Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование независимых государств в Тропической Африке 14 страница




Довольно полное и подробное по всем отраслям законо­дательство Китая непрерывно уточнялось или дополнялось. Основные гоминьдановские законы были сведены в Люфа цюанъшу - Полную книгу шести законов (или шести от­раслей права), в которую вошли законодательные нормы, сгруппированные по следующей схеме: конституционное пра­во, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, админи­стративное право, куда включалось трудовое, финансовое и земельное право. Однако реальные результаты усилий Гоминьдана модернизировать правовую систему страны ока­зались незначительными. Последовательному проведению в жизнь новых законов препятствовала раздробленность страны. Юрисдикция гоминьдановского правительства не распространялась с началом японской агрессии на оккупи­рованные Северно-Восточный Китай и приморские районы. Различные группировки милитаристов не признавали фак­тически власти нанкинского правительства и издавали на подвластных им территориях собственные законы. Вдоба­вок Китай почти весь этот исторический период сотрясала гражданская война.

Начальный этап формирования права Китайской Народной Республики. Еще до образования КНР в феврале 1949 г. директивой ЦК КПК было отменено действие гоминьдановского законодательства на территории освобож­денных районов. Взамен старого законодательства судам и правительственным органам было предложено руководство­ваться установлениями, выраженными в "программах, по­ложениях, приказах, постановлениях и других документах, опубликованных народными правительствами и Народно-освободительной армией, а при отсутствии их - политикой новой демократии". Действительно, освобожденные районы обладали определенной правовой базой, первоначально за­ложенной еще на советском этапе революции в Китае. Од­нако они не могли создать достаточно систематизированно­го законодательства в силу чрезвычайных условий своего существования. Их законодательные акты были скорее про­граммными документами. Так, вместе с провозглашением Китайской советской республики съездом советов были при­няты законы о земле и труде. По первому закону земли милитаристов, помещиков и зажиточных крестьян ("кула­ков"), а также храмовые земли подлежали конфискации и распределению между бедняками и середняками. Батраки и красноармейцы обеспечивались землей наравне со всеми. "Кулакам" вместо конфискованной предоставлялась земля худшего качества. У всех указанных категорий землевла­дельцев, кроме "кулаков", конфисковывалось все имущест­во, у "кулаков" - только "лишний" скот и сельскохозяйственные орудия. Законом подтверждалось право крестьян на куплю-продажу и сдачу в аренду земли.

Закон о труде устанавливал на предприятиях 8-часо­вой рабочий день для взрослых и 4-6-часовой - для под­ростков, еженедельный оплачиваемый день отдыха, еже­годные отпуска для всех лиц наемного труда, равную плату за равный труд, систему коллективных договоров и соци­ального страхования, а также свободу деятельности проф­союзов.

Первым нормативным актом, принятым ЦИК КСР, яви­лось Положение о браке от 28 ноября 1931 г., вскоре заменен­ное более совершенным Законом о браке (8 апреля 1932 г.). Оба законодательных акта провозглашали свободу брака и развода, объявляли об упразднении заключения брака по воле родителей, запрещали куплю-продажу невест, поли­гамию и полиандрию и пр.

Были приняты также акты, устанавливающие новые основы судопроизводства. Уголовное законодательство было представлено довольно жесткими Директивой ЦИК КСР о временном порядке решения дел о контрреволюционных преступлениях (от 13 декабря 1931 г.) и Положением КСР о наказании за контрреволюционные преступления (от 8 ап­реля 1934 г.). Эти акты, устанавливая общие принципы уго­ловной ответственности за эти преступления, предоставля­ли судам широкие полномочия детализировать их в каж­дом конкретном случае.

В области гражданского права в КСР были приняты Временные правила о вложении капиталов в торговые и промышленные предприятия (1 января 1932 г.) и Времен­ные правила о ссудах (1 февраля 1932 г.). Первый акт пре­доставлял свободу деятельности предпринимателям, соблю­дающим законы и постановления КСР. Второй акт объяв­лял недействительными всякие займы, носившие ростовщический характер, устанавливая наивысший размер про­цента по краткосрочным и долгосрочным займам.

Предусматривалось также и проведение социальных преобразований, направленных на разрушение феодальной системы землевладения, на ликвидацию жестоких форм эксплуатации крестьян.

В силу разобщенности освобожденных районов, объе­диненных только политическим и военным руководством КПК, законодательство этого времени носило сугубо парти­кулярный, разрозненный характер, кроме, пожалуй, Мань­чжурии, на большей части территории которой власть КПК установилась сразу после окончания второй мировой вой­ны. Довольно большой пласт нормативных актов создало за короткий период своего существования в 1948-1949 гг. и народное правительство Северного Китая.

В целом несовершенство созданной в освобожденных районах правовой базы делало полный отказ новой власти от старого законодательства вряд ли оправданным. Глав­ную роль в этом сыграли идеологические стереотипы орто­доксального марксизма, в соответствии с которыми гоминьдановское право не могло расцениваться иначе как реакци­онное и враждебное, обреченное на уничтожение.

После образования КНР правовой партикуляризм со­хранился. До 1954 г. страна была разделена на упоминав­шиеся выше большие административные районы, военно-административные комитеты которых осуществляли обшир­ное нормотворчество. Некоторые нормативные акты этих районов помещались в общекитайских сборниках законов и постановлений, особенно по вопросам, еще не отрегулиро­ванным национальным законодательством.

Правотворчество КНР отличалось в эти годы многосубъектностью, которая выражалась в предоставлении нормотворческих прав широкому кругу властных органов. Кроме властей больших административных районов субъектами ме­стного правотворчества выступали военно-контрольные ко­митеты НОАК. С образованием КНР законодательные пра­ва в общегосударственном масштабе стали осуществлять Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), Административный совет и комитеты этого Совета. Всего до "культурной революции" 1966-1976 гг., когда законода­тельная деятельность прекратилась, было издано 1500 за­конов и постановлений только на национальном уровне. Кроме того, большое значение имели обобщения судебной практики и различные проекты нормативных актов, кото­рые применялись на практике выборочно, но иногда в срав­нительно широких масштабах.

Первым законодательным актом, принятым ЦНПС, был опубликованный 1 мая 1950 г. Закон о браке, продолжавший традиции семейного законодательства освобожденных рай­онов. Закон уже в масштабе всей страны устанавливал оди­наковые права и обязанности мужчин и женщин в браке, закреплял обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей, равноправие внебрачных детей с детьми, ро­дившимися в браке. За ним последовал Закон о земельной реформе (21 июня 1950 г.), целью которого была ликвидация помещичьего землевладения. Закон регулировал конфиска­цию помещичьей земли, принадлежавших помещикам сель­скохозяйственного инвентаря, излишков зерна, части жи­лых строений в сельской местности и их распределение среди "безземельных и малоземельных крестьян".

Первые акты того времени в области трудового права были приняты Всекитайской федерацией профсоюзов (Вре­менные правила о порядке разрешения трудовых конфлик­тов от 20 ноября 1949 г., Временные правила о заключении договоров между трудящимися и предпринимателями на ча­стных предприятиях от 22 ноября 1949 г. и др.). Но тогда же принимаются и государственные акты в этой области. Так, 22 ноября 1949 г. министерством труда принимаются Пра­вила организации и работы городских комиссий третейско­го суда по конфликтам между трудом и капиталом. Во всех актах, касающихся взаимоотношений труда и капитала, го­ворилось о сочетании государственных интересов с частны­ми, о достижении обоюдной выгоды труда и капитала и ис­ключались забастовки как метод разрешения трудовых кон­фликтов.

Хозяйственные отношения в промышленности и тор­говле в восстановительный период регулировались глав­ным образом множеством ведомственных инструкций и по­ложений. Однако тогда же были изданы основополагаю­щие акты, направленные на централизацию управления экономикой, которыми явились принятые в марте 1950 г. два постановления Административного совета: о централизации финансово-экономической работы и об осуществ­лении мероприятий по централизации государственной торговли в стране. Постановление о централизации фи­нансово-экономической работы предусматривало центра­лизованное распоряжение финансовыми поступлениями и расходами, ранее находившимися в ведении местных вла­стей, устанавливало строгую финансовую систему, в ре­зультате чего была приостановлена инфляция.

В декабре того же года Административным советом принимается Временное положение о частных предпри­ятиях, создававшее определенную правовую базу для пред­принимательской деятельности национальной буржуазии. В нем регулировался порядок создания, регистрации и деятельности частных предприятий, закреплялись их фор­мы (простые товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные компании и т. п.), права и обязанности их участников и другие вопросы. Несмотря на командно-разверсточную систему в китайской экономике, в праве КНР в 50-е гг. прослеживались тенденции к фор­мированию нескольких видов и даже групп хозяйствен­ных договоров, регулировавшихся ведомственными инст­рукциями.

В самом начале 50-х гг. было принято несколько важ­ных общекитайских нормативных актов по уголовному пра­ву. Первый из них, принятый Административным советом в феврале 1950 г., - Циркулярный приказ о строгом запре­щении опиума и других наркотиков. Позднее в том же году Административный совет совместно с Верховным народным судом издал Директиву о подавлении контрреволюционной деятельности, а в 1951 г. ЦНПС - подробное Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность. В том же году Административным советом принимаются Временное положение о наказаниях за подрыв государственной денеж­ной системы и Временное положение об охране государст­венной тайны. Вслед за этим в 1952 г. ЦНПС принимается Положение о наказаниях за коррупцию.

Законодатель КНР в уголовном праве шел по пути из­дания нормативных актов об уголовной ответственности по группам однородных преступлений. Помимо перечисленных специальных актов вопросы уголовного права в первые годы существования КНР решались и в законодательных актах, относящихся к другим отраслям права, например, уголов­ную ответственность устанавливал Закон о браке.

Издававшиеся в восстановительный период законы да­леко не всегда были совершеннее своих предшественников в освобожденных районах.

Уже незадолго до принятия первой Конституции КНР в августе 1954 г. появился первый общегосударственный акт, регулирующий вопросы исправительно-трудового права. Административным советом было принято Положение о трудовом перевоспитании. В этом положении определялись виды исправительно-трудовых учреждений, регулировалась их воспитательная и производственная деятельность, опре­делялся порядок содержания заключенных. Одновременно с Положением были приняты Временные правила о поряд­ке освобождения заключенных исправительно-трудовых учреждений после отбытия ими срока наказания и об их трудоустройстве. Эти правила существенно ограничивали возможность ухода заключенного, отбывшего срок наказа­ния, из места расположения исправительно-трудового уч­реждения. Органы общественной безопасности могли самостоятельно решать вопросы об оставлении заключенных в местах отбытия наказания "для трудоустройства".

Послеконституционное правотворчество 50-х гг. Пра­вовой нигилизм в период "большого скачка" и "культур­ной революции". Принятие Конституции КНР 1954 г. и конституционных органических законов вызвало к жизни большой поток нормативных актов, приводивших правовую систему страны в соответствие с конституционными поло­жениями, что в большинстве случаев осуществлялось на уровне административных актов Государственного совета. Например, актом 1955 г. была осуществлена реорганизация не предусмотренных Конституцией местных объединенных демократических правительств различных национальностей, в 1957 г. упразднены специальные суды на железнодорож­ном и водном транспорте, в. феврале 1956 г. был принят целый ряд нормативных актов, связанных с преобразова­нием частных торговых и промышленных предприятий и предприятий кустарной промышленности.

В середине 50-х гг. была несколько смягчена каратель­ная политика в отношении противников режима. "Поста­новление о великодушном разрешении дел и о трудоуст­ройстве остатков контрреволюционных элементов в горо­дах", принятое в 1956 г. ПК ВСНП, установило, например, что надзор за контрреволюционными элементами мог осу­ществляться лишь на основании решения суда. В 1957 г. постановлением сессии ВСНП был закреплен принцип, со­гласно которому все приговоры к смертной казни подлежа­ли утверждению Верховного народного суда.

В эти годы был принят также и ряд важных актов по трудовому праву. Среди них, прежде всего, отметим Поста­новление Госсовета КНР о реорганизации заработной пла­ты (1956 г.), согласно которому в основу организации опла­ты труда рабочих была положена тарифная система, позво­ляющая производить оплату труда рабочих в зависимости от их квалификации, условий и общественной значимости труда. Госсоветом были приняты также акты, регулирую­щие отпуска, пенсионное обеспечение, порядок увольнения рабочих и служащих и другие вопросы трудового права. В целом объем правотворческой деятельности высших госу­дарственных органов был довольно значителен. При этом, однако, не было принято ни одного кодекса. Следовательно, не было и сколько-нибудь целостной системы права и сам процесс создания правовых основ государства был далек от завершения.

Нигилистические тенденции по отношению к праву и законности, в том числе и к правовым основам государства, впервые открыто проявились во время кампании борьбы про­тив "правых буржуазных элементов" в 1957 г. Этой кампа­нии предшествовала "необыкновенная весна" 1957 г., когда были выдвинуты призывы к "безбоязненному" развертыва­нию критики ошибок и недостатков в работе партийно-госу­дарственного аппарата. На работников суда и прокуратуры кары сыпались за отстаивание конституционных положений о независимости судей, об осуществлении правосудия только судами, о независимости осуществления прокурорских функций и т. д. Требования усиления законности в деятель­ности государственных учреждений стали рассматриваться как проявления "буржуазного правового мировоззрения", попытки "связать диктатуру по рукам и ногам". Даже предложения о принятии гражданского и уголовного кодексов стали характеризоваться как "подрыв демократической дик­татуры народа". Вместо законов судебным работникам пред­лагалось использовать в качестве критериев разрешения дел различные установки из выступлений Мао Цзэдуна.

Проект уголовного кодекса КНР, рекомендованный в 1957 г. сессией ВСНП, для опытного применения никогда не публиковался и был, по-сути дела, закрытой инструкцией для судебных работников, которой определялся и порядок рассмотрения дел в суде. Существовало и много других нор­мативных предписаний, распространявшихся в закрытом порядке по различным учреждениям. Постепенно такой по­рядок стал нормой государственной жизни. Число публи­куемых актов сначала сократилось, затем нормативные акты перестали публиковаться совсем.

Проявления правового нигилизма усилились в период "большого скачка". Право стало рассматриваться исключи­тельно как орудие подавления, необходимое лишь "для борь­бы с врагами народа".

Сама "культурная революция" вылилась в вакхана­лию произвола и беззакония, санкционированную властя­ми. Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа "ре­волюционные учащиеся" (т. е. хунвэйбины) заранее освобо­ждались от ответственности за совершение "в ходе движе­ния" преступления. Это открыло путь стихии грубого наси­лия. Отряды хунвэйбинов арестовывали граждан, водворя­ли их в официальные и самодеятельные тюрьмы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В годы "культур­ной революции" закрепилась практика расправ на "судах масс" с участием десятков тысяч зрителей, мобилизован­ных для заслушивания и "одобрения" заранее вынесенных приговоров. Для подобных судилищ было характерно вы­ставление подставных свидетелей, составление обвинитель­ных заключений на основе ложных доносов или показаний обвиняемых, полученных под пыткой, унижение человече­ского достоинства подсудимых перед вынесением и испол­нением приговора, глумление над трупами казненных.

В социально-экономической сфере в период "культур­ной революции" проводилась политика превращения стра­ны в большую военизированную коммуну, осуществления системы уравнительного снабжения едой и предметами пер­вой необходимости.

Впоследствии "культурная революция" была официально охарактеризована как "действительно потрясающее, чудо­вищное бедствие для нашего многонационального народа".

Восстановление и развитие правовой системы КНР (конец 70-х-90-е гг.). Восстановление правовой системы КНР после "культурной революции" связано прежде всего с введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной правовой базой этого процесса. В том же году на Всекитайском совещании по вопросам законодатель­ного строительства была обнародована правовая програм­ма, в которой в качестве приоритетных направлений было определено принятие нормативных актов в хозяйственной и природоохранной сферах, в охране общественного поряд­ка и организации государственных органов.

Первые после пятнадцатилетнего перерыва норматив­ные акты были опубликованы в начале 1979 г. Ими были Положение об арестах и задержаниях и введенный в экспе­риментальном порядке Закон КНР о лесном хозяйстве (Лес­ной кодекс КНР). Положение вводило отброшенные "куль­турной революцией" правовые нормы об органах, имеющих право производить аресты и задержания, о различных га­рантиях прав в связи с действиями этих органов. Не слу­чайным было и появление в числе первых актов Закона о лесном хозяйстве. Бессистемная вырубка лесов в ряде рай­онов страны отрицательно повлияла на климатические ус­ловия и сельскохозяйственное производство.

На состоявшейся в 1979 г. сессии ВСНП были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы об организации местных органов власти и управления, народ­ных судов и народных прокуратур, а также Закон о совме­стных предприятиях с китайским и иностранным капита­лом. Этот закон положил начало целой серии законодатель­ных и иных нормативных актов, направленных на создание в стране благоприятного иностранным вкладчикам инвести­ционного климата.

В дальнейшем хозяйственное законодательство, закре­пляющее курс III пленума ЦК КПК 1978 г. на модерниза­цию страны, стало самым многочисленным (70% действую­щих актов). Вместе с ним получили первоочередное разви­тие акты, направленные на создание эффективных мер борь­бы с преступностью.

Последовавший за принятием Конституции КНР 1982 г. период характеризовался довольно бурным, но в то же вре­мя и достаточно осмотрительным правовым строительст­вом - многие нормативные акты принимаются в качестве временных положений, широко практикуется издание ак­тов, проходящих экспериментальную проверку на практи­ке. В 1986 г. были введены в действие Общие положения гражданского права, в которых собраны преимущественно те институты и нормы гражданского права, которые не бу­дут требовать значительной корректировки по мере про­должения экономических преобразований. Иначе говоря, со­держание Общих положений оказалось близко к функциям традиционно понимаемой Общей части Гражданского ко­декса. По отдельным гражданско-правовым институтам ки­тайский законодатель предпочитает принимать отдельные законы, в которых возникает потребность и для которых созрели условия. Были изданы также законы о хозяйствен­ном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патен­тах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), об авторском праве (1990 г.), о компа­ниях (1993 г.), о векселях (1995 г.) и пр., а также многочис­ленные подзаконные акты, именуемые положениями о по­рядке применения того или иного закона.

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) КНР был сначала принят ПК ВСНП для применения в опытном по­рядке (1982 г.). В качестве экспериментального закона он действовал 9 лет. По мере развития регулируемой рыноч­ной экономики потребовалось внести изменения в положе­ния, регулирующие процессуальную сторону рассмотрения гражданских дел в судах. ГПК в новой редакции и в посто­янном варианте был принят сессией ВСНП 9 апреля 1991 г. Кодексом, в частности, была уточнена процедура рассмот­рения гражданских дел, касающихся иностранных граж­дан, апатридов, иностранных предприятий и организаций.

Административно-процессуальный кодекс КНР также был принят в 1989 г. в отсутствие административного ко­декса. До введения в действие Кодекса был принят ряд за­конов и постановлений, установивших основания для адми­нистративного производства по обращениям граждан и ор­ганизаций. Новейшим актом, играющим в настоящее время роль важной составной части административного права КНР, является Закон 1996 г. о наказаниях за административные правонарушения.

Трудовой кодекс КНР был принят только в 1994 г. (вве­ден в действие с 1 января 1995 г.). Он кодифицировал ранее принятые акты в области трудового права и вместе с тем ввел новые правовые нормы, порожденные нынешним со­циально-экономическим развитием Китая. Состоящий из 13 глав Трудовой кодекс урегулировал вопросы заключения трудовых и коллективных договоров, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, безопасности и гигиены труда, профессионального обучения и подготовки, социаль­ного страхования и обеспечения, порядка разрешения тру­довых споров и другие. Еще раньше, в 1992 г., был принят новый Закон КНР о профсоюзах.

Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значитель­ное количество нормативных актов в области охраны окру­жающей среды. Так, в 1979 г. были приняты эксперимен­тальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окру­жающей среды, который явился основой для формирова­ния всей системы природоохранного законодательства стра­ны. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоян­ным актом с аналогичным названием.

Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмот­рен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Он является одним из самых разработанных природоохранных законов КНР, регулирующих охрану и рациональное ис­пользование лесных ресурсов и лесоразведение. В приложении к закону воспроизводятся статьи Уголовного кодек­са, регламентирующие наказания за ущерб, причиненный лесам.

Были приняты также: Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.), Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.), Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.), Водный кодекс (1988 г.), Закон об охране диких животных (1988 г.) и др. Неуклонное наращивание в КНР нормативных актов, связанных с охра­ной окружающей среды, продолжалось и в последующие годы (в частности, был принят Закон о предотвращении шу­мового воздействия на окружающую среду 1996 г.).

Обновление законодательства коснулось и правоохрани­тельной сферы. Госсоветом КНР было принято Положение о местах предварительного заключения (1990 г.), с введением которого прекратил свое действие соответствующий раздел Положения о трудовом перевоспитании 1954 г. В конце 1994 г. за этим Положением последовал Закон КНР о тюрьмах. Об­щее направление этих актов можно определить как гумани­зацию содержания заключенных под стражей, а примени­тельно ко второму акту - и общую гуманизацию системы исполнения наказаний (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюрем­ной администрации, исполнение наказания вне мест заклю­чения и т. п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим.

Новое законодательство не предусматривает исправительно-трудовых лагерей (отрядов) в качестве мест заклю­чения, ограничив последние тюрьмами и воспитательными учреждениями для несовершеннолетних преступников. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции. За­коном не предусмотрено и норм, легализующих "трудоуст­ройство" заключенных после отбытия ими наказания, как это было предусмотрено в Положении 1954 г.

К местам заключения законом не отнесены уже упоми­навшиеся выше воспитательно-трудовые учреждения, яв­ляющиеся формой изоляции от общества правонарушите­лей, не подлежащих уголовной ответственности. Изоляция производится ныне в административном порядке и не явля­ется бессрочной (до "перевоспитания"), но может длиться максимум четыре года.

Одной из тенденций современного правового развития КНР является постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меня­ют их содержание. Так, в 1996 г. был принят в новой редак­ции Уголовно-процессуальный кодекс КНР. Принятие Ко­декса после многих лет произвола и беззаконий стало важ­ным событием в жизни китайского общества. Новый Кодекс должен был учесть и рост правовой грамотности населения, и существенное расширение числа дипломированных юри­стов, он существенно усилил гарантии прав личности в суде. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положе­ние КНР об арестах и задержаниях, Постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общест­венный порядок, Постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.

Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УПК в 1979 г. Действую­щая его редакция принята ВСНП в 1997 г. В 1989 г. Постанов­лением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за кор­рупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за наруше­ние Закона о компаниях. Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в Кодексе резко возросло как общее количество статей (с 192 до 452), так и статей Особенной части (с 101 до 351). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавле­на "Преступления против государственной безопасности". Значительно увеличилось число статей в главе об экономи­ческих преступлениях, которая называлась "Преступления против социалистического экономического порядка" и содер­жала всего 15 статей. Теперь глава называется "Преступле­ния против порядка социалистической рыночной экономики" и содержит свыше 90 статей.

В отдельную (заключительную) главу Кодекса выделе­ны воинские преступления, отдельные главы составляют такие преступления, как коррупция и взяточничество, пре­ступления против интересов национальной безопасности. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государ­стве и обществе с гуманизацией права и правосудия. При­нятие новых редакций УПК и УК КНР свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться достаточно об­ширный пласт модернизированного законодательства по раз­личным отраслям права. Однако обеспечение действия пра­ва в социально-экономической и политической жизни Ки­тая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культур­ной отсталости, распространением образования, преодоле­нием пережитков феодального прошлого.

 

Содержание

Предисловие................................................................................................................................................ 3

Раздел I. История государства в новое время

Глава 1. Англия.............................................................................................................................................. 4

§ 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии................................................ 4

§ 2. Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIII и XIX вв................................ 7

§ 3. Британская колониальная империя.................................................................................................... 12

Глава 2. Соединенные Штаты Америки................................................................................................. 15

Глава 3. Франция.......................................................................................................................................... 25

§ 1. Революция 1789-1794 гг. и становление конституционного строя............................................... 25

§ 2. Государственный строй Франции от Первой республики до Первой империи.......................... 38

§ 3. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи...... 44

§ 4. Парижская коммуна 1871 г................................................................................................................. 50




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.