Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Парламентский финансовый контроль




 

Органы представительной власти осуществляют финансовый контроль независимо от других органов власти в стране. Подобное положение закреплено, как в Конституции РФ, так и в конституциях и уставах субъектов РФ.

Одной из основных обязанностей любого парламента в финансовой сфере является утверждение проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета. По своей сути эти два действия представляют предварительный и последующий виды финансового контроля. Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета, а также отчета об исполнении федерального бюджета предусмотрено конституционными нормами. Аналогичным образом рассматриваются проекты бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов и отчеты об их исполнении.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

· предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

· текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

· последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Некоторые контрольные функции присущи комитетам и комиссиям Совета Федерации и Государственной Думы в рамках их предметов ведения. Непосредственно вопросами финансового контроля в Государственной Думе занимаются Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитет Государственной Думы по финансовому рынку. Указанные Комитеты рассматривают финансовые вопросы на своих заседаниях и представляют Государственной Думе свое заключение по законопроектам, предложенным Правительством РФ. Впоследствии Государственная Дума осуществляет финансовый контроль в процессе рассмотрения законопроектов и слушаний соответствующих вопросов на заседаниях.

В Совете Федерации вопросами финансового контроля непосредственно занимаются Комитет Совета Федерации по бюджету, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.

Необходимо также отметить, что Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Совет Федерации и Государственная Дума создают Счетную палату РФ. Данный контрольный орган исполняет, в основном функции текущего финансового контроля и экспертные функции. Председатель Счетной палаты и половина состава аудиторов (шесть человек) назначаются на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Соответственно заместитель Председателя Счетной палаты и еще шесть аудиторов назначаются Советом Федерации также на шесть лет.

Аудиторы Счетной палаты возглавляют определенные направления деятельности, каждое из которых охватывает комплекс, совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. В пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, аудиторы самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Задачами Счетной палаты являются:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата констатирует сохраняющийся высокий уровень финансовых нарушений в сфере межбюджетных отношений. Если в 2008 году по итогам проверок 10 регионов было выявлено нарушений в сумме 26,14 миллиарда, то в 2010 году по итогам 9 проверок - уже 122,79 миллиарда.

В этом году материалы пяти контрольных мероприятий - в Республике Южная Осетия, республиках Дагестан, Ингушетия, в Хабаровском крае и Московской области - были направлены в правоохранительные органы.

На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т.п. органы) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за поступлением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Контрольно-счетные палаты подотчетны представительным органам власти субъектов РФ. Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

Вывод: Современный этап развития российского парламентаризма характеризуется повышением значимости законодательных органов власти в жизни общества. Конституционное закрепление подотчетности Правительства Российской Федерации перед Государственной Думой создало реальные предпосылки для повышения авторитета законодательной власти на всех уровнях. В этой ситуации складываются объективные условия для усиления роли контрольно-счетных органов как действенных инструментов парламента в контроле за деятельностью исполнительной власти по управлению общественными ресурсами. Такая постановка вопроса требует дальнейшего укрепления правового положения органов парламентского финансового контроля как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. В свою очередь, реализация этой задачи напрямую связана с совершенствованием законодательной базы функционирования контрольно-счетных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.