Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена как экономическая категория




ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Тема 12. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ, ДОХОДЫ,

Вопросы для проверки знаний

 

1. Классификация расходов в зависимости от:

– отношения к производственному процессу;

– расчета себестоимости продукции;

– изменения объема продукции (работы);

– управления прибыль.

2. Структура расходов по элементам затрат.

3. Характеристика Номенклатуры расходов, введенной в 2003 г. Ее отличие от предыдущей (1998 г.) Номенклатуры расходов.

4. Понятие о маржинальном доходе. Графическая интерпретация порога рентабельности хозяйствующего субъекта.

5. Сущность понятия себестоимости продукции. Отличие себестоимости от цены продукции.

6. Назовите методы расчета себестоимости перевозок.

7. Характеристика метода непосредственного расчета (по элементам и статьям затрат) себестоимости перевозок.

8. Характеристика метода единичных расходных ставок расчета себестоимости перевозок. Его преимущества и недостатки.

9. Методика расчета себестоимости для тарифных целей.

10. Назовите факторы, влияющие на себестоимость перевозок грузов.

11. Влияние объема на себестоимость перевозок грузов.

12. Влияние производительности труда на себестоимость перевозок.

13. Влияние структуры перевозок на себестоимость.

14. Планирование ресурсов в современных условиях управления.

 

 

 

Цены играют огромную роль как в управлении деятельностью хозяйствующих субъектов, так и в управлении экономикой и социальной жизнью страны в целом. Не случайно классики экономики придавали цене важное значение, но уровень цен должен быть строго обоснован.

Цены в условиях рыночных отношений являются одним из важнейших инструментов конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала и т.п.; очевидно, что они формируются не только под влиянием спроса и предложения, но и испытывают на себе влияние множества других факторов, начиная от платежеспособности населения и кончая ценами мирового рынка.

Цена является экономической категорией, регулирующей общественные отношения в жизни общества независимо от его формации.

Цена – это атрибут любого товара (наличие потребительной и меновой стоимости). Если продукт имеет потребительную стоимость (способность удовлетворять определенные потребности), но не имеет меновой, то он не является товаром, так же как и продукт с меновой стоимостью, не имеющий потребительной стоимости.

Сущность цены как экономической категории объективно раскрывается при ответах на вопросы:

– что лежит в основе цены?

– какие функции выполняет цена в социально-экономической жизни общества?

На заре развития теории ценообразования утверждалось, что в основе цены лежат издержки производства продукта. Вместе с тем экономисты обратили внимание на наличие определенной связи между полезностью продукта и его ценой. Какому же из этих факторов (издержкам производства или полезности) следует отдать предпочтение?

Наиболее удачное решение этого вопроса было дано Ф. Энгельсом: "Стоимость есть экономическое качество продукции, общественное отношение потребительной стоимости к меновой. А цена есть денежное выражение стоимости" [19].

Английский экономист А. Маршалл придерживался взгляда, что оба указанных фактора (полезность и издержки производства) в равной мере определяют стоимость (цену) продукта [20].

Цена в социально-экономической жизни общества выполняет целый ряд функций, которые можно сгруппировать по четырем направлениям.

Первое – измерительная функция. Благодаря цене можно определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.

Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о полезности разных товаров.

Одновременно цена выполняет и учетную функцию. С помощью цен разнообразные и многочисленные товары из натурально-вещественной формы переводятся в денежное (стоимостное) измерение.

На практике с помощью цен определяются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний продукт, национальный доход, объем произведенной и реализованной продукции отдельных отраслей, предприятий, компаний, фирм, а также качественные показатели, такие как производительность труда, рентабельность производства и изделий, фондоотдача и др.

Таким образом, выполняя измерительную, соизмерительную, учетную функции, цена является носителем важнейшей экономической информации, она выступает как важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении и играет важную роль в хозяйственном механизме управления как предприятия (компании), региона, так и экономики страны в целом.

Второе – стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и рациональному использованию ресурсов. Например, при изготовлении продукции часто возникает альтернатива между капиталоемкими вариантами, требующими значительных инвестиций, но дающими экономию в издержках производства, и более трудоемким процессом, требующим меньше капиталовложений, но имеющим большую величину издержек.

Цена входит в состав экономического механизма стимулирующего воздействия путем установления следующих показателей: повышенной (пониженной) рентабельности, надбавки (скидки) к цене, применения различных видов цен (регулируемых, расчетных, свободных) и т. д.

С помощью различных цен стимулируется потребление продукции. При снижении абсолютного уровня цен и розничных цен на единицу полезного эффекта расширяется сфера потребления соответствующей продукции. С помощью цен можно регулировать потребление социально полезных (детского питания, учебников и др.) и социально вредных (табачных изделий, водки и др.) продуктов в обществе.

До 1990 г. в системе грузовых тарифов широко использовались перераспределительная и стимулирующая функции цены.

В системе экономического стимулирования, кроме цены, используются такие стоимостные рычаги, основанные на цене, как прибыль, рентабельность, налоги и т.д.

Третье – перераспределительная функция. С помощью цен осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами – в результате происходит регулирование доходов в отраслях, на предприятиях (компаниях), у населения.

Особенно сильным было влияние цен на экономику союзных республик до распада СССР. Республики получали дополнительное финансирование до $ 50 млрд. в год в виде льготных цен. Союзное государство продавало нефть на мировых рынках по $ 140 за тонну, а союзным республикам – по $ 2–3 за тонну. Для Казахстана это составило пример $ 11 млрд. в год, Украины – примерно 6, Белоруссии – 3, Грузии – примерно $ 3,5 млрд. [3].

Перераспределительная функция цены характерна не только для планово-централизованной экономики.

Существование монополистических структур также порождает перераспределительное ценообразование, в результате которого происходит присвоение чужих прибылей.

Перераспределительное ценообразование имеет место в условиях сложившейся олигополистической структуры рынка, когда фирмы могут устанавливать сравнительно низкие цены, чтобы препятствовать проникновению на рынок фирм «чужаков». Перераспределительное ценообразование называют грабительским (англ. – predatory pricing).

Четвертое – регулирующая функция. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

В условиях планово-централизованного механизма управления экономикой эта функция официально не использовалась, хотя были предложения о ее применении.

В условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Уровни цен на производственные ресурсы способствуют выбору таких ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек.

При изучении функции ценообразования необходимо иметь в виду, что одни и те же экономические процессы можно выполнять с помощью различных элементов хозяйственного механизма управления. Разница состоит в том, что финансовый, кредитный, плановый рычаги управления действуют на производство и распределение, как правило, административными методами, цена же воздействует всегда на экономические интересы.

В заключение следует подчеркнуть, что цена только тогда успешно выполняет свои функции, когда она правильно отражает свое содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.