Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста. Роль психолога в адаптации ребенка к школьному обучению




Возраст как проблема возрастной, педагогической, социальной психологии. Основные концепции возрастной периодизации психического развития человека (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.).

Возрастная и педагогическая психология

Деятельностный подход в отечественной психологии. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Гуманистическая психология. Гуманистическое направление психотерапии.

Теория персонализма В.Штерна как основа возникновения гуманистической психологии. Г. Оллпорт об открытости и саморазвитии личности. Понятия «черта» как своеобразное сочетание качеств и потребностей личности, автономность черт. Новый подход к изучению личности. Теория «самоактуализации» А. Маслоу: иерархия потребностей, мета-мотивация, принятие себя и мира как условия для самоактуализации. Теория личности К. Роджерса: понятие «феноменальное поле», конгруэнтность, роль самооценки в структуре личности. Цель гуманистической психотерапии. Принципы, приемы, техники проведения психотерапевтического сеанса. Терапевтический союз. Основные виды гуманистической психотерапии: экзистенциальная психотерапия, логотерапия, биоэнергетический анализ и др.

Введение М.Я.Басовым термина «деятельность»; учение о человеке как активном деятеле в среде. Труд – особая форма взаимодействия его участников между собой и с природой. С.Л.Рубинштейн о единстве сознания и деятельности. А.Н.Леонтьев о строении деятельности: мотивы, цели, действия. Теория поэтапного формирования умственных действий в широком и узком смысле. Этапы формирования умственного действия. Мотивация формирования умственных действий.

Список рекомендуемой литературы:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995

2. Басов М.Я. Избр. психологические произведения. М..1975.

3. История психологии. ХХ век: хрестоматия для высшей школы/ Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. 4-е изд. М.: Академический проект, 2002.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.

5. Мид Дж. Культура и мир детства, М.,1988.

6. Психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб, 2000

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1989

9. Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? // Избр. произв. В 2 т. М., 1958. Т. 2

10. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., «Академия», 1966. – 416с.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.,1991

12. Фромм Э. Душа человека М., 1992

13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

14. Юнг К. Архетип или символ. М., 1991.

15. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., «Академия», 1966. – 416с.

Понятие возраста (Б.Г.Ананьев, А.А.Кроник, Е.И.Головаха). Виды возраста. Понятие возрастных часов. Значение времени в развитии человека. Виды периодизаций: детского развития, взрослого человека, всей жизни (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон). Использование схем периодизации при решении проблем возрастной, педагогической, социальной психологии.

Физическое, когнитивное и психосоциальное развитие дошкольника: проблемы, специфика, норма и патология. Кризис семи лет.

Моторное развитие ребенка в первый год жизни, в два года, в пять-семь лет. Развитие головного мозга (рукость, латерализация функций). Двигательные навыки дошкольника. Развитие познавательных процессов: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление. Языковое развитие дошкольника. Взаимосвязь в развитии мышления, речи и моторики. Хронология возникновения эмоциональных переживаний и волевых процессов. Ведущие виды деятельности в разные возрастные периоды (эмоциональное общение, предметная, игровая деятельность). Усвоение норм, правил и культурных смыслов своего общества. Этапы развития Я-концепции. Суть кризиса семи лет.

Развитие физического тела в младшем школьном возрасте (рост, вес, скелетная, мышечная системы). Развитие головного мозга. Главная особенность психического развития детей младшего школьного возраста – переход психических процессов ребенка на более высокий уровень (произвольный характер протекания большинства психических познавательных процессов, формирование абстрактно-логических форм мышления, обучение письменной речи, развитие Я-концепции, мотивационной и эмоциональной сфер). Социальное познание. Отношения со сверстниками и взрослыми. Дружба в среднем детстве. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Помощь психолога в адаптации ребенка к школьному обучению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.