КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о формах организации обучения
Формы организации обучения в современной школе Цель: сформулировать научные знания о формах организации обучения в современной школе 1. Понятие о формах организации обучения. 2. Урок - основная форма организации обучения. Типология и структура урока. 3. Вспомогательные формы организации обучения.
Литература. 1. Дидактика средней школы /Под ред.М.Н.Скаткина.М.1982. 2. Харламов И.Ф.Педагогика.Минск.,1998. 3. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекции. М.1999. 4. Безрукова В.С.Педагогика. Проективная педагогика.Екатеринбург.1996.
Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения - классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и т.п. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на опытном пришкольном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и Т.д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.), спаренные укороченные занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков» произвольной длительности. В истории развития школы существует различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации индивидуально-групповой (школа средневековья), взаимного обучения (белл-ланкястерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (маигеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащихся проводили в больших группах (100-150 человек), 20% - в малых (10-15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.
Наибольшее распространение как в Республике Казахстан, так и за рубежом получила классно-уроковая система обучения, возникшая в XVIII веке и развивающаяся более трех столетий. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский. В современной школе используются следующие формы организации обучения: вспомогательные, внеклассные, внеурочные, домашние, самостоятельные. К ним относятся: консультации, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа учащихся. Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: - постоянный состав учащихся, примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); - каждый класс работает в соответствии со своим годовым классом (планирование обучения); - учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей; - каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков (расписание); - руководящая роль учителя (педагогическое упражнение); - применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет так же ряд преимуществ по сравнению с другими формами: она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся, вместе с тем данная форма не лишена недостатков, сличающих ее эффективность, главной среди которых - онора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работе с учащимися.
Классно-уроковая форма организации обучения является главной (основной) в школе. Организация учебной деятельности учащихся на уроке осуществляется тремя формами: фронтальная, индивидуальная и групповая. Наиболее полно эти формы организации учебной деятельности учащихся представлены в работах (И.М. Чередова, Ю.Б. Зотова, Х.И. Лийметса, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко, В.В. Котова, И.Э. Унт, М.Н. Скаткина и др.). суть работ, главное дидактическое отношение - связь взаимопонимание преподавания и учения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |