Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование независимых государств в Тропической Африке 5 страница




Организованное рабочее движение в Англии по мере своего роста все более и более выходило за рамки, отведен­ные ему либеральным государством, которое постепенно начинает в своей политике добиваться примирения интере­сов труда и капитала.

В последней трети XIX в. вопрос о легализации проф­союзов и различных средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В 1871 г. был принят Закон о рабочих сою­зах, где цели тред-юнионов в принципе признавались пра­вомерными и запрещались судебные преследования рабо­чих за участие в профсоюзной деятельности. Но одновре­менно в виде поправки к уголовному законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) рас­сматривались как наказуемые.

В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки рабочим и на легализацию профсоюзного движения. Акт о предпринимателях и рабочих отменил уголовные наказа­ния за одностороннее прекращение рабочими трудового до­говора. Другим законом было установлено, что доктрина "общего права" о "преступном сговоре" не может приме­няться к соглашениям рабочих, заключенным в связи с пред­стоящим конфликтом с хозяевами.

Но и в конце XIX в. английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты и другие действия, ко­торые, согласно Закону 1871 г., по-прежнему считались пре­ступными. При этом суды толковали эти понятия чрезвы­чайно широко. В 1899 г. в связи со стачкой железнодорож­ников в Таффской долине суд вынес решение о взыскании с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании.

Это откровенно антипрофсоюзное решение вызвало бурный протест в стране. В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому предпринимателям запре­щалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза.

В Англии, где профсоюзы и забастовки получили зако­нодательное признание еще в XIX в., правительство кон­серваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., про­вело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеоб­щие и политические забастовки, а также стачки солидарно­сти. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбориста­ми, стремившимися к более последовательному выравнива­нию интересов труда и капитала.

В 70-80-х гг. правительство консерваторов предпри­няло новую попытку ограничить права профсоюзов на за­бастовку. Так, в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную реги­страцию профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. После победы лейбористов в 1974 г. была отме­нена обязательная регистрация профсоюзов, подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. В период правительства М. Тэт­чер ряд профсоюзных прав был ограничен (право на пикетирование, на политические забастовки, стачки солидарно­сти). Однако в целом профсоюзная демократия и завоеван­ные трудящимися социальные права характеризуются дос­таточно высоким уровнем.

Уже в XIX в. постепенный рост организованности и активности рабочего класса позволил ему оказывать посто­янное воздействие на позицию английского государства по вопросам регулирования труда. Хотя в Англии деклариро­валось государственное невмешательство в трудовые отно­шения, парламент был вынужден время от времени идти на уступки, вводить законодательные ограничения для неко­торых наиболее грубых и заведомо антигуманных форм эксплуатации труда.

В первую очередь фабричное законодательство кос­нулось женского и детского труда. Попытки регламентировать само применение детского труда были сделаны еще в 1802 г. В 1803 г. был принят закон, согласно которо­му в текстильной промышленности ночной труд детей за­прещался, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет - 12 часов. Закон предусмотрел создание системы контроля в виде так называемых фабричных инспекторов. Но и это не дало сразу значительного эффекта, так как предпри­ниматели стали использовать систему "группового тру­да": смена рабочих происходила в течение всего дня, и контролировать продолжительность труда у отдельных подростков было сложно.

В 1842 году был запрещен подземный труд для жен­щин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан закон, по которому в текстильной промышленности для женщин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов; это же правило распространялось на мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в. (законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все пред­приятия с числом рабочих свыше 50 человек.

Борьба за сокращение рабочего дня в Англии особенно усилилась после того, как в 1866 г. на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было выдвинуто требование о 8-часо­вом рабочем дне. Но в законодательстве это требование на­шло свое отражение только в начале XX в., причем первона­чально применительно к отдельным отраслям промышлен­ности или к некоторым категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шахтеров, почтовых служащих).

Во второй половине XIX в. появляются также первые законы, предусматривающие возмещение вреда рабочим в случае производственных травм. Закон 1880 г. предусмот­рел материальную ответственность за производственный травматизм. Но ответственность возникала лишь в тех слу­чаях, когда увечье было вызвано плохим качеством мате­риала, небрежностью или неосторожностью лиц, которым был поручен контроль за производством.

Выплачиваемое вознаграждение составляло лишь не­значительную часть заработной платы. В 1906 г. был при­нят закон, согласно которому предприниматель мог освобо­диться от ответственности, "доказав" вину самого потер­певшего. Важной вехой в развитии трудового законодатель­ства стал закон 1911 г., который, наряду с социальным стра­хованием.на случай болезни, инвалидности, родов, преду­смотрел также страхование по безработице, хотя первона­чальные размеры его были весьма скромными. Система со­циального страхования приобрела современный вид после второй мировой войны. Значительную роль в создании этой системы сыграли правительства лейбористов, придававшие большое значение сильной социальной политике.

В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство под­верглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем ком­пенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.). Отдельных ус­тупок от предпринимателей рабочие добивались также путем заключения коллективных договоров между тред-юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкрет­ные условия труда и оплаты.

Длительное совершенствование собственно законода­тельства о труде привело к тому, что после второй мировой войны в нем произошли существенные изменения, означав­шие своего рода социальный прорыв, хотя в сфере трудо­вых отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIX в. Основная масса зако­нов по труду приходится на 70-80-е гг. Это законы о занятости 1975 г., 1978 г., 1980 г. и др., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г., консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. и т. д.

Трудовое законодательство, особенно принятое в пе­риод правления лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся. Оно вклю­чает в себя охрану труда и технику безопасности, макси­мальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на предприятии, органи­зацию забастовок и т. д.

Характерной чертой современного английского трудо­вого права является существенная роль коллективных до­говоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т. д. В Анг­лии основные параметры труда, в том числе размер зара­ботной платы и продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а именно коллективные договоры.

Для рассмотрения споров, возникающих из коллектив­ных договоров, созданы специальные трибуналы, поэтому судебная практика является одним из важных источников трудового права. Особым источником трудового права в Англии являются кодексы практики (codes of practice), ко­торые составляются государственными органами (например, государственным секретарем по вопросам занятости) и со­держат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми докумен­тами, их содержание учитывается судами и другими госу­дарственными органами при применении норм права. Но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

В Англии уже в 40-е гг. были осуществлены широкие законодательные программы дешевого жилищного строитель­ства, создания национальной службы здравоохранения; полу­чила развитие национальная система образования всех уров­ней, начиная от дошкольной и кончая университетской. Хотя в создании страхового фонда участвуют и сами работники, но значительные ресурсы на социальную политику законодатель­ство предусматривает из государственного бюджета. Государ­ственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохранения 1977 г., консоли­дировавшим большую часть существовавших ранее актов по этому вопросу. Этот акт был дополнен Законом о здраво­охранении 1980 г.

Еще более молодым законодательством в Англии стали законы об охране окружающей среды. Первые меры по осо­бому режиму сброса отходов относятся еще к 50-м гг., но особый толчок это законодательство получило в 1970 г., когда в Англии развернулось широкое движение "зеленых" и было образовано Министерство окружающей среды. Имен­но в это время были приняты такие значительные акты, как Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., предусмотревший создание очистных сооружений и высокие штрафы за его несоблюдение, в частности, за от­сутствие таких сооружений на вновь строящихся предпри­ятиях. В 1974 г. был принят Закон о недопустимости сбро­сов загрязняющих веществ в море. В 1978 г. был принят Закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением ат­мосферы. В 80-е гг. была принята серия законов о защите диких животных и растений.

Развитие английского уголовного права и процесса в XVIII - XX вв. Закончившаяся компромиссом английская революция не привела к сколь-нибудь существенным изме­нениям в области уголовного права, которые задевали бы непосредственно интересы капиталистических предпринимателей. Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная аристократия и верхушка буржуазии вполне довольствова­лись уголовно-правовыми нормами, восходящими к дорево­люционному праву.

Большое число преступлений в Англии в это время предусматривалось либо по общему праву, либо по статут­ному праву, причем некоторые из них, например Статут 1351 г. об измене, были приняты в глубоком средневековье. Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трех­членная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом, мелкие преступления).

Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число дея­ний, квалифицируемых как фелония и наказуемых по тра­диции смертной казнью и конфискацией имущества. К кон­цу революции (в 1660 г.) в Англии было около 50 видов пре­ступлений, каравшихся смертной казнью, к началу XIX в. к ним добавилось еще около 150.

В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступало стремление правящих кругов лю­быми, в том числе самыми жестокими средствами, внушить обездоленным и трудящимся массам "уважение" к частной собственности. В это время смертная казнь устанавлива­лась за умышленное ранение скота, за порубку садовых де­ревьев, за поджог посевов, за карманную кражу в церкви. К смертной казни приговаривались за посылку письма с фик­тивной подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу (свыше одного шиллинга) и т. д.

В XVIII веке в Англии не только сохранились жесто­кие и чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как самого наказуемого, так и общества в целом. В 1752 г. был принят акт, в котором гово­рилось, что "смертная казнь должна быть дополнена даль­нейшими ужасами и особыми знаками бесчестия". Осужденного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем его рассекали на части. Широко применялись в XVIII в. и такие наказания, как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т. д.

Либерализация карательной политики в Англии в это время осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов, стремившихся га­рантировать себя от преследований со стороны короля и правительственной власти.

Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного процесса. Об этом свидетельствует прежде всего "Habeas corpus Act" 1679 г., а также отдельные уголовно-правовые и процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. Теми же стремлениями к созда­нию режима неприкосновенности личности в уголовном про­цессе был вызван к жизни и Статут 1696 г. о рассмотрении дел об измене. Согласно этому акту, копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому по край­ней мере за 5 дней до судебного разбирательства дела. Обвиняемый получал право на свидание с адвокатом, мог настаи­вать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него.

Борьба просвещенной верхушки общества за упроче­ние политических свобод в сфере уголовного права и про­цесса в XVIII в. проявилась также в делах о так называе­мой мятежной клевете. Такого рода обвинения правитель­ственные власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций, содержащих критику государствен­ных властей. В 1792 г. парламент издал специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать вопрос не только о самом факте опубликования "клеветнического" произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемого в соответствии со своими представлениями о политике и клевете.

В начале XIX в. с утверждением капитализма англий­ское уголовное право подвергается все более острой крити­ке. Для самих правящих кругов становилось очевидным, что построенная исключительно на жестокости уголовная по­литика не приносит желаемого результата. Абсурдная сви­репость английских законов в XVIII - начале XIX в. при­водила к тому, что присяжные достаточно часто оправды­вали даже заведомо виновных в преступлении лиц только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. По­этому английский парламент провел в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения нака­заний укрепить существующий правопорядок. В 1817 г. было отменено публичное сечение женщин, в 1816 г. - выставле­ние у позорного столба, в 1823 - 1827 гг. правительство Р. Пиля провело серию актов, резко сокративших примене­ние смертной казни. С 1826 по 1861 г. в Англии число пре­ступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4. По Акту 1848 г. даже в случае "ведения войны против коро­ля в его королевстве" назначалась не смертная казнь, а по­жизненное заключение.

В середине XIX в. были приняты и другие акты парла­мента, которые существенным образом реформировали уго­ловное право, придав ему по существу (но не по форме, кото­рая нередко оставалась старой) уже современный вид. С по­мощью консолидированных законов в Англии XIX в. было отменено несколько сотен заведомо устаревших законов.

Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. Тем самым превра­тилось в анахронизм деление преступлений на фелонию и мисдиминор, ибо исторически фелония - это серьезное пре­ступление, которое влекло за собой смертную казнь и обя­зательную конфискацию имущества. После 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фе­лонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значимые пре­ступления.

В XIX веке произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел. В 1836 г. был при­нят акт, предусмотревший право обвиняемого, заключенно­го в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Естественно, такой за­кон расширял возможности защиты обвиняемого в судеб­ном процессе.

Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины "общего права", согласно кото­рой обвиняемый рассматривался как лжец. Но одновремен­но судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приго­вор в так называемом суммарном порядке, т. е. без участия присяжных.

В XX веке политика упрощения и модернизации уго­ловного права продолжилась путем издания консолидиро­ванных актов или актов, имеющих элементы кодификации, т. е. содержащих новые правовые положения.

Развитие уголовного права Англии в XX веке отража­ло и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной поли­тики повлекла за собой реформу уголовного права. Наибо­лее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после созда­ния в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей зада­чей подготовку кодификации права Англии. Особенно энер­гично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса, опубликованный для ознаком­ления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. Имея в виду в конечном счете ко­дификацию уголовного права, Правовая комиссия и парла­мент проделали большую предварительную работу по сис­тематизации уголовного права Англии.

В 60-80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступ­лений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В законодательном порядке была введе­на новая классификация преступных деяний. Это прежде всего выделение более серьезных преступлений, за которые уста­навливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена уп­рощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений, как менее общественно опасных, такая про­цедура ареста не предусматривалась.

В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии - 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких ин­ститутов, как нападение, неоконченное преступление, опре­деление характера вины, но большинство составов преступ­лений было закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере ре­гулирования общего права. В их числе: недонесение об изме­не, отдельные виды убийств. Основная же масса составов пре­ступлений определяется теперь статутами.

Одним из важных направлений реформ уголовного права является гуманизация и оптимизация наказания. Это на­шло свое отражение в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969 г. была отменена смертная казнь даже за тяж­кое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смерт­ную казнь по таким преступлениям, как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но практи­чески в течение длительного времени никто не был приго­ворен к смертной казни за эти преступления.

В 1948 году были отменены каторжные работы, и наибо­лее тяжелым видом наказания стало лишение свободы с раз­личным режимом. Но современная пенитенциарная политика больше ориентируется на реадаптацию преступников, а по­этому нашла свое выражение в создании специальных дет­ских исправительных учреждений и даже "открытых тюрем".

Широкое распространение в Англии в качестве меры наказания получило условное осуждение (пробация), кото­рое является эффективным способом социальной адапта­ции осужденного, проходящей при особом контроле со сто­роны работников специальной социальной службы.

Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними перегрузки и медлительность самого су­дебного процесса потребовали во второй половине XX в. дальнейшего реформирования всей судебной системы и уго­ловного процесса в частности.

Важное значение в модернизации судебной системы сыг­рал Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судеб­ных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятель­ность судов соответствующих округов, а главное, создал но­вый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. демо­кратизировал судебный процесс, ввел неизвестную ранее английскому судебному праву категорию правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные, сущест­вующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и солиситеров. С 1985 г. в Англии наряду с обвините­лями по поручению полиции и потерпевших стала действо­вать система государственных обвинителей по наиболее важ­ным уголовным делам.

При сохранении традиционной состязательности в уго­ловном процессе возросла роль полиции. Тем не менее За­коном 1994 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам деятельность полицейских органов ставится в стро­гие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предме­тов преступления и даже использования электронных уст­ройств и компьютерных данных.

Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяж­ных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществля­ется теперь не шерифами, как это было исторически, а под­бирается чиновниками, назначенными лордом-канцлером. Однако процессы демократизации коснулись и института присяжных заседателей, для которых с 1972 г. отменен иму­щественный и снижен возрастной цензы.

Все указанные выше изменения были консолидирова­ны Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, в так назы­ваемом суммарном порядке.

 

Глава 20. Право Соединенных Штатов Америки

 

Становление правовой системы США в колониаль­ный период. Само понятие "правовая система" примени­тельно к США используется лишь условно. По сути дела единой национальной правовой системы, как ее понимают в большинстве государств мира, в США никогда не было и нет. В XVII-XVIII вв. на территории будущих Штатов од­новременно складывалось 13 правовых систем (по числу английских колоний). В настоящее время на территории США действуют 50 штатных (по числу штатов) и одна фе­деральная правовая система, образование которой произошло уже после завоевания независимости и принятия Конститу­ции 1787 г.

Таким образом, правовая система США - это сово­купность всех указанных выше правовых систем, которые при всей их неповторимости и самостоятельности обладают внутренним единством. Значительная степень сходства пра­вовых институтов федерации и штатов объясняется преж­де всего историческими факторами.

Формирование правовой системы в США началось еще в колониальный период. Все 13 английских колоний при раз­нообразии их социального и политического устройства име­ли общие правовые корни, уходящие в дореволюционную историю Англии.

В XVII в., в период английской колонизации Северной Америки, поселенцы перенесли с собой из Старого Света привычные для них судебные и правовые порядки. Однако эти порядки, естественные для Англии, на новой почве при­живались лишь постепенно и не без трудностей.

Для многих поселенцев, бежавших в Новый Свет из-за политических и религиозных преследований, английское право долго воспринималось как нечто враждебное.

В некоторых колониях, которые основывались не анг­личанами, а голландцами (например, Нью-Йорк), в какой-то период действовало голландское право. Впоследствии оно было вытеснено английскими колонистами с помощью об­щего права и законодательства.

Для использования казуистичного и достаточно слож­ного английского общего права ("права юристов", как его иногда называли) в колониях, особенно в XVII в., не хватало юристов-профессионалов. Тем не менее еще до провозгла­шения независимости в США практически шел активный процесс трансплантации английского общего права, права справедливости и статутного права, которые имели в коло­ниях прямое действие.

Этот процесс, сопровождавшийся введением в колони­ях системы судов и присяжных заседателей по типу Анг­лии, растянулся в XVII в. на десятилетия в силу оторван­ности колоний от Старого Света, разбросанности поселений на большой территории и самой технико-юридической слож­ности английских правовых конструкций, которые предпо­лагали подготовку сведущих специалистов из числа самих жителей колоний. Таковые появляются лишь в XVIII в.

Не случайно первоначально в колониях действовало упрощенное английское право или же просто смесь обычаев поселенцев с их морально-религиозными установками, даже с библейскими текстами.

Естественно, что в особых колониальных условиях анг­лийское общее право в его чистом виде не могло быть при­менимо. Колонисты не восприняли отдельные правовые ин­ституты феодального происхождения, не имеющие почву в американском обществе. Так, постепенно в колониях отме­няется принцип первородства (майората), который имел большое значение в английской правовой системе. Колони­альные суды в Америке освобождали английское общее право от многих технических деталей и сложностей, видоизменя­ли отдельные правовые конструкции и целые институты права.

В некоторых колониях была предпринята попытка своеобразной и достаточно простой кодификации законода­тельства, как английского, так и принятого местными легис­латурами (законодательными собраниями колоний). Так, в 1648 г. был составлен законодательный сборник "Право и свободы Массачусетса", оказавший влияние на кодифика­ции, проведенные в некоторых других колониях.

Данный сборник отразил общую для колоний тенден­цию к упрощению английского права с тем, чтобы оно было более понятно самим поселенцам. Поэтому в такие сборни­ки, созданные позднее в других колониях, включались не только правовые предписания, но и пуританские обычаи и морально-религиозные принципы, получившие признание в колониальных судах. Но в целом эти сборники восприня­ли не только английское законодательство, но и общий дух английского прецедентного права.

Несмотря на свое средневековое происхождение, ар­хаичность формы и казуистичность содержания судебные прецеденты проявили достаточно высокую степень гибко­сти и приспособляемости к потребностям капиталистиче­ского предпринимательства, к условиям формирования но­вого гражданского общества.

Уже в дореволюционный период со второй половины XVIII в. в связи с нехваткой юридических знаний и литера­туры большим авторитетом в колониях, а затем и в штатах пользовался трактат английского юриста У. Блэкстона "Ком­ментарии к законам Англии". Этот доктринальный источ­ник права имел своей целью разъяснение и обоснование английского права. Популярность данного произведения в Новом Свете была даже большей, чем в самой Англии. Оно было известно и американским судьям, которые рассматри­вали многие положения этого трактата как руководство в судебной практике.

Эволюция общего права после завоевания независи­мости. После провозглашения независимости, несмотря на сильные антианглийские настроения, принцип правового континуитета взял верх и прецедентное право сохранило свое действие уже в правовых системах штатов. Свою роль здесь сыграла и сложившаяся к этому времени своего рода юридическая каста, состоявшая из профессионалов высо­кого класса, способных иметь дело с технически развитой системой права. Еще во время становления американской государственности английское право получило официаль­ное признание в каждом из штатов.

Рецепция английского права осуществлялась с помо­щью соответствующих положений конституций штатов или иных законодательных актов, причем восприняты были толь­ко те его нормы, которые не противоречили действующему праву штатов. Технико-юридические формулы признания штатами дореволюционного права были различными, но типичным являлось положение о том, что право каждой колонии (штата) включает в себя лишь ту часть английско­го права, которая датируется раньше чем 1607 г. или, по крайней мере, 1776 г.

В конституциях некоторых штатов английское право как таковое прямо не упоминалось. В них в общей форме говорилось о сохранении юридической силы права, которое было здесь до независимости. В отдельных штатах (Мэри­ленд, Нью-Йорк и др.) английские статуты и общее право прямо были названы в качестве источников права (с ука­занной выше ограничительной датой).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.