КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система отраслей педагогической науки
1.2.1. Система педагогических наук. Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения развития личности, педагогической деятельности (табл.1). В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирования, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются родовыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике является сравнительная, специальная педагогика, история педагогики, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды. Таблица 1. Система отраслей педагогики.
В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых – андрогогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрасной психологии и педагогики – акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации своего труда, быта, досуга.
Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педагогики стала аутогогика – наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В систему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей. Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимосвязанных между собой отраслей педагогической науки, в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, педагогическая прогностика, превентивная педагогика. Наблюдающийся в последнее время терминологический бум породил много едва ли оправданных не только направлений, но и педагогических дисциплин: интегральная педагогика, неопедагогика и др. 1.2.2. Взаимосвязи педагогики с другим науками. Каждая из отраслей педагогической науки в разработке своих проблем использует данные многих смежных наук: при определении целей воспитания – философии, социологии, психологии, физиологии, аксиологии, этики, эстетики, истории, медицины и др., при изучении объема, структуры, логики изложения учебно-воспитательной информации – математики, статистики, логики, теории информации, теории коммуникации, кибернетики и др. (рис.1.)
Педагогика прежде всего тесно связана с психологией. Последняя изучает законы функционирования психики человека. Предметом же педагогики являются закономерности целенаправленного изменения этой психики педагогическими средствами. Очевидно, что без учета психологии педагогическая деятельность не может быть результативной (рис. 1.2).
- Рис. 1.2. Основные взаимосвязи педагогики и психологии.
Педагогика тесно связана с социологией, которая является наукой об обществе как целостной системе, неизбежно рассматривает и область образования, воспитания. Имеются связи педагогики и с другими науками. 1.2.3. Педагогика и практика. Условиями, обеспечивающими функцио- нирование педагогики и педагогической практики, выступают правовые (государственные нормативные документы, регулирующие деятельность педагогических учреждений и организаций); экономические (собственность на землю, недвижимость, техническое оборудование, финансирование и др.); кадровые (постоянный и переменный состав); сеть научно-педагогических учреждений. Основным центром педагогической науки является Российская Академия Образования (РАО), в которой функционируют 11 научно-исследовательских институтов, 5 научно-исследовательских центров, 16 экспериментальных школ, 2 музея, 1 библиотека, Институт повышения квалификации вузовских преподавателей. В педагогических вузах и средних специальных учебных заведениях действуют научно-исследовательские лаборатории, творческие группы, а в крупных вузах работают аспирантуры и докторантуры по подготовке ученых не только для Российской Федерации, но и для Содружества Независимых Государств, ряда стран дальнего зарубежья. Большая работа по подготовке научно-педагогических кадров ведется в высших военно-учебных заведениях, академиях правоохранительного профиля, служб безопасности государства. Лидирующие позиции здесь занимают Военный Университет Министерства Обороны, Военная Академия РВСН имени Петра Великого, Академия управления Министерства внутренних дел, Академия Федеральной службы безопасности, Академия Федеральной пограничной службы.
Многие педагогические проблемы решаются продуктивно самими педагогами-практиками в регионах, с учетом местных особенностей. Заметен рост публикаций в педагогических журналах и газетах по проблематике социальной педагогики, особенно в работе с молодежью. Среди негосударственных научных учреждений и объединений ученых наиболее значима работа Академии педагогических и социальных наук (АПСН). Функционирование педагогической науки обеспечивается также посредством управления, осуществляемого органами, предусмотренными Уставами и Положениями научных учреждений; информационного обеспечения, центром которого является библиотека имени К.Д. Ушинского; связей педагогической науки с мировым центром наук об образовании путем выполнения совместных научно-педагогических исследований, научных стажировок педагогов России за рубежом, участия в международных конференциях по проблемам образования и воспитания. Педагогическая наука России выступает в мировом сообществе как составляющая национальной и транснациональной культуры.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |