Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фашистская диктатура в Германии 2 страница




Гитлеровская армия с момента своего создания стала важным элементом аппарата подавления противников фа­шизма. Еще в 1936 г. на основании специального приказа Гитлера "О применении армией оружия" было разрешено использовать ее для подавления "внутренних беспорядков". Войска СС осуществляли политику террора, устанавливали фашистский "новый порядок" путем массовых убийств, каз­ней на оккупированных территориях в тесном взаимодей­ствии с действующей армией.

В марте 1938 г. к Германии было присоединено неза­висимое государство Австрия. Следующей жертвой фаши­стской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюн­хенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Анг­лией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присое­диненной к рейху. Это был разгром независимого государст­ва без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеров­цами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие вой­ска заняли Париж, затем последовали новые победы аг­рессора.

К моменту нападения на СССР Германия контролировала обширные территории Центральной и Восточной, боль­шую часть Западной и Северной Европы. В ее руках нахо­дилось побережье Балтийского моря, значительная часть Франции. Мощная военно-экономическая база оккупирован­ных государств была поставлена на службу гитлеровской Германии, целью которой была провозглашена "защита ци­вилизации от угрозы большевизма", а фактически - унич­тожение СССР.

Против Советского государства фашистская Германия вместе со своими союзниками и сателлитами выставила 5-миллионную армию (немецких, итальянских, румынских и других войск), на вооружении которой было 3500 танков, 4900 самолетов и пр.

В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали ин­валидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих пле­чах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую (по неуточненным данным) 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу принадле­жит решающая роль в разгроме фашистской военной ма­шины, а вместе с ней одного из самых реакционных и аг­рессивных, претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.

 

§ 3. Федеративная Республика Германия

 

Потсдамские соглашения и создание военно-контроль­ного управления оккупированной Германией. После безо­говорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юриди­ческой основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.

Важнейшие соглашения по "германскому вопросу" были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа пол­ного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и де­мократизация были признаны в качестве основных прин­ципов политики союзников по отношению к Германии, за­крепленных в документе: "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода". Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения "в практически кратчайший срок" фашиз­ма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, раз­решения и всемерного поощрения деятельности демокра­тических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого го­сударства.

Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландта­гов земель, в которых приняли участие Социалистическая единая партия Германии, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая партия Германии.

Контроль за реализацией Потсдамских соглашений дол­жен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников, ре­шения в котором должны были приниматься на основе кон­сенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов.

Вся будущая подготовительная работа для СКС возла­галась на Совет министров иностранных дел союзников (СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это время принципов единства Германии стала формула "Восточная и Западная зоны", возникшая в ходе общей дискуссии на Потсдамской конференции по поводу репараций. По этой фор­муле, с разных идейных позиций и стали проводиться в жизнь "экономические и политические принципы при обра­щении с Германией", принятые в Потсдаме.

Уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД госсек­ретарь США объявил о намерении объединить свою зону с британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о созда­нии единого государства Германии тем самым было постав­лено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мерт­вой точки многочисленные предложения СССР на Москов­ской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все боль­ше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным бан­ком и пр.

Своеобразным парламентом этого политического объе­динения стал созданный в мае 1947 г. из представителей ландтагов земель Бизонии Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Роль немецкого правительства, созданного из 5 бизональных управлений, выполнял Директорат. В 1948 г. Эко­номический совет был увеличен вдвое, получив допол­нительные функции главным образом в налоговой сфере. Директорат стал называться Исполнительным советом. Во­прос об общегерманском управлении, таким образом, сни­мался с повестки дня на длительное время. Некоторые ус­тупки Франции по Руру сняли все препятствия для ее при­соединения к Бизонии и создания единой, западной оккупа­ционной зоны - Тризонии, границы которой и определили будущие границы ФРГ.

Проведение в жизнь Потсдамских соглашений по Гер­мании. Принятые в Потсдаме соглашения должны были оп­ределить деятельность не только оккупационных властей, но и вновь создаваемых немецких органов управления.

Союзническое управление германской экономикой сво­дилось первое время к введению системы строгого контро­ля за производством и распределением с целью обеспече­ния немцев продуктами первой необходимости и репараци­онных поставок в счет возмещения ущерба странам, постра­давшим от войны. Более того, необходимо было ломать весь хозяйственный порядок в целях уничтожения военно-промышленного потенциала Германии.

Пункт 12 Потсдамских соглашений, касаясь изменений в отношениях собственности и управления в промышленно­сти Германии, гласил: "В практически кратчайший срок гер­манская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей германской концентрации эко­номической силы, представленной особенно в форме карте­лей, синдикатов, трестов и других монополистических со­глашений...". Речь шла, таким образом, о раздроблении не­мецких компаний на ряд мелких.

Во исполнение Потсдамских решений в 1946 г. был раз­работан план "по репарациям и уровню послевоенной Гер­манской экономики", предусматривающий демонтаж про­мышленных предприятий и введение ограничений и запре­тов на выпуск многих видов продукции. Совокупный объем промышленного производства не должен был превышать 65% от уровня 1931 г. Полностью запрещалось производство любых видов вооружения, тяжелых грузовиков, авиастрое­ние и пр., вводилось квотирование в сталеплавильную, стан­костроительную, электрохимическую и другие отрасли про­мышленности.

Декартелизация встретила на своем пути с самого на­чала ряд трудностей, связанных прежде всего с разным толкованием ее в отдельных зонах. Стороны в СКС так и не смогли выработать общих критериев понятия "монополи­стическое объединение". Демонтаж крупных немецких пред­приятий угрожал полным срывом репарационных поставок, приводил к разрушению производства, превращая 2/3 его оборудования в металлолом. Декартелизация в связи с этим стала проводиться по принципу денацификации. Этому спо­собствовало то, что значительная часть крупных немецких промышленников была арестована за соучастие в преступ­лениях рейха, а их имущество секвестировано. За исключе­нием той его части, которая шла на репарационные постав­ки, оно передавалось в распоряжение земель.

Очень скоро встретились значительные трудности и на пути политики денацификации, проводившейся в основном по американскому плану - "выявить, выделить и изоли­ровать из политической и общественной жизни активных нацистов и их пособников". Эта политика во всех оккупаци­онных зонах была направлена главным образом против 6 млн. членов НСРПГ и ее организаций. Преступными орга­низациями безоговорочно были признаны руководящий кор­пус НСРПГ, гестапо, СА, СС.

После Нюрнбергского процесса по делу главных немец­ких преступников в 1945-1946 гг. в проведение политики денацификации были подключены и немцы. Был принят ряд законов, на основании которых вводилась система местных немецких комиссий (шпрухкаммер) по денацификации и пр. Действуя вместе с трибуналами союзников, они были при­званы выявлять нацистов, классифицируя немцев по степе­ни их причастности к "Третьему рейху" на 5 категорий: "главные виновники", "обремененные виной", "менее обре­мененные", "попутчики" и "незатронутые".

Денацификация, несмотря на значительное число за­действованных в ней организаций и учреждений, все боль­ше превращалась в бюрократический фарс, ибо 95% выяв­ленных лиц, связанных с нацизмом, не пострадали, продол­жая впоследствии занимать видные должности в министер­ствах, судах, университетах, банках, бизнесе. Особенно не­эффективна была система шпрухкаммер, которые обеляли многих сотрудничавших с фашистами лиц на том основа­нии, что они были связаны с ними не по политическим, а по материальным соображениям.

Самым действенным итогом этой политики стало со­гласованное решение Московской сессии СМИД, утвержден­ное законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского государства как центра и вдохновителя германского "мили­таризма и реакции". Это был скорее символический акт, так как Пруссия как государство фактически прекратила свое существование еще в 1945 г.

Действенная, а не мнимая денацификация, освобож­дение немцев от националистических, расовых идей, от на­ционал-социалистских мифов об их "избранности", от экс­пансионистских устремлений требовала времени. Она про­исходила по мере изменения всего духовного климата страны, демократизации ее общественной и государственной жизни, чему способствовали как союзники, так и де­мократически настроенные слои западногерманского обще­ства.

Курс на создание западногерманского "социального государства". Разрушение крупного экономического потен­циала в ходе декартелизации в англо-американской зоне закончилось к 1950 г., в советской зоне еще раньше. Оно имело и определенные позитивные последствия, выразив­шиеся не только в структурной перестройке промышленно­сти, в обновлении технологии производства, но и в принци­пиальном изменении всей государственной хозяйственной политики, направленной отныне не на милитаризацию, а на восстановление и рост промышленного производства в мир­ных целях.

С началом "холодной войны" в 1946-1947 гг. в запад­ных зонах стала все активнее проводиться политика оздо­ровления германской экономики во имя обеспечения "безо­пасности вместе с немцами". Самим немцам предстояло и восстановить экономику, и определять стратегическое на­правление ее будущего развития.

Одной из первоочередных задач в послевоенной Гер­мании стала реформа разрушенной финансовой системы страны, в которой процветала беспрецедентная инфляция, черный рынок с ценами, превышавшими официально за­фиксированные в 20, 100 раз, в то время как заработная плата немцев была заморожена на уровне 1945 г.

Денежная реформа должна была сбалансировать де­нежную и товарную массу, восстановить доверие к немец­кой марке как к надежному платежному средству и средст­ву сбережения, упорядочить обязательства по выплате го­сударственных и частных долгов, поднять уровень матери­ального благосостояния немцев, обеспечить условия для сво­боды предпринимательства путем снижения налогового бре­мени и пр. Стабилизация валютной системы была выдвину­та и главным условием "Плана Маршалла" - программы США по восстановлению Европы после второй мировой вой­ны путем предоставления безвозмездной экономической помощи.

Западногерманская денежная реформа была осуществ­лена в 1948 г. жестким, конфискационным способом, с учетом положения социально незащищенных слоев общества. Ста­рые рейхмарки были обменены на новые дойч-марки из рас­чета 100 на 6,5. При этом 93,5% денежной массы уничтожа­лось, но заработная плата и пенсии перечислялись в равном соотношении, что гарантировало прожиточный минимум всем работающим и пенсионерам, а также стимулировало труд немцев, очень скоро поднявших свою страну из руин.

Стабилизации финансовой системы способствовал не только обмен денег, но и решительный отказ государства от финансирования промышленного развития, возможного в то время только за счет дополнительной эмиссии, выпуска "де­ревянных" дойч-марок. Лишь топливно-энергетическая, добывающая промышленность, черная металлургия в 1948- 1951 гг. субсидировались государством. Прямые субсидии государства впоследствии были ограничены тремя направ­лениями: внедрением научных достижений, социальной по­мощью на переобучение персонала, развитием транспорт­ной инфраструктуры.

Вместе с денежной реформой была проведена налого­вая реформа, резко снижена ставка подоходного налога, проведена либерализация цен. Как главное условие успеха денежной реформы было создание и дееспособной банков­ской системы. В американской зоне Центральный банк зе­мель, получивший активы и другое наследство отделений старого Имперского банка, был учрежден еще в конце 1946 г., во французской - в 1947 г., в английской - до денежной реформы в марте 1948 г. В январе 1948 г. был воссоздан и центральный банк, получивший название Банк немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен был про­водить самостоятельную денежную политику, не подчиня­ясь указаниям никаких партийных, общественных и госу­дарственных (кроме судебных) органов. Более того, его дея­тельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась к органам управления объединенной западной экономической зоны.

Основными задачами БНЗ стал контроль за эмиссией банкнот, обеспечение платежеспособности земельных бан­ков, координация их деятельности путем издания распоря­жений, касающихся кредитной политики, осуществление безналичных платежей между землями и по сделкам с за­рубежными кредитными учреждениями.

С первых же дней обращения Дойч-марки Экономиче­ским управлением Западной объединенной зоны и ее окку­пационными властями было объявлено об окончании перио­да "принудительной экономики". В апреле 1948 г. вступил в действие "План Маршалла". В экономику Германии были влиты миллиарды долларов. Новая валюта была признана населением, пустые магазины заполнились товарами.

В немецком обществе не отдавалось предпочтения в это время ни анархически функционирующему капиталисти­ческому рынку, ни централизованно-плановому управлению экономикой. В ходе проведенного еще в 1945 г. референду­ма по вопросу о собственности и в советской, и в американ­ской зонах преимущество было отдано общественным фор­мам собственности. В американской зоне это решение не было проведено в жизнь. В английской зоне на "социализа­цию" собственности было наложено вето оккупационными властями.

Большинство немцев было настроено на выбор некое­го центристского "третьего курса", создание "социального рыночного хозяйства" и "социального государства". На этом направлении предстояло, с одной стороны, обеспечить эко­номическую свободу, гарантированную правовым государ­ством, с другой - социальную справедливость. Основы германской экономической политики "третьего пути" фор­мировались в ходе дискуссий о будущей конституции стра­ны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем из представителей германских земель, призванных ее разра­ботать.

По мере успехов экономического развития все настой­чивее стали звучать требования о создании объединенного западногерманского государства и о дальнейшем четком определении его социально-экономических и политических ориентиров. В июле 1948 г. с такими рекомендациями, без учета мнения СССР, выступили США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия.

Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух моделей "социального государства". Буржуазные партии христианского толка (окончательно оформившийся в пар­тию в 1950 г. Христианско-демократический союз (ХДС) и Христиаиско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 г. в Баварии в качестве региональной партии) предлагали соз­дание "социального капитализма". Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), восстановленная в 1946 г., - соз­дание "демократического социализма". Между ними было много общих точек соприкосновения. Формула "социально­го государства" и возникла как попытка совместить разноплановые интересы отдельных слоев общества в чрезвы­чайно сложной ситуации послевоенной разрухи.

Ни одна из немецких партий не настаивала на включе­ние в конституцию указаний на конкретный путь экономи­ческого развития в надежде на победу в предстоящих вы­борах в рейхстаг. Ведущая политическая сила - партия Христианско-демократический союз во главе с ее лидером К. Аденауэром, будущим бессменным (в течение 14 лет) канц­лером ФРГ, заявляла об опоре на "христианскую тради­цию, демократию и социальное рыночное хозяйство".

На выборах 14 августа 1949 г. немцы проголосовали за ХДС/ХСС, которые вместе с малыми буржуазными пар­тиями получили большинство в рейхстаге. Они тем самым проголосовали и за создание "социального рыночного хо­зяйства", "социального государства" Германии.

Определив в качестве стратегического направления создание и поддержание рыночно конкурентных порядков, государство проводило политику деконцентрации производ­ства, вводило контроль за деятельностью монополий, за це­нообразованием, всемерно поощряя создание новых, преж­де всего средних и мелких фирм. С этой целью упрощались правовые формы их регистрации при получении статуса юри­дического лица, предоставлялись льготные кредиты и пр. Про­ведение в жизнь политики социального рыночного хозяйст­ва привело к бурному экономическому росту, получившему в западногерманской печати название "экономического чуда". Уровень довоенного развития был достигнут в Западной Германии в целом к концу 1950 г.

Образование ФРГ. Оккупационный статут. В преддве­рии скорого принятия конституции возникла необходимость и в определении новых принципов взаимоотношений между оккупационными властями и местными органами управле­ния. Будущая конституция фактически снимала с повестки дня вопрос о заключении послевоенного мирного договора с Германией, способствовала правовому закреплению ее рас­кола на две части: ФРГ и ГДР.

В связи с этим в апреле 1949 г. был принят так назы­ваемый Оккупационный статут, разработанный западно­германскими оккупационными властями. Статут сохранял экономический и политический контроль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им право осуществлять надзор за соблюдением Основного закона ФРГ и конституций земель, отменять все местные законы, противоречащие им.

8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной респуб­лики Германии был принят Парламентским советом и ут­вержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины "Учредительное собрание" и "конституция" были сняты из употребления по настоянию самих немцев как "подразумевающие явный сепаратизм". Основной закон дол­жен был обозначать "временный характер" установленных им конституционных порядков. Фактически после одобре­ния его всеми землями Западной Германии (кроме Баварии, подтвердившей, однако, свою принадлежность к ФРГ) в кон­це мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной Конституции ФРГ.

23 мая 1949 г. считается днем образования государства ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт "военных комиссаров" западных держав в Герма­нии. 14 августа 1949 г. были проведены первые выборы в бун­дестаг, 12 сентября 1949 г. создан бундесрат, через три дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выбо­ров ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суве­ренитета, так как сфера внешних отношений, внешней тор­говли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров.

В 1951 г. Оккупационный статут был пересмотрен в сто­рону большего расширения полномочий государственных органов ФРГ: в частности, был снят контроль над феде­ральным и земельным законодательством, правительствен­ным органам ФРГ были переданы некоторые полномочия в сфере внешней торговли и валютного регулирования, в том числе и в вопросах денежной эмиссии.

В 1952 г. был подписан договор о создании в рамках Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) "европей­ской армии", а также Общий договор между ФРГ и оккупа­ционными державами, согласно которому "оккупация за­канчивалась" и за ФРГ признавалась "полная власть суве­ренного государства во внутренних и внешних делах". В ответ на это была создана Организация Варшавского договора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. Завер­шился раздел мира на два блока противостоящих стран: социалистических и капиталистических.

Конституция 1949 г. Свой первый раздел Конституция 1949 г. посвящает правам человека, подчеркивая тем самым их приоритет перед всеми другими положениями. Этот раз­дел более чем другие несет на себе нагрузку отрицания порядков "Третьего рейха", провозглашая "ненарушимость человеческого достоинства", "неприкосновенность" и "неот­чуждаемость" прав человека (ст. 1), среди которых - право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямо звучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи "расовонеполноценных" и "нежизнеспособных" немцев, проводилась принуди­тельная стерилизация и пр. Среди других прав, не так под­робно представленных в Основном законе, как в Веймар­ской конституции 1919 г., - свобода вероисповедания и со­вести (ст. 4), свобода выражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и "для охраны и улучшения условий труда и экономических условий" (ст. 9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна пе­реписки (ст. 10), неприкосновенность жилища (ст. 13), ос­новные права в сфере правосудия, например, на "законного судью" и пр. В этом перечне особое место занимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти от­дельных лиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантия защиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния граждан на процессы принятия политических и правовых решений.

Перечень этих прав дополняется гарантиями, закреп­ленными в самой Конституции или в текущем законода­тельстве. Так, предоставление свободы совести сопровож­дается правом на отказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят "За­кон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы". Статья 5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации, являю­щейся основой формирования общественного мнения, а так­же - о запрещении цензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт "с" ст. 45 Основного закона) был создан спе­циальный Комитет по петициям, который может заслуши­вать подателей жалоб, запрашивать соответствующую ин­формацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячно заслушиваются доклады о рас­смотренных Комитетом петициях и пр.

Защита социальных прав не получила в Основном за­коне значительного места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной прак­тикой, в том числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственно действующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например, за­крепленное в Конституции право на жизнь и личное досто­инство трактуется ФКС как признание того, что "государство во всяком случае должно гарантировать каждому че­ловеку минимум материального благополучия для достой­ной жизни".

Социальные права закрепляются и самим фактом про­возглашения ФРГ социальным государством. В этом кон­тексте дается и трактовка права собственности, повторяю­щая соответствующие положения Веймарской конституции: "Собственность обязывает. Владение ею есть служение об­щему благу", а также положение Основного закона о воз­можности государства на основе закона принудительно отчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсы и средства производства "для об­щего блага" (ст. 15).

В разделе II Основного закона (ст. 20) дается общее оп­ределение государства ФРГ как государства демократиче­ского, социального и федеративного. Наряду с демократиче­скими правами и свободами к основополагающим конститу­ционным принципам Основной закон относит "народный су­веренитет" и "разделение властей", или осуществление вла­сти народа через посредство "специальных органов законо­дательной, исполнительной власти и правосудия" (ст. 20 (2)). Разграничивая органы трех ветвей власти, Основной закон запрещает совмещение их функций, вмешательство в дела друг друга и пр. Принцип невмешательства особенно строго проводится в отношении органов правосудия.

Демократический характер государства ФРГ рассмат­ривается Основным законом в единстве с его социальным и правовым содержанием. Социальное государство понимает­ся при этом как государство, осуществляющее политику со­циальной справедливости, ослабления социального неравен­ства, защищающее социально-экономические права граж­дан в том смысле, как они звучат во Всемирной декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жиз­ненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание, кото­рый необходим для поддержания здоровья и благосостоя­ния его самого, его семьи, и право на обеспечение по случаю безработицы, болезни, инвалидности и т. д....".

Возможность осуществления этих прав, казавшаяся не­достижимым послевоенным идеалом, обеспечивается ныне в ФРГ высоким уровнем экономического развития, позво­ляющим 50% бюджета страны тратить на стимулирование экономики и социальное обеспечение, повышение жизнен­ного уровня своих граждан.

В ФРГ существует в настоящее время самое развитое законодательство, регулирующее сферу трудовых отноше­ний. Так, в связи с резким увеличением числа безработных в начале 50-х гг. в соответствии с "Законом о стимулирова­нии занятости" 1958 г. началась выплата пособий всем безработным, которая зависит от продолжительности периода занятости работника до увольнения, размера уплачиваемых страховых взносов по безработице, возраста и состава се­мьи безработного. Важным элементом реформы в социаль­ной области стало введение "тарифной автономии", при ко­торой отношения между наемными работниками и предпри­нимателями регулируются соглашениями между отрасле­выми и региональными профсоюзами и союзами работода­телей. В это же время стала формироваться система уча­стия наемных работников в управлении фирмами через на­блюдательные советы на предприятиях, действующая с 1976 г. во всех крупных корпорациях. "Великим социально-поли­тическим завоеванием" в ФРГ считается пенсионная рефор­ма 1957 г., устанавливающая динамическую систему пен­сий, и пр.

В Основном законе, как уже отмечалось, социальная и правовая характеристики государства ФРГ совмещены, ос­новополагающий принцип правового государства провозгла­шен в ст. 20(3): "Законодательство связано конституцион­ным строем, исполнительная власть и правосудие - зако­ном и правом". Этот принцип детализируется многими стать­ями Конституции, в частности раздела IX -"Правосудие".

Федеральный характер государства традиционен для Германии. Эта форма организации государственного един­ства прошла здесь сложный путь от "гегемонистского фе­дерализма" к нынешней модели "кооперативной федера­ции".

Субъекты германской федерации имеют свои конституции и администрацию. К конституциям земель предъявляется лишь требование соответствия "основным принци­пам республиканского, демократического и социально-пра­вового государства" (ст. 28(1)), но унитарная тенденция про­является в Основном законе 1949 г. еще в большей мере, чем в Веймарской конституции 1919 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.