Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система органов исполнительной власти в области здравоохранения




В Российской Федерации здоровье людей охраняется Кон­ституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной по­литической организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

 

К принципам охраны здоровья относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения; соблюдение прав человека и гражданина; приоритет профилактических мер; доступность медико-санитар­ной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоро­вья; ответственность органов государственной власти, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от формы соб­ственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

 

В основах законодательства РФ об охране здоровья, имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимают­ся медицинские меры профилактики заболеваний, оказание ме­дицинской помощи и поддержание общественной гигиены и са­нитарии.

 

Охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Вы­деляются 3 системы здравоохранения,:

· государственная,

· муниципальная

· частная

Каждая из этих систем имеет свою структу­ру, закрепленную в Основах.

К государственной си­стеме относятся: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением ее субъек­тов, находящиеся в государственной собственности лечебно-про­филактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся: муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности учреждения, аналогичные тем, которые вхо­дят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения: относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую по­мощь в государственной и муниципальной системах здравоох­ранения при условии наличия обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РФ». Гарантированный объ­ем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивает­ся в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осу­ществление путем отчисления в фонд обязательного медицин­ского страхования фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплат­ное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского стра­хования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является пер­вичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наи­более распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений).

 

1. Общее руководство здравоохранением осуществляют Пре­зидент РФ и Правительство РФ.

Правительство РФ обеспечивает

· проведение в РФ государст­венной политики в области здравоохранения.

· утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохра­нения;

· коор­динирует в области охраны здоровья граждан деятельность орга­нов государственного управления, а также предприятий, учрежде­ний и организаций;

· прини­мает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

 

2. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным ор­ганом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стра­не. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г.

Функции:

1) Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

· здравоохранения, включая вопросы орга­низации медицинской профилактики,

· медицинской помощи и медицин­ской реабилитации,

· фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств,

· санитар­но-эпидемиологического благополучия,

· медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с осо­бо опасными условиями труда,

· медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физичес­кой и химической природы,

· курортного дела.

2) Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему служб и агенств.

3) В порядке нормативно-правового регулирования Министер­ство принимает акты двух видов: акты, самостоятельно прини­маемые Министерством, их перечень дан в положении о нем (51 пункт), и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.

К актам первой группы относятся, например, положения о территориальных органах федеральных служб, квалификационные требования к работника.

К сфере самостоятельного нормативно-правового регулиро­вания (2 группа) относятся многие другие вопросы, связанные с диагнос­тикой заболеваний, оказанием специализированной медицин­ской помощи, профилактическими прививками, обязательны­ми медицинскими осмотрами определенных категорий лиц, донорством, трансплантацией органов и тканей и др.

4) Министерство осуществляет функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения.

5) Организует: направление граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реа­билитации инвалидов, Всероссийского центра медицинских ка­тастроф, профессиональной переподготовки, повышения квали­фикации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фар­мацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиа­ции; по установлению связи заболевания с профессией и т. д.

 

3. В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управ­ления здравоохранением. В них действуют министерства, депар­таменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.

Задачи, функции и полномочия органов управления здра­воохранением субъектов РФ во многом сходны с теми, которые имеет Министерство здравоохранения и социального развития РФ в сфере здравоохранения.

Задачи и функции этих органов разнообразны:

· осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения.

· разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов РФ по развитию здра­воохранения,

· осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на со­ответствующей территории.

· координация деятельности субъ­ектов государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения

· ре­ализация мер, направленных на спасение жизни людей и защи­ту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.

 

4. Помимо органов управления здравоохранением государ­ственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Меди­цинские службы имеют многие министерства и ведомства: Мин­обороны, МВД, ФСБ и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящи­мися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществ­ляющие управление ведомственными учреждениями здравоох­ранения, определяются соответствующими органами.

 

5. Функции государственного контроля и надзора в сфере здра­воохранения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Служба, в пределах своей компетенции, выполняет функ­ции:

· государственного санитарно-эпидемиологического норми­рования. Его основная задача — установление санитарно-эпи­демиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

· Лицензионная и регистрационная деятельность (например, впервые внедряемых химических веществ)

 

6. Фе­деральное медико-биологическое агентство. На него возложе­ны функции:

· санитарно-эпидемиологический надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на от­дельных территориях,

· выявление особо опасных факторов физической, биологической и хими­ческой природы и устранение их влияния;

· оказанию государ­ственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и са­нитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам своей компетенции и т. д.

 

7. Федеральная служба по надзору в сфере здраво­охранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет:

· надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением госу­дарственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения.

· контроль за поряд­ком производства медицинской экспертизы, установления сте­пени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний; порядком организации и осуществления медико-соци­альной экспертизы, а также за осуществлением судебно-меди­цинских и судебно-психиатрических экспертиз.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 10215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.