Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и генезис материнства




Фундаментальным открытием психоанализа стало положение о роли мате­ри (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка. Внешний мир (среда) открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступа­ет как мир человеческих интерперсональных отношений, мир людей [Фрейд, 1991; Адлер, 1990; Фрейд, 1993; Винникотт, 1995; Эльконин, 1989]. 3. Фрейд считал, что именно мать является для ребенка источником пере­живания чувства удовольствия и объектом первого сексуального выбора.

Из признания решающей роли матери (близкого взрослого) в психиче­ском развитии ребенка рождается вопрос о том, как влияет поведение ма­тери на становление личности. Д. Винникотт [1995] одним из первых пред­ложил гипотезу гармоничного взаимодействия среды и ранних интрапсихических процессов. Он предлагает рассматривать в качестве объ­екта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать-ребенок. В силу беспомощности младенца и зави­симости его от матери ребенок и мать представляют собой единое целое. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ре­бенка, но и, реализуя функцию держания и телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации - становление Я ребенка, т.е. диф­ференциацию субъекта и среды и формирование автономной личности. Становление собственного Я (Self) осуществляется через развитие от абсо­лютной (экстремальной) зависимости к относительной независимости и автономии. Механизмом становления независимости выступает процесс реализации ребенком сомнительных желаний и первичной агрессии в от­ношениях с матерью (близким взрослым). Терпение к проявлениям агрес­сивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармонично­го развития ребенка [Winnicott, 1965]. Поведение и позиция матери явля­ется существенным условием эффективности этого процесса. Винникотт рассматривает способность матери создавать благоприятную среду для Развития ребенка как ее природную способность. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только поме­шать реализации этой способности. Любовь и забота, теплое, принимаю­щее, уважительное отношение матери к ребенку создают необходимую ус­тановку доверия и стимулируют самостоятельную активность ребенка в отношении его саморазвития. Благодаря психоанализу проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в детском возрасте. Особенности материнской и отцовской любви, позиция обо­их родителей в воспитании не только обусловливают индивидуальную тра­екторию развития ребенка, но и выступают существенным условием про­грессивного нормативного развития личности [Адлер, 1990; Хорни, 1993].

В решении вопроса о природе материнской любви и материнской пози­ции можно выделить два подхода — эволюционно-биологический (Дж. Боулби, Винникотт Д.) и культурно-исторический (М.И. Лисина, Г.Г. Фи­липпова).

Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологи­ческие, природные предпосылки, составляет естественную характеристику женщины и не нуждается в дальнейших объяснениях [Bowlby, 1988]. Роди­тельское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Человеческий ребенок - самый беспомощный и менее подготовленный к жизни с момента рождения из всех видов живых существ. Возможность его выживания напрямую зависит от заботы роди­телей. Известно, что именно мать является первичным и основным близ­ким взрослым, предоставляющим ребенку уход и защиту на протяжении всей человеческой истории. Уникальность позиции матери в реализации функции родительской заботы обосновывается тем, что мать, в отличие от отца, наиболее адекватно реализует репродуктивную функцию именно в тесной стабильной связи с ребенком. Это обусловлено полной увереннос­тью матери в своем родительском статусе, более коротким по сравнению с мужчинами репродуктивным периодом в онтогенетическом цикле, более длительным интервалом между, рождением детей и большими энергетиче­скими затратами на протяжении периода их вынашивания и родов [Trivers, 1972]. Боулби утверждает, что сохранение материнского инстинкта в про­цессе эволюции в условиях утраты человеком большинства инстинктив­ных форм поведения связано с его особым значением для сохранения чело­веческого рода. Важную роль в «запуске» материнского поведения в отношении ухода и заботы о младенце играют гормоны, связанные с бере­менностью и лактацией, в частности окситоцин. Например, высокий уро­вень окситоцина указывает на глобальные изменения, подготавливающие уход за младенцем, - большее спокойствие, высокую толерантность к стрессу и монотонии [Dozier, 2000]. Высказывается предположение о суще­ствовании критического периода импринтинга в формировании материн­ской любви и привязанности к младенцу, когда определенные «ключевые раздражители» запускают врожденную программу ухода, заботы и привя­занности матери. Однако есть данные о том, что приемные родители, не проходившие через период импринтинга, оказываются способны к форми­рованию надежной позитивно-эмоциональной связи в отношениях с при­емными детьми [Singer et al., 1985].

В рамках культурно-исторического подхода материнство рассматрива­ется как социальный институт, развивающийся на протяжении истории человечества. Э. Бадинтер считает, что в понятие «материнская любовь» в разные исторические эпохи вкладывается неодинаковое содержание. Зна­чимость ролей жены, матери и свободной женщины на протяжении исто­рии меняется. Материнство выступает как одна из социальных ролей жен­щины, и, значит, формирование материнской позиции и соответствующей ролевой модели поведения определяют ценности, установки, традиции и нормы культуры общества. Хорошо известны прямо противоположные примеры материнского поведения - от самопожертвования до пренебре­жения материнскими обязанностями. В современном обществе растет со­циальное сиротство - отсутствие опеки и заботы при живых родителях. Все чаще мы сталкиваемся с феноменом отказных детей, случаями прода­жи матерями своих детей, принуждения их к антисоциальным действиям (попрошайничеству, проституции, воровству и пр.), жестокого обращения, избиения и т.д. Появился даже соответствующий термин для обозначения подобного поведения - «уклоняющееся материнство». Все эти факты под­вергают сомнению тезис о врожденной инстинктивной природе материнст­ва и свидетельствуют в пользу культурно-исторического подхода.

Материнская позиция представляет собой результат присвоения личнос­тью опыта социокультурной практики материнства, формируется в специфи­ческой деятельности по уходу за ребенком и его воспитанию, обусловлена культуралъными особенностями и детскими воспоминаниями матери о воспи­тании в ее собственной семье. Развитие материнства детерминируется врож­денными предпосылками (психофизиологическими, гормональными меха­низмами), активной деятельностью самой женщины и заданными в культуре «идеальными формами материнства», культурными моделями ролевого пове­дения матери. Например, формирование материнского эмоционального при­нятия ребенка в значительной мере определяется позицией матери в период беременности и ее ориентацией на культурно заданные формы поведения. Из­вестно, что у женщин, которые в период беременности думают о ребенке, раз­говаривают с ним, эмоциональная связь с ребенком в постнатальном периоде формируется значительно быстрее. С другой стороны, было бы неверно игно­рировать органические предпосылки формирования материнской позиции. М. Мид на основе изучения ритуалов и традиций воспитания детей в перво­бытных культурах пришла к выводу, что материнская забота и привязанность обусловлены самими органическими условиями зачатия, вынашивания, родов и кормления грудью. Вместе с тем социальные установки и предписания могут исказить материнскую позицию: там, где общество жестко предписывает принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может ли­шить его жизни или бросить на произвол судьбы.

В становлении родительства можно выделить ряд стадий: принятие ре­шения о рождении ребенка, беременность, период становления родительства, период зрелого родительства, период «постродительства» (реализация Ролей бабушек и дедушек) (В. Миллер). Г.Г. Филиппова [1999] выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции. Первый этап - взаимодействие с собственной матерью - начинается с внутриутроб­ного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценно­стной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ней, девочкой, и социокультурной практикой материн­ства. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования соб­ственной материнской идентичности женщины. Ценностное отношение ма­тери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения к собственному ребенку. Хорошо известны факты нарушения материнского поведения вплоть до отвержения и жестокости по отношению к ребенку в случае, когда собственный детский опыт отношений с матерью определялся переживанием отвержения, нелюбви, игнорирования. Ценность материнства возникает у девочки позже на основе переживания и рефлексии социальных оценок материнства как культурной модели поведения и отношения к мате­ринству ее собственной матери. Процесс усвоения материнской роли регу­лируется психологическими механизмами ассимиляции, идентификации, осознанного обучения родительству.

Второй этап - игровой - обеспечивает ориентировку девочки в содер­жании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирования устойчивого образа-эталона материнской роли. Игра в «дочки-матери» издавна культивировалась в народной педагогике как школа подготовки девочки к материнству. Одной из первых игрушек, вру­чаемых девочке родителями, была кукла. Кукла передавалась от матери к дочери, ее хранили, специально изготовляли. Девочки шили ей одежду, иг­рали с ней, вывозили на праздники. По тому, как содержалась кукла, какие наряды имела, как играла с ней девочка, судили о том, хорошей ли матерью она станет. Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементом социализации в подготовке ребенка к будущей семей­ной жизни.

Третий этап - нянченье (от 4-5 до 12 лет) как привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье более связано с рождением, второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания малыша. В истории общества в примитивных культу­рах уже шести-семилетние дети включаются в процесс заботы о шестиме­сячных и более старших детях. Аналог нянченью младенцев можно наблю­дать и в поведении высших животных, ведущих стадный образ жизни. Например, у шимпанзе старшие детеныши играют с младшими, осуществляют взаимное обыскивание, охраняют малыша от других особей, перено­сят их на безопасное расстояние и т.д. В нянченье Г.Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально-личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка за младшим, овладение инструментальной его стороной. Здесь формируется индивиду­альный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем. Сенси­тивным периодом для формирования установки на нянченье является воз­раст 6-10 лет. Именно тогда ребенок, ухаживающий за младенцем, получает возможность реализовать свою потребность в серьезной, взрослой, социально значимой деятельности, причем в привлекательной для него иг­ровой форме и без принятия всей полноты ответственности за благополу­чие и здоровье малыша. Возникает вопрос - почему подростковый возраст, по мнению автора, исключен из зоны сенситивности к нянченью? Ведь именно подросток приобретает необходимую техническую умелость и ком­петентность в уходе за младенцем, да и перспектива материнства для подро­стка, несомненно, значительно ближе, чем для младшего школьника. Дело в том, что без предварительного формирования опыта эмоционально-пози­тивного общения с младенцем переход к технической стороне ухода может вызвать у подростка неприятие и брезгливость, а необходимость отвлече­ния на заботу о младшем сиблинге, порождающая недостаток времени для общения со сверстниками, формирует установку в отношении младенца как помехи, препятствия на пути реализации собственных интересов, неприят­ной обузы. Именно такая установка нередко проявляется у молодых мам, казалось бы имеющих достаточный подростковый опыт ухода за младенцем в собственной прародительской семье.

Четвертый этап - дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер - приходится на период полового созревания. Главной за­дачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни и мате­ринства на основе их первоначального разделения. Психологические про­блемы связи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности и ее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферы материнства.

Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком - включает не­сколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период ухода за младенцем и его воспитания.

Наконец, шестой этап - это формирование привязанности и любви к ре­бенку как к личности (начиная с раннего возраста). На этом этапе происхо­дит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «ребе­нок». Оно синхронизируется с кризисом первого года жизни и перестройкой социальной ситуации развития ребенка раннего возраста в форме пре­одоления системы отношений «Пра-Мы» (Л.С. Выготский) и выхода в пространство субъектно-(личностно-)ориентированного сотрудничества ребенок - взрослый.

Исследование девиаций материнского поведения [Брутман и др., 1994 Брутман и др., 2000; Радионова, 1996; Филиппова, 1999] обнаружило, что группу риска составляют женщины с устойчивым игнорирующим типом переживания беременности. Игнорирующий тип сложнее всего поддается коррекции и находит выражение в таких деструктивных характеристиках родительского отношения, как эмоциональное отвержение, авторитар­ность, директивность, гипопротекция и т.п.

Специальный интерес в связи с проблемой природы материнской любви (органическая/биологическая или культурно-историческая) представляют случаи отказа матерей от новорожденных детей. Отказ представляет собой крайний вариант отвержения матерью ребенка. Психологические особенности матерей-отказниц и причины отказа стали предметом исследования М.С. Ра­дионовой и Ф.Е. Василюка. По его данным, в Москве 1-1,5% матерей отказы­ваются от своих детей в родильных домах. В период с 1991-го по 1997 г. в Москве число социальных сирот увеличилось с 23 до 48% при общем сниже­нии поступления детей в эти учреждения на 11% и приуменьшении показате­лей рождаемости фактически в полтора раза. Было показано, что отказ матери от ребенка переживается как кризис, вызванный конфликтом мотивационно-потребностной сферы. Авторы выделили значимые компоненты структуры кризисной ситуации: сознательную установку матери на материнство или от­каз от него, мотивы, реализующие неосознанные влечения, т.е. природное спонтанное влечение к материнству; трудности или проблемность социальной ситуации (негативное отношение близких к рождению ребенка; отсутствие ма­териальных средств к существованию; необходимость продолжения учебы и т.д.). На основе противоречивого сочетания этих компонентов возникает кризис принятия женщиной материнской роли, находящий различные вари­анты своего разрешения. Причем основное значение при выборе того или ино­го варианта имеют личностные особенности матери. Авторы делают вывод о том, что отказ от ребенка возможен только при определенном личностном ти­пе. В работе выделено четыре типа личности: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Инфантильный тип личности выступает фактором риска отказа матери от ребенка, отказ носит импульсивный характер и представляет собой защитное действие. Для матерей инфантильного типа харак­терно амбивалентное или резко отрицательное отношение к ребенку («ребенок - виновник моего несчастья»). Если все-таки ребенок принимается, то в его отношении устанавливается симбиотическая связь («ребенок -часть ме­ня»). В случае отказа от ребенка прослеживается неблагополучный анамнез - мать в детстве была объектом отвержения и испытывала дефицит любви со стороны собственной матери. Стратегия переживания кризиса инфантильными матерями избегающая, поведение по типу вытеснения. В отношении бере­менности наблюдается своеобразная «агнозия»: женщина может узнать о сво­ей беременности в середине, а то и в последней ее трети, часто - от других. Как правило, она не задумывается о своем состояний, пускает все на самотек, нако­нец, легко отказывается от ребенка непосредственно перед родами или сразу после. Никаких переживаний, конфликтов, угрызений совести.

Реалистический тип личности: отказ от материнства - целенаправлен­ный поступок. Рационально взвешиваются все «за» и «против». Во главу угла ставятся интересы самой матери. Отношение к ребенку инструменталь­ное: если может быть полезен для получения благ и привилегий - мать будет его воспитывать, если нет - откажется. Например, не хватает ребенка для улучшения жилищных условий - она приходит и забирает ребенка, хотя раньше категорически от него отказывалась. Стратегия - рассудочная, рациональная; отношение к ребенку - индифферентное, холодное. Психологиче­скими особенностями такой матери являются низкий уровень природного влечения, материнской потребности и, как правило, низкий уровень эмпатии. В анамнезе: сдержанность и холодность в отношениях с близкими в соб­ственной, прародительской семье. Отказ от ребенка происходит еще до родов или после них. Как правило, мать не испытывает ни сомнений, ни тяжелых эмоциональных переживаний. Тем не менее часто отказ юридически не оформляется - на всякий случай, вдруг ребенок еще понадобится.

Для ценностного типа ценность материнства очень высока, социальная роль матери значима. Конфликт обусловлен отсутствием спонтанного вле­чения к материнству или трудными внешними обстоятельствами. Как правило, женщина рожает ребенка без мужа, без поддержки или в очень стесненных материальных и жилищных условиях. Кризис длителен, про­должается в течение всей беременности и после рождения ребенка. У мате­ри констатируется высокий уровень эмоциональных переживаний. На этом фоне часто возникает чувство вины, и в результате ребенок становится объ­ектом проекции негативных эмоций, отношение к нему амбивалентное. Стратегия - колеблющаяся. Постоянная борьба мотивов, ситуация выбора, трудность принятия решения.

Для творческого типа личности отказ от ребенка маловероятен даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Социальная ценность мате­ринства и природное к нему влечение велики. Отказ от материнства для та­ких матерей равносилен утрате или угрозе утраты смысла жизни. Отноше­ние к ребенку - безусловно эмоционально-положительное, он «свой», «человек, о котором я забочусь».

Причинами отказа от детей бывают нестабильность и угроза распада собственной семьи, материальная необеспеченность, личностная незре­лость, искажения личностного развития, депрессивные и аффективные расстройства, отвержение собственными матерями в анамнезе матерей-от­казниц [Брутман, Варга, Хамитова, 2000]. Депривация материнской любви переживаемая отвергаемым ребенком, приводит к нарушениям в формиро­вании материнской позиции в зрелости.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что, признавая наличие природных предпосылок материнства, нельзя забывать о неоспоримости приоритета в детерминации характера эмоционального отношения к ребенку социально-исторических факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.