Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта




Вопрос 32 Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах.

Определение понятия "передовой педагогический опыт".

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

1. Результативность работы:

· высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;

· оптимальный уровень управленческой деятельности.

2. Актуальность и социальная значимость:

· эффективное решение учебно-воспитательных задач;

· усовершенствование содержания управленческой деятельности.

3. Новизна опыта:

· новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;

· успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;

· рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).

5. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

6. Преемственность.

7. Перспективность:

· всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.

8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо ещё раз измерить, в какой степени данный признак проявляется.

Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании

Вопрос 33.Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.
В общем виде под средой в педагогике понимают совокупность окружающих человека общественных, материальных, и духовных условий его существования и деятельности.
Средовый подход предполагает работу педагога с окружающей личность ребёнка средой.
Средовый подход представляет собой технологию опосредованного (через среду) управления процессом формирования и развития личности ребёнка.Эта технология включает в себя: средовую диагностику, дающую возможность судить о состоянии среды и личности; средовое проектирование, включающее прогнозирование, конструирование, моделирование, планирование.
Воспитывающую образовательную среду можно представить как совокупность четырёх специфических окружений ребёнка: - предметно-пространственное окружение, - социально- поведенческое окружение, - событийное окружение, - информационное окружение ребёнка.
Специальная работа школы и каждого педагога по конструированию и развитию воспитывающей образовательной среды включает в себя несколько специальных направлений: - создание в «педагогическом пространстве» ребёнка (подростка) социокультурной среды развития: - педагогическое взаимодействие с семьёй, как фактором воспитания; - создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации ребёнка (подростка); - забота об атмосфере творческого сотрудничества и доброжелательном климате в школьном и классном коллективах; - забота о создании и развитии внутришкольных традиций и ритуалов (ценностных, поведенческих, событийных); - содействие детско-юношескому движению в школе и вне её как средству социализации, источнику социального опыта, «школе» самостоятельности, активности, взросления.

Вопрос34. Роль и характеристика инноваций в педагогической деятельности
В условиях реформирования образования в стране инновационный процесс приобрел массовый характер.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики.
Инновационная педагогическая деятельность может осуществляться как в рамках традиционной массовой школы, так и в учреждениях нового вида - гимназиях, лицеях.

Ведущей формой инновационной деятельности выступает опытно-эспериментальная работа.

Нельзя забывать, что существенной особенностью инновационной педагогической деятельности является также то, что она основывается на личностном подходе и имеет своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Целеобразование осуществляется только с опорой на диагностику личностного развития ребенка.

Другой особенностью инновационной педагогической деятельности является при наличии доминирующего, выражающего ценностные ориентации как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми.

Рассмотрение инновационной педагогической деятельности с выше обозначенных позиций требует обращения к вопросу о готовности учителя к данному виду деятельности.

Такими характеристиками, по мнению ряда исследователей, могут быть:
потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; Ø
способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества; Ø
умение свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности.Ø

Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

Вопрос 35Использование разных средств коммуникации (Интернет,телефон...).
информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио – и видеосредства, кино, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Суть информатизации образования состоит в создании как для учащихся так и для учителей благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.
Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Активизация учебной деятельности учащихся в процессе обучения с использованием возможностей компьютера обеспечивается за счет следующих методов, форм, средств и навыков:
1)улучшение наглядности за счет применения видео, мультипликации, технологии мультимедиа, позволяющие их моделировать сложные явления и процессы, осуществлять аудиосопровождение учебной информации.
2)повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера, за счет сочетания зрительной наглядности и слуховой.
3)моделирование, наблюдение и изучение математических моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию у учащихся умения принимать решения в экстремальных ситуациях; развитию навыков самостоятельной работы; развитию навыков исследовательской деятельности; формированию информационной культуры.
4)улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовленности учащихся.
5)создание условий для самостоятельного приобретения учащимися большей части знаний, что позволяет им удовлетворить свои потребности в свободе выбора, в свободе действий, поступков, формирует у них ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству, способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого.
Компьютер используется: для предоставления учебного материала, контроля за уровнем знаний, как тренажер, проблемного обучения, проведения учебных экспериментов и деловых игр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.