Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система отраслей педагогической науки




1.2.1. Система педагогических наук. Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения развития личности, педагогической деятельности (табл.1). В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирования, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются родовыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике является сравнительная, специальная педагогика, история педагогики, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды.

Таблица 1.

Система отраслей педагогики.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Педагогика личности; Педагогика образования; Педагогика обучения; Педагогика воспитания; Педагогика самоформирования; Школоведение; Вузоведение
История педагогики     Группа отраслей возрастной педагогики: - Преддошкольная;   - Дошкольная; - Педагогика школы; - Педагогика ССУЗов; - Педагогика высш. школы;   - Педагогика послевузовско-го образования; - Реабилитационная педаго-гика; Сравнительная педагогика     Группа отраслей профессио-нальной педагогики: - Профессионально-педаго-гическая подготовка; - Призводственная; - Военная; - Инженерная; - Юридическая;   - Физкультуры и спорта;   - Профессионального труда; - Управления. Специальная педагогика: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия Группа отраслей социаль-ной педагогики: - Теория и методы социаль-ной педагогики; - Народная педагогика; - Педагогический всеобуч; - Педагогика образа жизни; - Педагогика культуры и искусства; - Педагогика средств массо-вой коммуникации; - Методики преподавания;

В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых – андрогогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрасной психологии и педагогики – акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации своего труда, быта, досуга.

Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педагогики стала аутогогика – наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В систему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей.

Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимосвязанных между собой отраслей педагогической науки, в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, педагогическая прогностика, превентивная педагогика. Наблюдающийся в последнее время терминологический бум породил много едва ли оправданных не только направлений, но и педагогических дисциплин: интегральная педагогика, неопедагогика и др.

1.2.2. Взаимосвязи педагогики с другим науками. Каждая из отраслей педагогической науки в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук: при определении целей воспитания – философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др., при изучении объема, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации – математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др. (рис.1.)

Педагогика прежде всего тесно связана с психологией. Последняя изучает законы функционирования психики человека. Предметом же педагогики являются закономерности целенаправленного изме­нения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть резуль­тативной (рис. 1.2).

 

-

Рис. 1.2. Основные взаимосвязи педагогики и психологии.

 

Педагогика тесно связана с социологией, которая является нау­кой об обществе как целостной системе, неизбежно рассматривает и область образования, воспитания. Имеются связи педагогики и с другими науками.

1.2.3. Педагогика и практика. Условиями, обеспечивающими функцио-

нирование педагогики и педагогической практики, выступают правовые (государственные нормативные документы, регулирующие деятельность педагогических учреждений и организаций); экономические (собственность на землю, недвижимость, техническое оборудование, финансирование и др.); кад­ровые (постоянный и переменный состав); сеть научно-педагогических учреждений. Основным центром педагогической науки является Рос­сийская Академия Образования (РАО), в которой функционируют 11 научно-исследовательских институтов, 5 научно-исследовательских центров, 16 экспериментальных школ, 2 музея, 1 библиотека, Инсти­тут повышения квалификации вузовских преподавателей.

В педагогических вузах и средних специальных учебных заведе­ниях действуют научно-исследовательские лаборатории, творческие группы, а в крупных вузах работают аспирантуры и докторантуры по подготовке ученых не только для Российской Федерации, но и для Содружества Независимых Государств, ряда стран дальнего зарубежья.

Большая работа по подготовке научно-педагогических кадров ведется в высших военно-учебных заведениях, академиях право­охранительного профиля, служб безопасности государства. Лиди­рующие позиции здесь занимают Военный Университет Мини­стерства Обороны, Военная Академия РВСН имени Петра Вели­кого, Академия управления Министерства внутренних дел, Ака­демия Федеральной службы безопасности, Академия Федераль­ной пограничной службы.

Многие педагогические проблемы решаются продуктивно сами­ми педагогами-практиками в регионах, с учетом местных особенно­стей. Заметен рост публикаций в педагогических журналах и газетах по проблематике социальной педагогики, особенно в работе с мо­лодежью. Среди негосударственных научных учреждений и объеди­нений ученых наиболее значима работа Академии педагогических и социальных наук (АПСН).

Функционирование педагогической науки обеспечивается также посредством управления, осуществляемого органами, предусмотренны­ми Уставами и Положениями научных учреждений; информационного обеспечения, центром которого является библиотека имени К.Д. Ушинского; связей педагогической науки с мировым центром наук об обра­зовании путем выполнения совместных научно-педагогических иссле­дований, научных стажировок педагогов России за рубежом, участия в международных конференциях по проблемам образования и воспита­ния. Педагогическая наука России выступает в мировом сообществе как составляющая национальной и транснациональной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.