религиозных отношений. И одновременно семья - относительно самостоятельная ячейка общества. Семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Важнейшими из них являются репродуктивная, воспитательная, хоз.-экон. и рекреационная.

Репродуктивная функция - это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой семье было не менее 2-3 детей. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг полит. и эконом. проблем, что также влияет и на репродуктивную функцию семьи.

К проблемам совр. общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды - все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу. Др. сторона проблемы рождаемости - внебрачные дети. Почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Положение женщин-работниц, особенно матерей-одиночек таково, что им нелегко прокормить хотя бы 1 ребенка. Фактически семьи до минимума ограничивают репродуктивную функцию. Особенно в крупных городах.

Воспитат. функция семьи не м. б. заменена никаким др. институтом. Однако воспитат. роль семьи снижается. Снижение воспитат. роли семьи обусловлено происходящими в ней переменами. В совр. семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и +, и -. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе. Социологи называют несколько типов сем. воспитания:

§ детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист;

§ профессионализм - родители перекладывают заботы по воспитанию на д/с, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;

§ прагматизм - все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть материал. выгоду.

Очень обширна хоз.-эконом. функция семьи. Она включает: ведение дом. хоз-ва, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материал. потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении дом. хоз-ва.

Важное значение для жизни каждого человека имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Семья должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психолог. комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. Здесь мы выходим еще на один аспект проблемы - культуры сем. жизни как части культуры (духовной, нравственной и т. д.) общества.

15. Роль семьи в становлении личности ребенка

1.физическое развитие личности

2. эмоциональное и нравственное

3. формирование я- концепции

16. Сущность и специфика сем. воспитания

Важнейшая соц. функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Сем. воспитание - это деятельность по передаче новым поколениям общественно-истор. опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опред. установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к обществ. жизни и труду.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Ученые выделяют 4 типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравств.ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль сем. воспитания. Выделяют 3 основных стиля сем. воспитания: демократический, авторитарный, попустительский (либеральный). Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители.

Х-р и степень влияния на ребенка определяет множество факторов и особенно личность самого родителя: 1) его пол; 2) возраст (юная мать, родитель позднего ребенка); 3) темперамент и особенности х-ра родителя (активный, вспыльчивый, властный, снисходительный, сдержанный и др.); 4) религиозность; 5) национ.-культурная принадлежность (европейская, английская и др. модели воспитания); 6) соц. положение; 7) проф. принадлежность; 8) уровень общей и пед. культуры.

Чаще всего в психолого-пед. исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоц. близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоц. отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим кол-вом ограничений; низкая - с миним. запретительными тенденциями).

В семье м. б. представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры сем. воспитания.

17. Отличие сем. воспитания от общественного

Две ветви воспитания – в семье и в обществ. учреждениях – сложились в глубокой древности. Им присуще много общего, но имеются и существенные, принцип. различия. Так, задачи воспитания в условиях семьи и обществ. образов. учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на опред. этапе его развития, отличаются соотношением эмоц. и рацион. компонентов: в семье преобладает первый, в обществ. воспитании - второй. Др. словами, обществ. воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем всегда присутствует доля рассудочности и холодности.

В ДОУ, школе и др. образов. учреждениях цель воспитания носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей. Т. о., цели сем. и обществ. воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. В ДОУ, школе цели, принципы, содержание воспитания имеют науч. базу, «прописаны» в программных документах, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентации; уровня образования, общей и пед. культуры родителей; их этн. принадлежности; степени ответственности за будущее детей; сплоченности сем. коллектива и т.д.).

Методы воспитания, которые используются в д/с (или др. образов. учреждении) и семье, отличаются и по своему набору, и по содержанию, а, сл-но, по психолог. сущности, эффективности воздействия на ребенка. В сем. методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная д/с, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы.

Таким образом, в каждой семье складывается своя, индивид. воспит. система. Конечно, у значительной части соврем. воспит. система не столь научна, как в ДОУ, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, ср-вах и методах воздействия на него. Воспитат. система семьи формируется эмпир. путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много пед. «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоц. окрашенной. Иная система дом. воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития.

Итак, обществ. воспитание, по сравнению с сем., отличается большей науч. обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет обществ. воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни.

В сем. воспитании взаимосвязь субъектов (родителей, детей, бабушек, сестер, др. родственников) отличается неформальным х-ром. В семье, как правило, нет строгой структуры власти. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка является наиболее мягким типом соц. окружения.

Обществ. воспитание осуществляется обществом, гос-вом и организациями, создаваемыми для этой цели (школами, д/с, колледжами, гимназиями и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в обществ. образов. учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога.

Т. о., обществ. и сем. воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.

18. Воспитат. потенциал семьи, его составляющие

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Однако практика сем. воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию, аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают этому должного значения. Сл-но, каждая семья обладает большими или меньшими воспитат. возможностями, или, воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты дом. воспитания.Условно эти факторы, х-щие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на соц.-культурный, соц.-экономический, демографический. Как важный фактор выделяют также и внутрисемейные отношения.

Многие авторы воспитат. потенциал семьи определяют как комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют пед. возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость сем. коллектива и х-р отношений между его членами. Воспитат. потенциал определяется идейно-нравственным, эмоц.-психолог. и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и проф. качествами родителей. Большое значение имеет личный пример отца, матери, традиции семьи, х-р общения в семье с близкими, окружающими, а также уровень пед. культуры матери и отца, распределение между ними воспит. обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.

Анализ воспитат. потенциала семьи предполагает, прежде всего, выделение его ведущего компонента - внутрисемейных отношений. В системе внутрисем. отношений главенствующими являются отношения между супругами. Именно от х-ра и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоц. климат в семье, а значит, и ее воспит. возможности. Нравственно-эмоц. сторона отношений в семье формирует ту основу, на которой «строится» духовное развитие ребенка. Направленность же этого развития определяется содержанием и целевыми установками родительского примера.

Численность и структура семьи оказывает на воспитат. потенциал сложное, противоречивое влияние. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшение ее воспитат. потенциала. При этом наиболее уязвима, с точки зрения воспитат. потенциала, неполная семья, возникшая вследствие развода. Воспит. потенциал многодетной семьи имеет свои как полож. и отриц. х-ки. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, и поэтому успешнее могут формироваться такие качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность. С др. стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать.

Уровень пед. культуры, будучи важнейшей и необходимой частью общей культуры человека, наряду с его нравственной, эстет., проф. культурой, тесно взаимодействует с ними, и вместе с тем представляет относительно самостоятельное явление.

19. Соц.-культур. фактор воспитат. потенциала семьи

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, др. родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоц. самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон). Это является основой формирования позитив. самоощущения ребенка. Эмоц.-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на др. сферы взаимоотношений (на сверстников в д/с, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Науч. исследования выявили зависимость качества дом. воспитания детей от уровня образования (проф. квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей проф. деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.

Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение уровня своих знаний по специальности, на расширение своего кругозора, физ. закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации оцениваются ими выше зарплаты и др. материал. благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материал. благосостояния семьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

В то же время повышение образования и проф. активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной творч. деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию сем. и всей обществ. жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитат. деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Т. о., активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, проф.) положительно сказываются на других (воспитат.) и способствуют повышению пед. культуры родителей.

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, х-р и содер­жание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также др. ее членов. Качество сем. воспитания будет во многом обусловлено культур. ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.

Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравств. и худ., если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают дом. спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него д/с, школы, учреждений доп. образования (спорт. секция, кружок, муз. школа и др.). Деля с обществ. институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с проф. педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

20. Соц.-экон. фактор воспитат. потенциала семьи

Соц.-эконом. фактор определяется имущественными х-ми семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание соврем. детей требует серьезных материал. затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату доп. образов. услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-полит. и соц.-эконом. положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их эконом. положении негативно сказались кризисные явления в соц.-эконом. сфере страны. Массовые явления нерентабельности про-ва, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого уровня платы за труд и др. - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами осложнились проблемы отдыха, культур. и спорт. досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.