Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По галагузовой. 2 страница




- решение еще не возникших проблем, предупреждение их
возникновения.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется прежде всего информационный подход. Он основы­вается на том, что отклонения в поведении подростков от соци­альных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением ра­боты должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государ­ством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевиде­ние), кино, театр, художественную литературу и другие произ­ведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социаль­но-экономических, общественно-политических, организацион­ных, правовых и воспитательных мероприятий, которые про­водятся государством, обществом, конкретным социально-пе­дагогическим учреждением, социальным педагогом для устра­нения или минимизации причин девиантного поведения.

Так, отсутствие целевой информации о последствиях, напри­мер, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика — это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распрост­ранение, не зная, что в связи с принятием нового закона о нар­котических и психотропных веществах, уголовная ответствен­ность наступает даже за их употребление.

Не менее важная в нашем обществе проблема профилактики алкоголизма среди подростков, а также информирование их о тяжелых социальных и психоневрологических последствиях пьянства и алкоголизма. Отсутствие профилактической рабо­ты, например, с будущими родителями, ведет к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и пси­хологическими нарушениями, так как несовершеннолетние, особенно юная мать, не знают элементарные правила поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета на принятие в это время алкогольных напитков.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место, наряду с информационным и социаль­но-профилактическим подходами, занимает медико-биологичес­кий подход. Его сущность состоит в предупреждении возмож­ных отклонений от социальных норм целенаправленными ме­рами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне.

Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживать­ся от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить суще­ствующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя рас­познать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуман­ных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соот­ветствующим медицинским лечением, дополненным опреде­ленным воспитательным воздействием со стороны социально­го педагога.

Следующий подход — социально-педагогический, заключаю­щийся в восстановлении или коррекции качеств личности под­ростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

«...Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая и даже совер­шенствующая», — так определял человека академик И. П. Пав­лов. Сознательный человек — гражданин — это тот, кто обла­дает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей и никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

- быть хозяином своего слова и дела;

— тормозить стремления и мотивы, способные привести к по­ступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в
настоящее время;

 

Реабилитация может рассматриваться и как результат воз­действия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособ­ление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используе­тся для преодоления существующего порока, а в процессе адап­тации — приспособления к нему.

Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непре­рывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицин­скую, психологическую, педагогическую, социально-экономи­ческую, профессиональную, бытовую.

Медицинская реабилитация направлена на полное или ча­стичное восстановление или компенсацию той или иной утра­ченной функции организма ребенка или на возможное замедле­ние прогрессирующего заболевания.

Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его не­нужности и никчемности как личности.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам тру­да, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормаль­ных условий жизни подростка.

Социальная реабилитация — это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.

Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его за­конных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребен­ка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умени­ями и навыками по самообслуживанию, положительными со­циальными ролями, правилами поведения в обществе; на полу­чение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с деви-антным поведением реализуется, как правило, в специализиро­ванных учреждениях, которые называются реабилитационны­ми центрами. Задачами таких учреждений являются:

- профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадап­
тированных детей и подростков;

—медико-психологическая помощь детям, попавшим по
вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том
числе физического и психического насилия, опасных условий
проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

—формирование положительного опыта социального поведе­
ния, навыков общения и взаимодействия с окружающими
людьми;

 

- выполнение попечительских функций по отношению к
тем, кто остался без попечения родителей или средств к суще­
ствованию;

- психологическая и педагогическая поддержка, способ­
ствующая ликвидации кризисных состояний личности;

 

—содействие в возвращении в семью;

—обеспечение возможности получать образование, нормаль­
но развиваться;

—забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устрой­
стве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреж­дений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабили­тация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитаци­онной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое иссле­дование, направленное на определение уровня развития эмоци­онально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформи­рованное™ качеств личности, социальных ролей, профессио­нальных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и кор рекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребен­ку после его выхода из реабилитационного центра в восстанов­ление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возни­кающих конфликтов.

Реабилитационные социально-педагогические технологии

При построении социально-педагогической реабилитацион­ной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1.Опора на положительные качества несовершеннолетнего.
Для социального педагога недопустимо категорическое осужде­
ние ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание
мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для
него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведе­
нии подростка, строить согласно этому деятельность социаль­
ного педагога.

2.Формирование будущих жизненных устремлений. Имея,
как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки
часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего.
Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное
самоопределение, и в этом случае помощь социального педаго­
га вместе с психологом направлена на определение его будущей
профессии, выбор соответствующего интересам и возможно­
стям подростка учебного заведения и трудоустройство.

Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудо­
вой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего,
склонного к девиантному поведению, в значимую для него и
общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей,
нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так
как зачастую требует изменения не только отношения к тому
или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений
с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспи­
туемых подростков свободного времени в четыре раза больше,
чем у других школьников, и столь же велика разница его каче­
ственного использования. Если благополучные подростки само­
утверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для труд­
ных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток
свободного времени становится для них криминогенным фак тором, существенно влияющим на нравственный облик несовер­шеннолетнего.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношени­ях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных под­ростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка — главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

— восстановительную, предполагающую восстановление тех
положительных качеств, которые преобладали у подростка до
наступления дезадаптации;

- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества лично­сти путем включения его в общественно-полезную деятель­ность, значимую для подростка; активизации потребностей под­ростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе са­моанализа своих поступков, выработки самокритичного отно­шения к себе, выбора некоего идеала для подражания, приня­тия системы определенных нравственных ценностей и критери­ев для оценки своего поведения;

— стимулирующую, направленную на активизацию положи­
тельной мотивации деятельности подростка, предполагающую
различные воспитательные приемы — внушение, убеждение,
пример и др.

В зависимости от личностных особенностей подростка и ус­ловий, в которых он находится, при построении реабилитаци­онных программ следует учитывать, в каком состоянии нахо­дится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конф­ликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосе­щением образовательного учреждения.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориен­тирована на социальное оздоровление внутреннего мира подро­стка. Социальный педагог должен владеть приемами экстрен­ной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок — в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые груп­пы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребен­ка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуа­циях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установле­ния значимых взаимоотношений между ребенком и родителя­ми, которая предполагает: диагностику педагогических пози­ций семьи; индивидуальное консультирование; включение ро­дителей в тренинговые группы, направленные на обучение эф­фективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Других подходов требует ребенок, который находится в кри­зисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реак­цию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуа­цию. В работе с данной категорией детей используются: экст­ренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возника­ющих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

—создание условий для выживания таких детей (организа­
ция питания, ночлега, оказания медицинской помощи);

—освобождение от негативного опыта прошлой жизни через
укрепление веры в себя, в свое будущее.

Третье направление связано с подростками, экспериментиру­ющими с психоактивными веществами. Чаще всего это подро­стки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы — патронаж, основная форма работы — организация социально-психологического тренинга, направ­ленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных про­грамм возможна при соблюдении трех условий:

1)высокой мотивации всех участников программы: ребенка,
родителей, социального педагога, специалистов;

2)психолого-педагогической компетентности специалистов
и руководителей реабилитационного учреждения;

3)координации деятельности различных государственных
служб: образования, здравоохранения, правоохранительных
органов.

 

 

6. Социально-педагогические технологии: понятие, классификация, характеристика основных типов технологий.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по Данному основанию относятся:

уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная — отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов; авторские методики (воспитание в коллективе А. С. Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Бельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др.).

 

Прикладная (практическая) технология общего типа – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реали­зуемая наиболее оптимальная последовательность социально-пе­дагогической деятельности специалиста (специалистов) по реа­лизации совокупности методов, методик, средств и приемов, обес­печивающих достижение прогнозируемой цели в работе с челове­ком или группой в определенных условиях среды. Технологии та­кого типа применимы при решении общих задач социальной пе­дагогики в работе с конкретным объектом.

Они могут быть представлены в виде:

– программы социально-педагогической деятельности, содержа­щей обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемых методов и средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемо­го результата;

– методики работы специалиста (специалистов) по решению
социально-педагогической задачи (индивидуального развития и
воспитания, исправления, педагогической реабилитации и др.),
включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения;

– методической разработки.

Прикладная (практическая) технология частного типа – это
упорядоченные, спланированные по определенному проекту и
последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды.

В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата.

Социально-педагогические технологии данного типа применя­ются при решении частных задач социальной педагогики. Они мо­гут быть также составной частью социально-педагогической тех­нологии общего типа.

Примеры подобных технологий:

– сценарий деятельности специалиста в процессе решения част­ной социально-педагогической задачи (проблемы);

– методика реализации определенного метода в контексте реше­ния частной социально-педагогической проблемы;

– методические рекомендации по решению конкретной социаль­но-педагогической проблемы.

 

7. Особенности и характеристика социально-педагогической деятельности. Направления социально-педагогической деятельности в образовательном и социальном учреждениях.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его “очеловечивания” и общественными интересами.

Социально-педагогическая деятельность в контексте учреждения образования - это процесс целенаправленного решения социальных задач, возникающих в образовательных и социальных сферах на основе приоритета потребностей и интересов детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города. Социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно-досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально-значимой практической деятельности.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, тогда как социально-педагогическая деятельность имеет намного более широкую сферу применимости.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности:

· Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения

· Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность), это реализуется на основе социального воспитания.

· Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение.

Такой подход отрицает сужение социально-педагогической деятельности до влияния только на социально-проблемную часть населения, предполагающий немедленное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и др.) Именно влияние на все группы населения соответствует целям и задачам социально-педагогической деятельности.

Несмотря на то, что социально-педагогическая деятельность распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде случаев пересекается с педагогикой перевоспитания или андрогогикой, все-таки основной акцент в социально-педагогической деятельности делается на работу с детьми.

По своей сущности социально-педагогическая деятельность -- это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.

Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, под этапы деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.).

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:

 


Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием деятельности. Разберём последовательно каждый элемент схемы, начиная с её определяющего элемента - объекта.

Вопрос о объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

  • ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
  • сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
  • оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно.

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Любая деятельность осуществляется с помощью средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций (диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, эвристическую) деятельности социального педагога обуславливает и многообразие ее средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.