КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система органов исполнительной власти в области здравоохранения
В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной политической организации. Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
К принципам охраны здоровья относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина; приоритет профилактических мер; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
В основах законодательства РФ об охране здоровья, имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии.
Охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Выделяются 3 системы здравоохранения,: · государственная, · муниципальная · частная Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. К государственной системе относятся: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.
К муниципальной системе относятся: муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения. К частной системе здравоохранения: относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью. Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения при условии наличия обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РФ». Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования фонда оплаты труда каждого работающего. Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений).
1. Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Правительство РФ обеспечивает · проведение в РФ государственной политики в области здравоохранения. · утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; · координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций; · принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.
2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стране. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г. Функции: 1) Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере: · здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, · медицинской помощи и медицинской реабилитации, · фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, · санитарно-эпидемиологического благополучия, · медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, · медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физической и химической природы, · курортного дела. 2) Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему служб и агенств. 3) В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает акты двух видов: акты, самостоятельно принимаемые Министерством, их перечень дан в положении о нем (51 пункт), и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень. К актам первой группы относятся, например, положения о территориальных органах федеральных служб, квалификационные требования к работника. К сфере самостоятельного нормативно-правового регулирования (2 группа) относятся многие другие вопросы, связанные с диагностикой заболеваний, оказанием специализированной медицинской помощи, профилактическими прививками, обязательными медицинскими осмотрами определенных категорий лиц, донорством, трансплантацией органов и тканей и др.
4) Министерство осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения. 5) Организует: направление граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов, Всероссийского центра медицинских катастроф, профессиональной переподготовки, повышения квалификации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации; по установлению связи заболевания с профессией и т. д.
3. В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управления здравоохранением. В них действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др. Задачи, функции и полномочия органов управления здравоохранением субъектов РФ во многом сходны с теми, которые имеет Министерство здравоохранения и социального развития РФ в сфере здравоохранения. Задачи и функции этих органов разнообразны: · осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения. · разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов РФ по развитию здравоохранения, · осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на соответствующей территории. · координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения · реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.
4. Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы имеют многие министерства и ведомства: Минобороны, МВД, ФСБ и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящимися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществляющие управление ведомственными учреждениями здравоохранения, определяются соответствующими органами.
5. Функции государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Служба, в пределах своей компетенции, выполняет функции: · государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Его основная задача — установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. · Лицензионная и регистрационная деятельность (например, впервые внедряемых химических веществ)
6. Федеральное медико-биологическое агентство. На него возложены функции: · санитарно-эпидемиологический надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, · выявление особо опасных факторов физической, биологической и химической природы и устранение их влияния; · оказанию государственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам своей компетенции и т. д.
7. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет: · надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения. · контроль за порядком производства медицинской экспертизы, установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также за осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 10215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |