Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты изучения. · Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы




Целевые задачи

Знать:

· Суть содержания семейного воспитания, его цели, принципы.

· Функции семьи.

· Типы семейного воспитания.

· Методы семейного воспитания.

· Суть педагогической поддержки современной семьи.

Уметь:

· Строить собственную семейную жизнь в соответствии с требованиями семейной педагогики.

· Владеть методами, приемами семейного воспитания, осуществлять их индивидуальный выбор.

· Оказывать педагогическую поддержку семье как врач-профессионал.

Основные понятия:

Семейное воспитание - процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов, это непрерывное сочетание педагогической деятельности родителей с повседневным влиянием на детей уклада жизни семьи, материальных и бытовых условий, нравственной эмоционально- психической атмосферы семьи.

Типы семейного воспитания

1. Семьи, уважающие детей.

2. Отзывчивые семьи.

3. Материально-ориентированные семьи.

4. Враждебные семьи.

5. Антисоциальные семьи.

Классификация типов семейного воспитания (по Т.В. Архиповой)

1. Принятие и любовь.

2. Противоречивость.

3. Непоследовательность.

4. Сверхтребовательность.

Принципы гуманистической педагогики, на которых основывается современное семейное воспитание:

1. Креативность - свободное развитие способностей детей.

2. Гуманизм - признание личности в качестве абсолютной ценности.

3. Демократизм - установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми.

4. Гражданственность, основанная на осознании своего "Я" в общественно-государственной системе.

5. Ретроспективность, позволяющая осуществлять воспитание на традициях народной педагогики.

6. Приоритетность общественных норм и ценностей. (по И.П. Подласому)

Методы воспитания детей в семье - способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Функции семьи (по В.И. Смирнову) - репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная, нравственно-психологическая, коммуникативная, рекреативная.

Тактики семейного воспитания (по А.В. Петровскому) - диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

3. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· Сформулируйте цели семейного воспитания в современном российском обществе.

· На каких принципах гуманистической педагогики основывается современное семейное воспитание?

· Почему П.Ф. Лесгафт придавал физическому воспитанию детей особое значение?

· Назовите типы семейных отношений.

· Проанализируйте методы, приемы, способы воспитания, применяемые в семье, где Вы росли.

· Какие трудности переживает студенческая семья? Стоит ли ее строить в период учебы в медицинском вузе?

· Составьте план введения в семью элементов здорового образа жизни. Защитите свой проект.

4. Литература:

Обязательная:

1. Азаров В.П. Семейная педагогика. - М., 1993. – С.5-21.

2. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1988. – С. 18-19, 137-138.

3. Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2 кн.- М., 1999. - Кн.2.

4. Дармодехин В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. - 2001. - №5. - С.3.

5. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 115-132.

6. Шевандрин Н.М. Социальная психология в образовании. - М., 1995. - С.424.

Дополнительная:

1. Дармодехин В. Семья и государство // Педагогика. – 1999. - №1. - С.3.

2. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ "Я" дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. – 2001. - №2. - С.59.

3. Плоткин М. Социально-педагогическая помощь детям неблагополучных семей // Педагогика. - 2000. - №1. - С. 47.

4. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: «Просвещение», 1987. - С. 73-78.

 

Тема: Педагогический аспект профессиональной деятельности клинического психолога

Основные вопросы:

1. Характеристика профессии клинического психолога как специфической сферы деятельности в системе "человек - человек". Качества личности специалиста. Социальные и профессионально-педагогические функции специалиста.

2. Педагогический компонент в подготовке современного специалиста (клинического психолога). Педагогические способности. Психолого-педагогические умения специалиста общей практики.

3. Педагогическое общение. Культура общения и стили поведения специалиста. Педагогический такт. Дидактогения.

4. Педагогическая валеология. Роль клинического психолога в обучении и воспитании больных, медицинского персонала, в работе с семьей пациента.

5. Просветительская деятельность специалиста по воспитанию ценности здоровья и формированию здорового образа жизни россиян.

1. Целевые задачи:

Знать:

· Сущность педагогической деятельности специалиста как специфической сферы профессиональной деятельности в системе "человек - человек".

· Содержание педагогического компонента подготовки специалиста.

· Структуру педагогических способностей и психолого-педагогических умений специалиста.

· Модель педагогической деятельности.

· Понятия - стиль общения, педагогический такт, дидактогения.

· Основные принципы построения просветительской деятельности по пропаганде здорового образа жизни и привычек здорового поведения среди населения.

Уметь:

· Объяснять использование методов воспитательного воздействия в системе "врач - сестра - больной - родственники пациента" как условие профессиональной подготовки специалиста.

· Применять психолого-педагогические умения специалиста в деятельности лечебного учреждения на клиническом этапе обучения и в ходе внедрения обучающих программ в работе с пациентом и его семьей.

 

2. Основные понятия:

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя).

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников, с целью решения задач гармоничного развития личности.

В структуре педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой) различают:

· гностический;

· проектировочный;

· конструктивный;

· организаторский;

· коммуникативный компоненты.

Способности - развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат её активной, учебно-познавательной деятельности, а с другой, обеспечивают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения методами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психологическими регуляторами, обусловливающими возможность их преобразования.

Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):

· Дидактические – способности адаптировать учебный материал, возбуждать познавательную активность; организовывать самостоятельную работу учащихся, формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.

· Академические – способности к соответствующей области наук, глубокое знание предмета, потребность к проведению собственной исследовательской работы.

· Перцептивные – способности к психологическим наблюдениям, умениям замечать изменения во внутреннем состоянии человека.

· Речевые – способности ясно, четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, мимики.

· Организаторские – способности организовать коллектив и свою собственную работу.

· Авторитарные – способности оказывать непосредственно эмоционально-волевое влияние на учащихся.

· Коммуникативные – способности к общению, умение найти подход к человеку, установить целесообразные с точки зрения педагогики взаимоотношения; наличие педагогического такта.

· Прогностические – способности предвидеть последствия своих действий, умение проектировать и прогнозировать развития определенных качеств воспитанников в целостном процессе взаимодействия.

Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания другого человека.

Стиль общения – индивидуальная, стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия – в деловых и личных отношениях, в стиле руководства. Выделяют:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) попустительский стили общения.

Общение педагогическое - взаимодействие людей, которое связано с педагогической деятельностью. Стили педагогического общения (по В. Кан-Калику):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение - дистанция.

4. Общение - устрашение.

5. Общение - заигрывание.

Педагогическая культура - динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

Дидактогения - неблагоприятные последствия педагогических ошибок, отрицательного воспитательного воздействия, т.е. нарушения педагогической этики.

Образ жизни человека - это обобщенная характеристика индивидуальных особенностей поведения и жизнедеятельности, которая обусловлена его уровнем жизни, качеством, стилем и укладом жизни.

 

4. Контрольные вопросы и проблемные задания по теме:

· В каком соотношении находятся понятия: доктор, учитель, воспитатель?

· Какова социальная и профессиональная функции специалиста клинического психолога?

· В чем проявляется воспитательная деятельность специалиста клинического психолога, какова её цель?

· В чем сущность педагогического общения?

· Каковы главные элементы культуры специалиста?

· Влияют ли различные стили общения специалиста и пациента на результат профессиональной деятельности? Какова роль эмпатии в общении специалиста клинического психолога и пациента?

 

 

 


* Педагогика / Под ред. проф. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1995. – С.33




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.