Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы, прибыль и рентабельность




Пассажирские тарифы

 

Пассажирские тарифы отличаются от грузовых по их роли и методологии построения.

Грузовые перевозки осуществляются для производственных и торговых предприятий, поэтому они являются выражением оптовых цен. Перевозки пассажиров выполняются в основном для личного потребления населения (за исключением служебных и производственных поездок), поэтому они являются выражением розничных цен.

Спрос на пассажирские перевозки зависит от многих факторов, в том числе и от доходов населения.

Пассажирские тарифы выполняют в жизни общества социальную функцию. В то же время уровень пассажирских тарифов влияет на подвижность населения, т.е. на развитие деловой экономической и культурной активности населения.

Пассажирские тарифы делятся на тарифы в дальнем и пригородном сообщении.

Тарифы в дальнем сообщении строятся следующим образом.

Вначале определяется базовый уровень тарифа исходя из поездки в общем вагоне пассажирского поезда (минимальный уровень комфорта).

При повышении уровня комфорта и скорости к базовой части тарифа прибавляются доплаты: за поездку в скором поезде, за поездку в плацкартном вагоне, купейном, спальном и т. п.

Вполне очевидно, что такая методика построения пассажирского тарифа в дальнем сообщении устарела. Практически объем перевозок пассажиров с минимальным уровнем комфорта незначительный. Устойчивый уровень спроса наблюдается на поездки в плацкартных, особенно в купейных вагонах. В перспективе потребность в повышении комфорта будет возрастать, особенно на дальние расстояния.

В пригородном сообщении используются два вида тарифа: зонный и общий.

Зонный тариф применяется на участках, примыкающих к крупным городам и имеющих высокие пассажиропотоки. Суть зонного тарифа заключается в том, что данный участок делится на зоны (более 15), в пределах одной зоны тарифные ставки устанавливаются на одном уровне.

Общие тарифы устанавливаются на участках с относительно низкими пассажиропотоками, на которых не применяются для перевозки мотор-вагонные секции и дизельные поезда. Уровень тарифной ставки – так называемый покилометровый тариф – устанавливается исходя из расстояния поездки.

В пригородном сообщении используется абонементный тариф.

 

 

В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 9/99), и международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Доходы состоят из следующих частей:

– выручка от продаж – основная форма дохода для производственных предприятий – характеризует основную деятельность;

– доходы от операционной деятельности, не связанной с производством и продажей продукции, получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например, от сдачи имущества в аренду, продажи имущества, участия в совместной деятельности, предоставления займов и др.;

– доходы от внереализационной деятельности, т.е. в результате действия факторов, как правило, не зависящих от предприятия, – безвозмездное получение активов; курсовые разницы; списание задолженности и т. д.

Доходы от операционной и внереализационной деятельности называют прочими доходами, в которые в том числе включены и доходы от чрезвычайных событий.

Следует подчеркнуть, что доходы от продаж есть результат основной деятельности предприятия. Объем продаж – базовый показатель бюджетирования, т. е. сметного планирования на предприятии.

На железнодорожном транспорте основным видом деятельности являются перевозки грузов и пассажиров. Доходы за перевозки определяются на основе информации о предстоящих к выполнению объемах перевозок и транспортных тарифах.

Основными направлениями в повышении доходности железных дорог являются: обеспечение наиболее полного сбора денежных средств от грузовладельцев, налаживание партнерских экономически взаимовыгодных отношений с регионами и градообразующими предприятиями, отказ от увлечения льготами и совершенствование транспортно-экспедиционной деятельности. В пассажирском движении к таким направлениям относятся: борьба с безбилетным проездом в пригородных поездах, повышение комфортности, скорости и удобства перевозок пассажиров; получение субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в качестве компенсаций за предоставление льгот отдельным категориям пассажиров.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы (Д) и производит расходы (З). Разница между ними составляет прибыль.

Первым автором термина «прибыль» был Адам Смит. Он отмечал, что прибыль – это сумма, которую можно израсходовать без посягательства на капитал. Поэтому прибыль можно определить как превышение доходов над расходами:

Д – З = П.

При планово-централизованном механизме управления прибылью не увлекались, следовательно, этому показателю не уделялось большого внимания. Существовала строгая регламентация прибыли, т. е. государством устанавливался определенный порядок распределения прибыли. Например, в период хозяйственной реформы 60–70-х годов прошлого века прибыль направлялась в государственный бюджет как плата за использование предприятиями производственных фондов в размере 12% от стоимости основных фондов и оборотных средств (Ф + ОБ); использовалась для образования фондов экономического развития, для пополнения оборотных средств предприятия до нормативной величины. Остальная часть прибыли в виде остатка изымалась в государственный бюджет.

В рыночных условиях порядок использования прибыли кардинально изменился. Норма прибыли является обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов, а также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала.

Основными показателями прибыли являются:

валовая прибыль, которая характеризует эффективность производственного процесса хозяйственной структуры в целом;

прибыль от продаж, характеризующая эффективность основной деятельности предприятия;

прибыль от продаж и прочей деятельности, характеризующая эффективность целенаправленных операций;

прибыль до налогообложения, характеризующая общий финансовый результат;

– чистая прибыль, которая характеризует результат от обычной деятельности, а с учетом сальдо от чрезвычайных событий фиксируется как нераспределенная прибыль, и результаты ее направления отражаются в бухгалтерском балансе следующего за отчетным года. Оставшаяся нераспределенная прибыль отчетного года характеризует фонд накопления, поскольку она направляется на увеличение собственного капитала (капитализированная часть).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что прибыль является диалектически противоречивым показателем, поэтому она нуждается в детальном анализе. Рассмотрим различные группы показателей прибыли (рис. 12.2).

Использование этих групп позволяет более детально проанализировать показатели прибыли и определить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных задач предприятия, направленное на достижение:

– максимальной прибыли, соответствующей ресурсам предприятия и рыночной конъюнктуре;

– оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

– выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

– роста рыночной стоимости компании;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.