Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения. Способы совместной деятельности педагогов и обучаемых, имеющие целью получение знаний и формирование умений и навыков




Способы совместной деятельности педагогов и обучаемых, имеющие целью получение знаний и формирование умений и навыков, принято называть методами обучения. Термин «метод» происходит от греческого слова «путь», в данном случае понимаемого как способ продвижения к истине. Метод обучения - система осознанных последовательных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели педагога, осуществляющего эту деятельность имеющимися у него средствами. Метод обучения – сложная деятельность, которая раскрывается через серию приемов, а применение приемов регулируется дидактическими правилами, которые указывают, как именно нужно в данной педагогической ситуации реализовать соответствующий методу прием.

Методы обучения можно классифицировать по различным основаниям. Самой сомнительной является классификация по активности учащегося, на активные и пассивные. Эта классификация подразумевает, что учащийся активен во время самостоятельной работы и пассивен во время объяснения учителя. Однако эта активность и пассивность лишь внешние, ведь во время объяснения учащийся должен понять материал, перевести его на язык доступных терминов и законспектировать главное – это ли не активность, причем разноплановая. Существует классификация по источнику знаний: словесные (знания из книг или устного объяснения), наглядные (презентации, моделирование), практические (умения и навыки приобретаются в процессе практической деятельности).

Наиболее полной нам представляется классификация М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение), проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод реализуется, если преподаватель разными способами (словесными и наглядными) предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Метод чаще всего реализуется в процессе лекции.

Репродуктивный метод – является методом контроля усвоения знаний, умений и навыков. Он реализуется, если учащиеся воспроизводят в различных формах, предусмотренных контрольными заданиями, полученные на первом этапе обучения знания, умения и навыки. Реализуется в виде любых контрольных мероприятий (контрольная работа, зачет, экзамен).

Проблемное изложение предполагает, что в процессе объяснения нового материала педагог ставит проблему, и сам (или в соавторстве с учащимися) раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая доступный для них, более высокий уровень мышления. Реализуется в форме проблемной лекции или дискуссии.

Частично-поисковый (эвристический) метод - постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению научных проблем, через самостоятельное выполнение отдельных этапов решения поставленной учебной проблемы, сопровождаемое последующим контролем преподавателя. Учебная проблема подразумевает, что научный мир знает ее «правильное решение», а ученик должен совершить маленькое учебное открытие в процессе самостоятельной деятельности. Реализуется в форме реферирования или составления доклада.

Исследовательский метод - базируется на самостоятельном решении отдельных этапов исследовательских задач (т.е. тех, в которых пока нет известного научному сообществу правильного ответа), сопровождаемом последующим обсуждением в научном сообществе. Реализуется в любой квалификационной работе – курсовой, дипломной, магистерской диссертации и т.д.

Естественно, что решить все учебные задачи в рамках одного метода невозможно, они всегда должны применяться в комплексе, в сочетаниях, которые наиболее полно отражают характеристики учебного процесса на данном образовательном этапе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.