Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической антропологии С. И. Гессена




Основная корреляция Ступени любви Ступени бессмертия Планы воспитания Ступени счастья
I. План биологического бытия
Биологическая особь – биологический вид, наследственность Половое вожделение Бессмертие в потомстве Опека и дрессировка Наслаждение
II. План общественного бытия
Индивид – социальная группа, власть Appetitus socialis, at-tachement au groupe social Длительность группы во времени, «обычное» предание (воспроизводя-щие прошлое) Обработка молодого поколения соответственно потребностям группы Триумф  
III. План духовной культуры
Личность – духовное общение, ценность Эрос (любовь совершенного, любовь ценностей: «любовь к дальнему») Историческое бессмертие в прекрасных произведениях и занятиях, творческое предание (преодолеваю-щее прошлое) Образование, соучастие в культурных ценностях Удовлетворение от исполненного должествования («Ты им доволен ли, взыскательный художник»)
IV. План благодатного бытия
Душа человека – царствие Божие. Бог Caritas (Любовь к ближнему и любовь к Богу как потенцированная любовь к ближнему) Личное бессмертие Спасение Радость

Тема 2: Развитие образования и педагогической мысли в Тульском регионе

Цель: конкретизация знаний студентов в области теории и истории педагогики за счет привлечения краеведческого материала; отработка умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.

Итогом изучения этой темы должно быть: 1) знание основных фактов и ключевых тенденций развития образования в Тульском крае XVIII–XX вв.; основных нормативных документов, регулирующих региональное образовательное пространство; понимание сущности изменений, происходящих сегодня в сфере образования в Тульской области; и 2) умение иллюстрировать общие положения курса истории образования конкретными фактами из истории образования в Тульском крае; соотносить хронологически и содержательно события истории образования в России и в Тульском крае.

Основная литература

История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Ашурков, В. Н. Страницы тульской старины / В. Н. Ашурков.– Тула, 1988.

2. Глаголева, О. Е. Русская провинциальная старина / О. Е. Глаголева. – Тула, 1993.

3. Куликов, В. В. Первые школы Тульского края / В. В. Куликов // Тульская школа.– 1994.– № 3,4.

4. Маркова, С. М. Тульская мужская классическая гимназия (1804–1917) / С. М. Маркова // Тульский краеведческий альманах.– Вып. 3.– Тула: Инфра, 2005.

5. Мелешко, Т. И. Русская школа: истоки / Т. И. Мелешко // Тульская школа.– 1996.– № 2.

6. Народное образование в Тульской области. Сб. материалов.– Тула, 1959.

7. Охендушко, С. С. Сельский учитель Тульской губернии середины XIX – начала XX века. Социально-политический портрет / С. С. Охендушко // Тульская школа.– 1995.– № 4.

8. Присенко, Г. П. Проникновение в былое / Г. П. Присенко.– Тула, 1984.

9. Ромашина Е. Ю. Тульское главное народное училище (1786–1804 гг.) / Е. Ю. Ромашина // Тульский краеведческий альманах.– Вып. 3.– Тула: Инфра, 2005.

10. Россия. Традиции и новации: история, политология, право. Чтения, посвященные памяти В. Н. Ашуркова.– Тула, 2000.

11. Самарцева Е. И. Тульские преподаватели на рубеже XIX - начала XX вв. Состав и положение / Е. И. Самарцева // Тульская школа.– 1995.– № 1.

12. Тула историческая: прошлое и настоящее: Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 850-летию г. Тулы.– Тула, 1996.

13. Тульский биографический словарь.– Тула, 1996.

14. Тульская региональная программа развития образования // Тульская школа.– 1994.– № 1,2.

Задания

I. Задания для обязательного выполнения

1. Составьте хронологическую таблицу возникновения и создания основных образовательных учреждений в Тульском крае в XVIII–XX вв.

2. Начертите схему структуры системы образования в Тульском крае в:

- 1786г., - 1804г., - 1864г., - 1918г., - 1988г., - 2005г.

3. Вычлените основные тенденции развития системы образования в Тульском крае – до 1917 года,

- в советский период, - в 90-е гг. XX века

4. Сделайте выписки о жизни, философских и социально-политических взглядах одного из выдающихся деятелей просвещения в Тульском крае (А.Т. Болотов, Ф.Г. Покровский, С.Д. Нечаев, гр. Бобринские). Раскройте его вклад в развитие педагогической науки и (или) школьной практики.

5. По воспоминаниям учителя Е. Маркова, в начале 60-х гг. и в Тульской мужской классической гимназии содержание образования, методы и организация учебного процесса подверглись большим изменениям. Латынь была сильно урезана и сведена почти на необязательный предмет, в младших классах ее вообще не было, а в старших большей частью читались классические авторы.

Зато русский язык, история, география, физика, естественная история, новые языки, французский и немецкий, были сильно расширены. В двух старших классах по русскому языку, истории, географии делался уже некоторый переход к университетскому преподаванию. Читались и объяснялись очень серьезно авторы, выбирались более крупные исторические эпохи и обрабатывались по новейшим источникам гораздо подробнее и интереснее, чем помещалось в учебниках; география проходилась научная с широким использованием наглядных пособий, чертежей, карт, рисунков, этнографических моделей и др., материал объяснялся «демонстративно» и «при деятельном участи самого класса».

Преподаватели языков – иностранцы были практически отстранены от деятельности. В младших классах их вытеснили русские «классные учителя», а в старших классах часть их уроков была передана для чтения с учениками лучших немецких и французских авторов тем учителям, которые основательно знали эти языки. (Марков, Е. Живая душа в школе / Е. Марков // Вестник Европы.– 1900.– № 2.– С. 565–587)

Подумайте, какие общие тенденции в развитии отечественного образования иллюстрируют эти факты?

6. Познакомьтесь с программой литературно-музыкального вечера, состоявшегося в Тульской мужской гимназии 30 марта 1882 г. силами ее учеников и солистов музыкально- драматического общества.

1-е отделение:

1. Sherzino Шумана, Polonaise Shopin – исп. ученик Кислинский.

2. Стихотворение Майкова «Нива» – исп. Н.Н. Куликов.

3. Романс «Зачем» – исп. А.Ф. Колосов.

4. Стихотворение Майкова «Клермонтский собор» – исп. ученик Щеглов.

5. Романс Чайковского «Страшная минута» – исп. Е.И. Теннер.

6. Сцена и хор из оперы «Фауст» Гуно (по требованию публики) – соло исп. Е.И. Теннер и В.И. Соколов, хор музыкально-драматического общества.

2- е отделение:

1. Соло на фортепиано – исп. ученик Романов.

2. Дуэт из оперы «Ернани» – исп. Е.И. Теннер и В.И. Соколов.

3. Сцена из народного быта сочинения Горбунова – исп. Е.И. Гласков.

4. Соло на гармонике – исп. ученик Шишкин.

5. Дуэт – исп. В.И. Соколов и ученик Соколов.

6. Хор «Вдоль по улице в конец» сочинения Воротникова. – соло г-жа Гартман и г-н Румянцев, исп. хор музыкально-драматического общества» (Государственный архив Тульской области, ф. 8, оп. 1, д. 688, л.3.)

Сделайте вывод о целях, характере, уровне внеклассной воспитательной работы в гимназии.

II. Задания повышенной сложности

1. Отметьте расположение основных дореволюционных учебных заведений на карте Тульской губернии и отдельно – на карте г. Тулы.

2. Выясните, здания каких учебных заведений XVIII–XIX вв. сохранились до наших дней. Как изменился их облик и назначение?

3. В отделе редких книг Тульской областной универсальной научной библиотеки познакомьтесь с учебными книгами XVIII–XIX вв., применявшимися в тульских школах. Расскажите о них.

4. Подготовьте сообщение об одном из образовательных учреждений Тульского края: Александровское военное училище, приходские школы, белланкастерские школы, частные дворянские пансионы, крестьянские сельские школы, школа оружейных мастеров при ТОЗе, тульская мужская классическая гимназия, тульская женская гимназия (1-я и 2-я), Тульское реальное училище, Тульское коммерческое училище, современные лицеи г. Тулы, частная школа им. Поленова или др.

5. Изучите уставы современных тульских гимназий. Проведите их сопоставление с Уставами гимназий дореволюционных.

6. Вычлените основные этапы исторического развития духовного образования в Тульском крае. Подумайте, в чем разница между светскими и духовными учебными заведениями. Как по-вашему, почему духовное образование возрождается сегодня? Есть ли перспективы его развития? Расскажите об одном из духовных учебных заведений Тульской губернии.

7. Составьте словесный портрет одного из лучших учителей современной Тульской школы.

8. Если Вам известны учительские династии на Тульской земле, напишите о них очерк.

9. Какие новшества в содержании образования появились в тульских школах за последние годы?

10. Напишите об одной из новых технологий обучения (компьютерные технологии, разноуровневое обучение, модульное обучения, полного усвоения и т.д.) и опыте ее применения в одной из школ области.

11. Посетите Тульский областной институт повышения квалификации работников образования. Выясните, какие кафедры и лаборатории в нем существуют, какие разрабатываются идеи и перспективы развития образования в Тульском регионе.

12. Побывайте в Тульской областной фильмотеке. Подберите видео фильм, посвященный инновационным процессам в образовательном пространстве Тульской области. Посмотрите и обсудите его с коллегами или однокурсниками. Напишите рецензию или эссе-размышление об увиденном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.