Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терминология




Исследование феномена эмоционального выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. Таким образом, речь идет уже об исследовании континуума «вовлеченность - выгорание», что дает хорошие перспективы для выявления динамики профессионального развития личности.

В отечественной науке активное рассмотрение проблемы эмоционального выгорания началось недавно, что. естественно, создает множество трудностей и разногласий в понимании данного феномена. Прежде всего, это относится к терминологии. Сегодня в литературе можно встретить такие понятия, как: «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» - все это разные названия одного и того же явления. В первом случае акцент делается на эмоциональной составляющей выгорания: наличие эмоционального компонента в структуре выгорания даёт основания предполагать его определяющее значение второй термин представляется несколько размытый в виду того, что относит данное явление (хотя и небезосновательно) к довольно обширной группе, включающей множество состояний. определяющихся как психические В такой трактовке выгорание теряет свою сущность, становясь отчасти безликим.

Термин «профессиональное выгорание» основан на утверждении, что данное явление существует лишь в контексте профессиональных отношений. Вне данной сферы человеческой практики выгорание не может быть определено.

Также стоит отметить, что при переводе английского термина «burnout» на русский язык отечественными авторами использовались два варианта перевода: «эмоциональное выгорание» и «эмоциональное сгорание». Сегодня используются оба эти перевода, «выгорание» и «сгорание» подразумевают под собой одно и то же явление, и эти термины рассматриваются как тождественные.

Рассмотрим определения эмоционального выгорания отечественных специалистов.

А. Антоненко дает следующее определение, эмоциональное выгорание есть проявление скрытого невроза, заложенного в самом характере (точнее в его невротической структуре), который развивается практически у любого (как следствие вживления форм авторитарной культуры внутрь порядка природы человека).

Е.П. Ильин под эмоциональным выгоранием понимает негативное эмоциональное состояние или психофизиологическое истощение от «длительного воздействия» напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Н.Г. Осушав определяет выгорание как эмоционально-волевую деформацию специалистов, вызванную особенностями работы.

В.В. Бойко эмоциональное выгорание определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Он разработал методику диагностики уровня эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание представляется В.В Бойко как приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Выгорание рассматривается отчасти как функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Т.В. Форманюк в своей работе выделяет такой вариант симптомокомплекса эмоционального выгорания: чувство эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к клиентам, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Т.В. Форманюк выделила в качестве ключевых признаков эмоционального выгорания следующие:

1. индивидуальный предел, потолок возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать выгоранию, самосохраняясь;

2. внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;

3. негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Стоит отметить значительный вклад Д.Г. Трунова в изучение эмоционального выгорания. Он отмечает, что тема эмоционального выгорания обширная и неоднозначная. Под названием выгорания скрываются разные состояния и внутренние процессы, которые необходимо различать и разграничивать в каждом конкретном случае, поскольку они имеют разные причины и требуют в своем мешен и и различных подходов. Симптомы выгорания он представляет как проявление следующих явлений и процессов: симптомы выгорания как проявление защитных механизмов, направленных на ослабление неблагоприятных профессиональных факторов; симптомы выгорания как следствие изменений в мотивационной сфере специалиста; симптомы выгорания как свидетельство некоторых особенностей взаимодействия специалиста и клиента.

На его взгляд, именно позитивное отношение к симптомам выгорания поможет осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы «за кадром». Чем меньше осознается и принимается то, что происходит с работником тем более чуждыми и «навязанными» становятся симптомы выгорания, тем быстрее они превращаются во врагов. И. наоборот, чем миролюбивее относиться к этим «сигналам», тем больше шансов понять их значение и извлечь из них пользу для своей работы и для себя.

Е. Лешукова под эмоциональным выгоранием подразумевает конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе:

• эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха;

• нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии;

• усталость, подмена продуктивной работы формальным исполнением своих обязанностей;

• сомнения в необходимости и полезности своей специальности для общества: «Это никому не нужно, и все усилия бесполезны».

Эмоциональное выгорание, по мнению А.Н. Моховикова, является острым кризисным состоянием. Оно характеризуется душевной и физической усталостью, утратой веры в свои силы и - как следствие - невозможностью проводить эффективное консультирование. Эмоциональное выгорание проявляется остро, но «созревает» длительно. Поэтому необходимо обратить особое внимание на предварительные симптомы выгорания, к которым относятся:

• периодическое стремление специалиста навязывать мнения, установки или ценности клиенту;

• тенденция манипулировать клиентом, осуществлять скрытые агрессивные установки под маской благих намерений.

Заключение

Итак, в настоящее время нет единого взгляда на структуру эмоционального выгорания но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что оно представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек - человек».

1. Эмоциональное выгорание - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

2. Описанные исследователями основные проявления выгорания сводятся к следующему: в физическом отношении человек постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и т. д.

3. Существуют различные мнения относительно причин возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального выгорания. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. Те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах, прежде всего, выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.

4. По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Эти нарушения обычно заключаются в том, что у человека развивается эмоциональное выгорание: симптомокомплекс, который включает в себя набор отрицательных показателей, под влиянием которых разрушается личность специалиста, он не может использовать имеющиеся у него личностные возможности и средства в связи с состоянием психической усталости или утрачивает свои трудовые умения и навыки. В результате происходят нарушения и деформации профессиональной деятельности, снижается результативность труда в целом.


Список используемой литературы

1. Кузьмина Ю. М., Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности специалистов социальной работы: проявление и профилактика. монография. Ю. М. Кузьмина- 2007

 

2. Мушастая Н. В., Эмоциональное выгорание как фактор деформации ценностно-смысловой сферы личности в условиях экстремальных ситуаций. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. специальность 19.00.13 <Психология развития, акмеология>. Мушастая Наталья Викторовна- 2007

 

3. Водопьянова Н. Е., Синдром выгорания. Н. Водопьянова, Е. Старченкова- 2008(Практическая психология)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.